муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 443 «Дельфинчик» Ленинского района, Новосибирск.
Опыт работы по теме:
«Реализация парциальной программы «Я – Сибиряк и гражданин!»
по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста посредством технологии проектирования».
Рождение ребёнка - это очень важный шаг в жизни каждого человека.
Воспитывая детей, нынешние родители воспитывают будущую историю нашей страны, а значит — и историю мира.
Макаренко А. С.
- Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской федерации» от 29. 12. 2012 № 273-ФЗ д ошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных , эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. Дошкольное образование является начальной ступенью образования, поэтому столь важно осознавать ответственность за реализацию первого этапа этического, социального и интеллектуального развития будущего гражданина.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17. 10. 2013 № 1155. ФГОС базируется на личностно ориентированных образовательных технологиях и конкретно предусматривает соблюдение принципа согласованности патриотического воспитания со всеми образовательными сферами.
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва ". Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.
Стратегические ориентиры воспитания сформулированы Президентом Российской Федерации В.В.Путиным: «...Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России - зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом».
Цель:
создание условий для формирования у детей дошкольного возраста патриотического отношения и чувства к своей семье, городу, стране, к природе и культуре на основе исторических и природных особенностей родного края, страны.
Задачи:
- Познакомить детей с историческим, культурным и природным наследием города Новосибирска, страны и стимулировать интерес детей к его самостоятельному изучению.
- Познакомить с символами родного района, города Новосибирска, страны (герб, флаг, гимн, другие символы и памятники), воспитывать уважительное отношение к ним.
- Способствовать популяризации подвигов героев - соотечественников в годы Великой Отечественной Войны, воинов Российской Армии, достижений и успехов профессионалов в различных сферах деятельности, формирующих положительный образ города Новосибирска и страны в целом.
- Формировать представления детей о событиях, ставших основой традиций, праздников и памятных дат региона.
- Воспитывать у детей чувства гордости за исторические и современные достижения своей малой Родины и своей страны.
- Воспитывать у детей чувства любви и привязанности к своей семье, родному дому, земле, где он родился, уважения к своему народу, его обычаям, традициям.
Тематические блоки :
Моя семья.
Детский сад .
Профессии, труд взрослых
Культура, традиции
Люди, которыми я горжусь
История
Природа
Культура и достопримечательности
Знаменитые люди
История
Моя малая родина (район, город )
Моя Россия
Природа
Культура и достопримечательности
Знаменитые люди
История
«Великой Победе посвящается!»
Даты
Люди с большой буквы
События
Проект в подготовительной группе
«А название такое, право, слово боевое!»
Проект посвященный истории названия улицы 9 Краснознамённой стрелковой гвардейской дивизии.
Тип проекта : практико-ориентированный, долгосрочный, коллективный.
Участники проекта:
· Дети подготовительной группы (6 -7 лет).
· Педагоги ДОУ.
· Родители воспитанников.
Сроки реализации: 1 год.
Что такое «дивизия»? Что значит «гвардейская»?
Диана - Я не в курсе, понятия не имею. Аврора - Дивизия –это картина. Лера- Это девиз. Саша - Это Лето. Маша - «Гравити фолс» ( американский м\ф).
Лера - Там где живут гвардейцы.
Влад - Хочу узнать, что это такое «Гвардейская улица»?
Лера – Хочу узнать , что такое «9 гвардейская дивизия»? Маша – Хочу узнать что такое «дивизия»?
Полина –хочу узнать какое время у дивизии?
Что хотим узнать о 9 гвардейской дивизии?
Где можно узнать о 9 гвардейской дивизии?
Лера - Я спрошу у папы?
Саша - Я спрошу у дедушки. Он у меня в армии служил.
Аврора – в интернете поинтересоваться.
Катя - в библиотеке узнать, из книг.
Цель. Формирование представлений об истории названия улицы родного города.
Задачи .
- Формировать представления детей о дивизии, через поисковую деятельность совместно
с воспитателями и родителями.
- Дать представление о том , что сформирована 9 стрелковая дивизия из сибиряков.
- Познакомить с историческим значением 9 гвардейской стрелковой дивизии в победе над фашистской Германией.
- Воспитывать гордость, уважение, любовь к героям землякам защитившим страну и весь мир от фашизма.
- Прививать интерес к истории родного города, страны.
Командующий дивизией
Белобородов
Афанасий Павлантьевич.
Подготовительный этап.
- Воспитатели изучили материал о 9 гвардейской дивизии: чтение литературы, документов, сбор фотографий.
- Сбор информации о полках, дивизионах, батальонах и познакомить с ними детей своей группы (старшие , подготовительные группы). Подключены родители.
- Разработка конспектов НОД, бесед, совместной деятельности.
- Подбор картин , звукозаписи песен времён ВОВ, папки-передвижки полков, дивизионов, батальонов и презентация.
26 ноября 1941 года – всего через 3 недели после вступления в сражение под Москвой - за отвагу в боях, стойкость и мужество 78-й стрелковая дивизия преобразована в 9-ю гвардейскую стрелковую дивизию
Организационно-практический этап.
Папы и дедушки приняли участие в обсуждении, что такое дивизия.
Дома объясняли, что составляет дивизию. Распечатывали информацию, фотографии, собирали материал о наградных знаках дивизии. Дети с гордостью показывали, что они принесли.
Организационно-практический
Развивающая среда.
Библиотека : С. Алексеев «Рассказы о ВОВ», «Маленькие солдаты великой Отечественной» стихи и рассказы о юных защитниках Родины, «Во имя Великой Победы» - стихи и рассказы О ВОВ.
Фонотека. Гимн Российской Федерации. Песни «Прадедушка», «Артиллеристы», «Голос Левитана», «Из тайги, тайги дремучей», «Вперёд за правду земляки», песни военных лет.
Папки передвижки виды полков, батальонов.
Формирование представления детей
о составе дивизии.
Беседы с детьми, рассказы воспитателя.
- «Вставай страна огромная». Рассказ о том, как сибиряки стремились защищать Родину.
- Презентация для детей состав дивизии.
- Защита Москвы. Присвоение 9 стрелковой дивизии звание гвардейской ( что это значит).
- Награждения 9 гвардейской дивизии. Сбор материалов о наградных знаках.
- Представление детьми собранного материала.
Игровая деятельность .
Сюжетно-ролевая игра «Военная часть», «Столовая военной части», «Медсанчасть»
Подвижные игры, игры –эстафеты. «Доставь пакет», «Полевая кухня», «Связисты»-
«Окажи помощь бойцу».
Настольные игры . «Какой полк?», «Собери бойца». Дидактические игры по краеведению: «Узнай, где я нахожусь?», «Собери картинку», «Четвёртый лишний», карточки –загадки об оружии. Подборка пословиц и поговорок.
Речевые игры . «Загадай-ка, отгадай-ка», «Цепочка слов», «Назови пословицу» ( о Родине, о дружбе, о бойцах)
Завершающий этап.
Продуктивная деятельность детей рисование, поделки к выставке,
альбомы о прадедах, участниках ВОВ.
Праздничное мероприятие: «А название такое, право, слово боевое!»
Знакомство с полками дивизии в презентации, путь дивизии из Сибири.
Пусть всегда будет солнце!
Песня «Валенки»
Песни русские пою, пусть я не Русланова.
Я сейчас вам их спою голосисто заново.
ИГРА «ЗАРНИЧКА». Провести игру для воспитанников старших групп помогли учащиеся старшего блока школы № 50 .
После подведения итогов игры был поднят флаг Победы и ребята пробовали настоящую солдатскую кашу, которую приготовила для них «военно-полевая кухня»- пищеблок ДОУ:
Итоговое игра- занятие в подготовительной группе
«Что? Где? Когда?» .
Тема: «Моя Родина»
Коллективная работа коллаж «Достопримечательности
Новосибирска»
Игра закончилась победой знатоков!
Что такое дивизия?
Из чего она состоит? Что значит «Гвардия»?
Влад. Дивизия это, когда очень много солдат. Она состоит из роты, дивизионов, батальонов.
Саша. Это очень большое войско В дивизии есть автотранспортная рота, разведывательная рота, гвардейский стрелковый полк
.
Вова. «Гвардия» это значит лучшее войско.
Макар. Артиллерийский полк. Наша дивизия защитила Москву.
Катя. Полевая хлебопекарня
Диана. Санитарный батальон.
Влад. Гаубичный артиллерийский полк
Маша. Ветеринарный лазарет. Гвардия это сильное, героическое войско.
Аня. Полевая почтовая станция
Бульвар Победы г. Новосибирск, ул. имени 9-ой Гвардейской дивизии
Рекомендация для педагогов и родителей.
- Знакомьте ребенка с памятными и историческими местами своей Родины.
- Чем раньше и регулярней вы будете посещать музеи города, пока ребенок маленький, тем больше вероятность того, что он в подростковом возрасте и юности будет посещать культурные заведения.
Если вы хотите вырастить ребенка достойным человеком и гражданином, не говорите плохо о стране, в которой живете. Рассказывайте ребенку об испытаниях, выпавших на долю ваших предков, из которых они вышли с честью.
«Мой прадедушка защищал Родину».
Детско – родительский проект.
Знакомство детей с семейными реликвиями- дневник, фотографии, награды прадедов воспитанников нашего сада.
Взаимодействие с социумом: школа искусств, театр, библиотека им. Бианки.
Участие детей в конкурсе военной песни, «Аты-баты»