РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПОВ НАГЛЯДНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Булай Л.В.
Эффективность обучения зависит от степени привлечения всех органов чувств человека. Чем разнообразнее чувственное восприятие учебного материала, тем прочнее он усваивается.
Каменский Я.А.
Передовой опыт лучших преподавателей математики показывает возросшую роль специально подготовленных учителем дидактических материалов.
Характерной чертой пособий подобного типа является тщательная продуманность системы отобранных упражнений, обеспечивающей максимум возможностей для активной мыслительной деятельности учащихся, возможность самостоятельного овладения знаниями, возможность осуществления индивидуального подхода при обучении. Большое значение в процессе создания и использования такого рода пособий имеет правильное истолкование принципа наглядности, понимание специфики его применения в процессе формирования абстрактных математических понятий.
Стремление максимально активизировать мыслительную деятельность учащихся сказалось и на заметном усилении дидактической направленности таких наглядных пособий как таблицы, карточки-памятки, презентации. Многие из них уже теперь правильнее назвать дидактическим материалом, а не наглядным пособием в традиционном смысле этого слова.
Дидактическая роль наглядных пособий – обеспечить усвоение учащимися математических знаний. При этом наглядные пособия используются не только как иллюстрации, но и как содержательный дидактический материал для обеспечения активной познавательной деятельности учащихся.
Одним из средств учебно-наглядных пособий по математике служат карточки-задания для устного счета. Например, при изучении в 6 классе темы «Действия с положительными и отрицательными числами», я использую следующий вид карточек-заданий (рис.1)
Рисунок 1
Данные карточки служат для использования в процессе формирования основных понятий и навыков действий с числами с разными знаками. В процессе использования такого вида карточек отмечается осознанность вычислений и скорость устного счета, так как данный вид работы проводится на ограниченном периоде во времени.
В процессе изучения алгебры, особенно при изучении формул сокращенного умножения, большое значение имеют устные вычисления. Существенную помощь при проведении уроков алгебры могут оказать проверка знаний с использованием презентации. Математические диктанты – хорошо известная учителям и учащимся форм контроля усвоения материала. Так как одно из затруднений данной формы проверки, это трудность восприятия информации на слух, помогает ребятам презентация. Переходя от слайда к слайду, учитель одновременно зачитывает новый вопрос. Причем отличие от классической формы проведения, данная работа проводится по вариантам. Один из вопросов такого диктанта представлен на рисунке. (рис 2)
Рисунок 2
На каждом новом слайде другая пара примеров. Есть возможность проверить сразу все формулы, изученные на уроке. Причем времени на размышление дается ровно столько, сколько необходимо для решения данного конкретного примера и нет возможности «подсмотреть у товарища».
Еще один вид пособий, часто используемых мной – это таблицы по геометрии. Использование таблиц на уроках геометрии вносит в учебный процесс разнообразие, содействует повышению эффективности обучения. Идя в ногу со временем, предлагаю демонстрировать таблицы с использованием современных технологий
Рисунок 3
Данная таблица ставит своей целью обратить внимание учащихся на важность понятия осевой симметрии, выделяет ряд знакомых школьникам геометрических фигур, имеющих оси симметрии, с указанием числа их. Вместе с тем таблица направляет наблюдательность учащихся и помогает им выделить в природе и окружающей обстановки предметы, имеющие оси симметрии. Таблица содержит изображения геометрических фигур, имеющих одну, две, четыре и бесконечно много осей симметрии. Кроме этого на таблице и даны упражнения для самостоятельной работы, а именно: учащимся предлагается указать взаимное расположение осей симметрии на рисунках здания. Дополнительно можно ставить вопросы о расположении осей симметрии отдельных частей этого здания. Надо иметь в виду, что учащиеся, определяя положение и число осей шестерни по аналогии с кругом, дают ответ, что шестерня имеет бесконечное множество осей симметрии, между тем число осей симметрии всякой шестерни ограничено.
А такую таблицу можно использовать при объяснении темы «Пирамиды». (рис.4). Преимущество таблиц в том, что есть возможность использовать их как раздаточный материал, который ученики вклеивают в свой конспект, при этом значительно экономится время на уроке.
Рисунок 4.
Итак, наглядность в обучении является одним из основных принципов дидактики. Этот принцип на каждом этапе преподавания решается в соответствии с особенностями учебного предмета, а также с учетом возрастных особенностей учащихся. Систематическое использование наглядных пособий на разных этапах изучения различного по характеру математического материала является отличным средством активизации познавательной активности учащихся, положительно влияющей на повышение качества знаний, умений и навыков.
Литература:
-
Генденштейн Л.Э., Ершова А.П., Ершова А.С. Наглядный справочник по математике с примерами.
-
Роганин А.Н., Лысинкова И.В. Математика в схемах и таблицах.
-
Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики
-
Пышкало А.М. Учебно-наглядные пособия по математике