Реализация технологии «Музыкальное портфолио дошкольника» в практике дошкольного учреждения
Презентация-консультация для музыкальных руководителей
«Основной смысл портфолио – показать всё, на что способен ребёнок» Новикова Т.Г.
Цель технологии «Портфолио дошкольника»
- Формирование личности ребёнка, открытие ребёнком своего Я : своих чувств, переживаний, побед, открытие большого мира через призму детского восприятия
- Увидеть картинку значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса ребёнка в широком образовательном контексте
- Показать его способность практически применять приобретённые знания и умения.
Задачи:
- создать ситуацию успеха для ребёнка,
- содействовать максимальному раскрытию его индивидуальных особенностей,
- развивать и расширять круг познавательных интересов,
- формировать установку на творческую деятельность,
- формировать положительные нравственные качества личности,
- способствовать приобретению и развитию умений рефлексии,
- создать условия практического применения приобретённых знаний и умений,
- наблюдать картину значимых образовательных достижений ребёнка.
Функции данной технологии:
- - мотивировать к совместной деятельности самого ребёнка, его родителей (мотивационная),
- - мотивировать к совместной деятельности самого ребёнка, его родителей (мотивационная),
- в процессе работы над портфолио охватывать разнообразное образовательное содержание и различные виды детской деятельности (содержательная),
- использовать огромный развивающий потенциал технологии (развивающая),
- уметь самому и учить ребёнка видеть цель (для чего ему нужно портфолио) и стремиться к её достижению (целеполагающая),
- портфолио показывает ребёнка не только в группе сверстников в детском саду, но и за его пределами (в группе, в доме творчества, с родственниками), тем самым способствует его успешной социализации (социообразующая),
- портфолио нужно для того, чтобы посторонний взрослый (воспитатель, психолог, музыкальный руководитель) смог составить представление о ребёнке, его семье, о том, как он развивались его музыкальные способности,
- и, наконец, иметь сегодня портфолио – это престижно (рейтинговая).
Примерный Этапы работы рубрикатор
- I – постановочный (мотивация, структура портфолио, сроки работы, место хранения);
- II – поисковый (сбор информации, её отбор, взаимодействие с семьёй, специалистами детского сада);
- III – презентация портфолио родителям, сверстникам, детям другой группы и т.д.;
- Титульный лист «Здравствуйте, это я»;
- «Я знаю»;
- «Я умею»;
- «Мои достижения»
На титульном листе дети самостоятельно вписывают печатными буквами свое имя
В рубрике « Я знаю» дети помещают картинки всего, что они узнают нового: имена композиторов, их произведения, названия музыкальных инструментов и т.д.
Например: Детям и их родителям предлагается познакомиться с портретом П.И.Чайковского.
На следующее занятие дети приносят портрет и вставляют его в данный раздел. Далее, при слушании произведений Чайковского, дети запоминают их названия.
Для домашней работы с родителями музыкальный руководитель предлагает, например, послушать вместе с
детьми произведение «Баба Яга» и принести
картинку-раскраску, характеризующую эту
музыку ( избушка на курьих ножках, баба
Яга, ступа с метлой, дремучий лес), чтобы
дети могли легко по картинке определить
название произведения.
Также, при изучении названий музыкальных инструментов и их внешнего вида, детям и их родителям музыкальный руководитель предлагает принести раскраску народных инструментов или духовых, или какого-либо определенного инструмента, например, аккордеона.
Под звучащую музыку в исполнении трубы, баяна или аккордеона, дети раскрашивают свою раскраску
В рубрике «Я умею» детям предлагается познакомиться с нотной грамотой ( нотный стан, скрипичный ключ, 7 нот, их названия). На занятиях детям предлагается послушать сказку «Музыкальная страна». Дети совместно с родителями изготавливают дидактический материал для работы на занятиях: картонную карточку с нотным станом, скрипичный ключ, кружочки (ноты) 7 штук по цвету радуги. На занятиях дети знакомятся с названиями нот и их расположением на нотном стане.
В рубрике «Мои достижения» дети собирают грамоты, благодарности за участие в конкурсах, выступлениях, открытых мероприятиях.
В рубрике «Звездный час» дети совместно с родителями собирают фото выступлений и участия в различных мероприятиях.
Используемая литература.
1.Хабарова Т. В.Педагогические технологии в дошкольном образовании. «Детство – пресс», 2012.
2. Кочкина Н.А. Чернышова А.Н. Портфолио в ДОУ. Скрипторий -2009.
Используемый электронный ресурс.
http://www.obruch.ru/index.php?id=8&n=8&r=8&s=245
Спасибо
за внимание !