СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Реализация системно-деятельностного подхода в урочной и внеурочной деятельности младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Анализируя свою педагогическую деятельность, убедилась в справедливости слов: «Научить человека плавать можно только в воде, а научить действовать (в том числе совершать умственные действия) можно только в процессе деятельности» А.Н. Леонтьев.

Просмотр содержимого документа
«Реализация системно-деятельностного подхода в урочной и внеурочной деятельности младших школьников»


Реализация

системно-деятельностного подхода

в урочной и внеурочной деятельности

младших школьников

В новых социально-экономических условиях всё больше возрастает значение образования в формировании личности, подготовленной к жизни в высокотехнологическом конкурентном мире.

В основе ФГОС НОО лежит системно-деятельностный подход, который предполагает ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования.

Развитие личности школьника в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Для того чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность.

Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая:

1) познавательные и учебные мотивы;

2) учебную цель;

3) учебную задачу;

4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка


П.Я. Гальперин в своих исследованиях поставил вопрос: «Для чего человек учится? И ответил: «Не для того, чтобы научиться что-либо делать, а для того, чтобы узнать, как это надо делать».

Поэтому цель обучения – дать человеку умение действовать, а знания должны стать средством обучения действиям.

Деятельностный подход в обучении с позиции обучающегося, согласно этой теории, состоит в осуществлении разного вида деятельностей для решения проблемных задач, имеющих для обучающегося личностно-смысловой характер. Учебная задача становится интегральной частью деятельности. При этом важнейшей составляющей являются умственные действия.

Для учителя это означает, что в процессе обучения он должен решать задачу формирования у обучаемых умения осуществлять деятельность.

Как образно замечал Л.С. Выготский, «учитель должен быть рельсами, по которым свободно и самостоятельно движутся вагоны, получая от них только направление собственного движения».

Деятельностный подход – это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе.

Деятельностные способности учащихся формируются лишь тогда, когда они не пассивно усваивают новые задания, а включены в самостоятельную учебно-познавательную деятельность.

Деятельностный метод обучения – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника .

На мой взгляд, развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями даёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений, компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.

Специфика урока при реализации системно-деятельностного подхода

Не давать образцов, ставить ребёнка в ситуацию, где его привычные способы действия с очевидностью непригодны, мотивировать поиск существенных особенностей новой ситуации, в которой надо действовать, – вот технологическая основа системно-деятельностного подхода.

Уроки следующих типов (Петерсон)

Типология уроков в рамках системно-деятельностного подхода

Тип урока

Деятельностная цель

Образовательная цель

Урок «открытия» нового знания

Формирование способности учащихся к новому способу действия

Расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов

Урок рефлексии

Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализация коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.)

Коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.

Урок общеметодологической направленности

Формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов

Выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий

Урок развивающего контроля


Формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции

Контроль и самоконтроль понятий и алгоритмов


Применяя системно-деятельностный подход в организации уроков разных типов, обеспечивая соответствующую систему дидактических принципов как основу взаимодействия между учителем и учеником, придерживаюсь следующей структуры.

I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)

Цель – включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:

актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности («надо»);

создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»)

устанавливаются тематические рамки («могу»)

Приёмы работы:

учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям, предлагает пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони);

учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы, дети высказываются;

девиз, эпиграф («С малой удачи начинается большой успех» и др.)

II. Актуализация знаний и пробное учебное действие

Цель – повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося.

Возникновение проблемной ситуации

Методы постановки учебной проблемы:

  1. побуждающий, подводящий диалоги;

  2. мотивирующий приём «яркое пятно»

III. Постановка учебной задачи

Цель – обсуждение затруднения («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»)

На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны:

восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место - шаг, операцию, где возникло затруднение;

соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения – те конкретные знания, умения или способности, которых недостаточно для решения исходной задачи.

IV. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения)

На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства - алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.

V. Первичное закрепление

Цель – проговаривание нового знания, (запись в виде опорного сигнала).

фронтальная работа, работа в парах;

комментирование, обозначение знаковыми символами;

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону)

Каждый должен для себя сделать вывод о том, что он уже имеет.

Письменно выполняется небольшая по объёму самостоятельная работа (2-3 типовые задания).

Самоконтроль, самопроверка.

VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение

Сначала детям предлагаются задания, которые содержат новый алгоритм, новое понятие.

Затем предлагаются задания, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее.

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

Цель – осознании обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса .

Системно-деятельностный подход является универсальным средством, предоставляющим инструментарий подготовки и проведения уроков в соответствии с новыми целями образования.

Используя данный подход в урочной деятельности, я формирую следующие универсальные учебные действия:

познавательные: подведение под понятие, умение анализировать и синтезировать материал, составлять модели (схемы);

личностныевоспринимать речь учителя, выражать положительное отношение к процессу познания, применять навыки делового сотрудничества в группе;

коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, аргументировать свою точку зрения, выражать с достаточной полнотой и точностью свои мысли;

регулятивныевыполнять учебное действие, контролировать свои действия, планировать учебное сотрудничество, оценивать результаты.

Реализация системно - деятельностного подхода в урочной и внеурочной деятельности младших школьников

Психолого-педагогические условия реализации системно-деятельностного подхода в урочной деятельности


В нашей школе ведётся психологическое сопровождение образовательного процесса педагогом-психологом.

С первого класса мной и психологом проводятся диагностические исследования по методикам: «Изучение школьной мотивации и адаптации» (автор Н.Г. Лусканова) [5], Исследование самооценки «Лесенка» (автор В.Г. Щур) [6], Прогрессивные матрицы Дж. Равена (изучение интеллекта) [12], анкета изучения познавательных интересов младших школьников. На основании результатов этих исследований и полученных данных проводится мониторинг развития личностных и познавательных универсальных учебных действий. Проведение указанных диагностик и анализ их результатов позволяют выявить уровень интеллекта всех учащихся класса, причины неуспеваемости отдельных школьников, учитывать индивидуальные особенности каждого ученика при осуществлении учебно-воспитательного процесса.

Рекомендации психолога помогают нам простроить свою систему работы.

Начальная школа работает по системе учебников «Начальная школа ХХI века» (руководитель проекта проф. Н.Ф. Виноградова), что позволяет успешно осуществлять реализацию системно-деятельностного подхода.

При организации деятельностного подхода учитываю следующие условия:

1) наличие у детей познавательного мотива (желания учиться, открывать, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);

2) выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;

3) выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;

4) формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу;

5) включение содержания в контекст решения значимых жизненных задач.

С 1 класса особое внимание уделяем развитию учебно-познавательных мотивов. Формированию учебно-познавательных мотивов способствует работа со специальными рубриками учебников: «Путешествие в прошлое» (учебники «Русский язык», автор С.В. Иванов, «Математика», автор В.Н. Рудницкая), «Этот удивительный мир», «Картинная галерея», «Жил на свете человек» (учебник «Окружающий мир», автор Н.Ф. Виноградова). Содержание текстов, иллюстраций, заданий вызывает эмоционально-положительное отношение учеников: удивление, сопереживание, радость открытия и желание учиться [3]. На каждом уроке такой мотив реализуется в учебной цели – осознании того вопроса, на который требуется интересно найти ответ. В связи с этим определила приёмы, задания, способствующие развитию учебной мотивации на уроке, что позволяет формировать универсальные учебные действия в различных технологиях. Все приёмы основываются на активной мыслеречевой деятельности учащихся.

Приёмы формирования учебной мотивации

Приём

Технология

Формируемые группы УУД

«Тема – вопрос»

Проблемно - диалогическая

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

«Работа над понятием»

Технология создания «учебных ситуаций»

Познавательные

Регулятивные

«Вопросы, суждения, ошибки персонажей, введенных в учебник»

Проблемно - диалогическая

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

Подводящий диалог

Проблемно - диалогическая

Познавательные

Коммуникативные

«Собери слово»

Технология создания «учебных ситуаций»

Познавательные


«Яркое пятно»

Проблемно- диалогическая, технология продуктивного чтения

Познавательные

«Ситуация неожиданности»


Проблемно-диалогическая,

технология создания «учебных ситуаций»

Познавательные

«Отсроченная отгадка»


ТРКМ (фаза рефлексии)

ТРИЗ (теория решения изобретательных задач)

Познавательные

«Актуальность»

Проблемно – диалогическая

Познавательные, Личностные

«Группировка»

Технология создания «учебных ситуаций»

Познавательные

«Корзина идей»

ТРКМ

Познавательные

Регулятивные

«Кластер»

ТРКМ

Познавательные

Регулятивные

Проблемная ситуация

Проблемно - диалогическая

Познавательные


Умение сотрудничать с учителем – начальный уровень развития умения учиться, который должен быть достигнут младшим школьником. В 1–2 классах для воспитания привычки «спрашивания» у учителя, предлагаю задания, когда вопросы должны задавать дети, а учитель на них отвечать. На уроке обучения грамоте загадываю букву русского алфавита, а дети должны задать мне только 7 вопросов, чтобы её отгадать. На уроке русского языка дети задают 5 вопросов о слове (о его составе, количестве слогов, части речи, что обозначает и т.д.)

Предлагаю ученикам высказать предположение, попробовать самим ответить на проблемный вопрос, а потом проверить или уточнить ответ по учебнику. Например, создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным на этапе актуализации. Одновременно повторяются знания, необходимые для изучения нового материала. Последовательность применения данного приёма такова: самостоятельное решение; коллективная проверка результатов; выявление причин разногласий результатов или затруднений выполнения; постановка задачи урока.

На этапе обобщения знаний урок начинаю с «оживления ученического опыта». Ставлю проблемный вопрос для обсуждения, учитывая следующие требования:

проблема возникает, если не даётся образец её решения;

проблема не может быть решена на репродуктивном уровне;

для решения проблемы требуется коллективное обсуждение.

Для развития теоретического уровня мышления, следуя авторским рекомендациям, использую специальные методические приёмы. Например, работая с заданиями рубрики «Выскажи предположение», школьники учатся выдвигать и на основе имеющихся знаний обосновывать гипотезы, спорить, рассуждать, сравнивать своё мнение с высказываниями других. На уроках русского языка, математики «погружаемся» в деятельность, выполняя задания рубрики «Давай подумаем», учимся отбирать доказательства истинности своего высказывания, выделяем существенные признаки явления или объекта языка.

Выявление и освоение способа действия для осознанного применения знаний (для формирования осознанных умений) – третье условие деятельностного подхода к обучению, связанное с выполнением детьми осознанных учебных действий.

На основании опыта работы убедилась, что процесс усвоения знаний – это всегда выполнение учащимися определённых познавательных действий. При этом усилия направляю на помощь детям не в запоминании отдельных сведений, правил, а в освоении общего для многих случаев способа действия. Особое внимание уделяю осознанному усвоению алгоритма действия, т.е. строгой последовательности учебных операций. При затруднениях ученик может воспользоваться специальными подсказками – напоминаниями, помогающими самостоятельно справиться с задачей.

Учитываю риски: например, ребёнок достаточно успешно овладел каждой операцией в отдельности, а запоминание всей последовательности действий вызывает у него затруднение. Предлагаю дополнительные схемы, модели, памятки, таблицы, «карточки-помощницы», цель которых – помочь запомнить последовательность операции.

Очень интересным и эффективным считаю приём творческого рассказывания. На уроках окружающего мира применяю следующие виды рассказов:

сюжетный рассказ на основе непосредственного восприятия («Улица полна неожиданностей»);

описательный рассказ на основе сравнения («Современная и старая школа», «Лес и луг» и т.д.);

рассказ-этюд – небольшое яркое образное описание предмета или явления;

рассказ-диалог, объединяющий рассказ-описание с диалогом («Разговор человека с деревом», «О чём щебечут птицы?»).

В 1-2 классах обязательным структурным компонентом урока является учебная ролевая игра. «Примеряя на себя роль» реальных лиц, животных, растений, предметов окружающего мира, обучающиеся развивают воображение, креативное мышление, коммуникативные умения. На уроках окружающего мира в 3-4 классах предлагаю выполнить следующие творческие задания: нарисовать плакат «Осторожно – вредные привычки» и составить под ним обращение к ребятам; написать памятку «Признаки ядовитых растений», «Правила поведения в школе» и т.д. Организую моделирующую деятельность учащихся: работу со схемами, таблицами, графиками. В ходе моделирования обучающиеся учатся сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, выполнять предметные и графические действия.

Важной частью процесса обучения является контролирующая и оценочная деятельность. Главное внимание сосредотачиваю на создании условий, в которых индивидуальный результат учебной деятельности каждый обучающийся видит сам и сам его оценивает в сравнении собой вчерашним.

Большое внимание уделяю заданиям, которые дети выполняют в парах, в небольших группах. В процессе такой работы развивается контроль и самоконтроль, потому что без взаимоконтроля совместную задачу выполнить нельзя. Число заданий, построенных по принципу самоконтроля, постепенно увеличиваю. Этому способствует и работа с рубриками «Проверь себя», задания «Сравни свой ответ с текстом», «Найди ошибку».

На этапе закрепления темы я предлагаю своим ученикам придумать вопрос для соседа, задание по изученной теме. Прошу ребят прослушать не только полученный ответ, но и объяснение, как этот ответ получен. Если возникают разногласия, прошу тогда задать вопрос мне или учащимся с соседней парты. На выполнение задание выделяю определённое время. В течение этого времени каждый ученик класса получит возможность либо продемонстрировать свои знания, либо уточнить применение правила, в случае необходимости ещё раз получить разъяснение. Каждый при этом ещё выступит и в роли эксперта.

Пятым условием деятельностного подхода в обучении является включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач. Реализации данного условия способствуют вопросы и задания, связанные с жизненным опытом обучающихся, направленные на развитие рефлексии: «Как бы поступил ты? Почему?», «Вспомни, не было ли в твоей жизни такой ситуации? Расскажи об этом», «Где тебе пригодятся эти знания?».

Создание описанных условий при реализации системно-деятельностного подхода позволяет ученикам изменить своё отношение к деятельности и готовит их к самообучению.

2.2. Системно-деятельностый подход во внеурочной деятельности

Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы.

В нашей школе системно-деятельностный подход реализуется через программы внеурочной деятельности по направлениям: общеинтеллектуальное, духовно-нравственное, общекультурное, социальное, спортивно-оздоровительное.

Проектная работа не может осуществляться без помощи семьи. С третьего класса мы проводили совместные родительские собрания, на которых ребята представляют свои проекты. В работе с родителями использую не только собрания, но и индивидуальные консультации, часы общения, совместное проведение праздников и досуга. Семья становится главным помощником ученика. Таким образом осуществляется взаимодействие школы и семьи, целью которого является развитие и воспитание ребёнка, включение родителей в проектную деятельность. Оказалось, что совместная деятельность не только объединяет всех, но и даёт возможность родителям посмотреть на своего ребёнка другими глазами, ощутить радость совместного творчества.

Реализация системно-деятельностного подхода во внеурочной деятельности способствует успешному обучению младших школьников, имеет мотивационную обусловленность и предполагает создание у детей установки на самостоятельность, свободу выбора и готовит их к жизни. Только в таких условиях ребёнок учится строить самого себя, оценивать себя и самоанализировать свои действия.

Заключение

Анализируя свою педагогическую деятельность, убедилась в справедливости слов: «Научить человека плавать можно только в воде, а научить действовать (в том числе совершать умственные действия) можно только в процессе деятельности» А.Н. Леонтьев.