СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Реализация требований метапредметной программы «Чтение. Работа с информацией» на уроках окружающего мира.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Реализация  требований  метапредметной   программы «Чтение. Работа с информацией»  на уроках окружающего мира.

Просмотр содержимого документа
«Реализация требований метапредметной программы «Чтение. Работа с информацией» на уроках окружающего мира.»



Реализация требований метапредметной программы «Чтение. Работа с информацией» на уроках окружающего мира.



УМК «Школа XXI века» (учебник «Окружающий мир», 1 класс, I полугодие)

Тема урока

Получение, поиск и фиксация информации


Понимание и преобразование информации

Применение и представление информации

Оценка достоверности получаемой

информации

1

Мы и наш мир.

Что такое окружающий мир.

Работа с информацией, представленной в форме рисунка и фотографии


Интерпретировать и обобщать информацию(соблюдение основных правил безопасности по пути из дома в школу и обратно; моделирование и изображение безопасного маршрута от дома до школы)

Практическое задание «Проложи маршрут»; Участие в диалоге при обсуждении прослушанного

(рассказы о мире с опорой на материалы учебника и собственные представления; обсуждать правила поведения пешехода на дороге из дома в школу и обратно)

На основе имеющихся знаний, жизненного

опыта подвергать сомнению достоверность

получаемой информации, пробелы в

информации и находить пути восполнения

этих пробелов

2

Природа.

Работа с информацией, представленной в форме рисунков и фотографий.

Работа со словарём (лексическое значение слова «природа»)


Понимать информацию, представленную в неявном виде (различение объектов природы и объектов, созданных человеком, приведение соответствующих примеров; использование условных знаков, символов, приведенных в учебной литературе)

Выполнение заданий в учебнике и тетради в соответствии поставленной целью; высказывание предположения о том, что можно отнести к природе

Оценивание эмоционально-эстетических

впечатлений от восприятия природы,

ценности природного мира во время

экскурсии

3

Неживая и живая природа

Работа с информацией, представленной в форме рисунков, фотографий, текста.

Постановка проблемного вопроса «Что в природе является живым, что неживым?»; работа с разделом учебника «Странички Умного Совёнка»; работа со словарём (лексическое значение слова «жизнь»)

Задание повышенной сложности

Различать и называть объекты неживой и живой природы, классифицировать их, найти в учебнике доказательства приведённого утверждения; приведение примеров объектов каждой группы; анализировать высказывания в устной форме о значении живой и неживой природы

Уметь приводить примеры объектов неживой и живой природы (по своим наблюдениям); коллективное учебное сотрудничество, работа в паре. Отображение своих предпочтений в рисунке

Адекватно воспринимать информацию

учителя или одноклассника, содержащую

оценочный характер ответа или

выполненного действия

4

Культура

(формирование новых знаний; экскурсия)

Работа с наглядно –образным (рисунками, таблицей), словесно-образным и словесно-логическим материалом;

Экскурсия «Окрестности нашей школы»

Сравниваем

Осуществление поиска нужного иллюстративного материала, умение располагать предметы и явления культуры на мысленной шкале: «раньше-теперь; давно-недавно» с опорой на собственный опыт путём сравнения;


Уметь строить сообщение в соответствии с учебной задачей (работа с разворотом учебника и рабочей тетради), работа в группе: прослушивание записи голосов птиц; сравнение с образом птиц; определение, из какого материала сделана свистулька, беседа «Из истории свистульки», выделение существенного.

Рефлексия: Где эти знания могут пригодиться?

Оценка впечатлений от восприятия

старинных и современных предметов и

произведений культуры народов

своего края

5

Культура

(закрепление и совершенствование знаний; комбинированный)

Работа с наглядно –образным (рисунками, таблицей), словесно-образным и словесно-логическим материалом;

Современные способы фиксации произведений культуры на различных носителях


Представление о музыкально-танцевальном искусстве народов края (города)

(Использование цифровых образовательных ресурсов)

Сотрудничество с учителем, одноклассниками (представление своих иллюстраций к сказке (задание 3 в рабочей тетради), чтение отрывка наизусть; беседа, обобщение «Разнообразие видов культуры»

Индивидуальное сообщение по итогам

целенаправленного наблюдения (анализ)

6

Природа в творчестве человека

Использование знаково-символических средств представления информации; чтение схемы и изготовление по ней игрушки из природных материалов; работа со словарем


Анализ образа природы в произведениях культуры, понимание того, как мастер преображает природу в своих изделиях; найти в учебнике доказательства приведенного утверждения


Уметь слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение;

Описание материалов, из которых человек делает художественные изделия;

Творческая работа: изготовление игрушки из соломы или ниток

Посещение краеведческого музея

(найти отличительные особенности:

в орнаменте, украшениях, связанных с

народными традициями)

7

Мы - люди

Работа с иллюстрациями в учебнике; рассматривание костюмов разных народов России; прослушивание песен своего края

Сравниваем

Обозначение подходящими словами привлекательных черт в облике человека любого возраста и любой этнической принадлежности; называть особенности традиционного костюма, которые удивили и понравились; найти в учебнике доказательства приведенного утверждения, проанализировать информацию

Работа в группах (две группы описывают внешний вид женщин, две группы – мужчин);

Описание национальных костюмов (выделение существенных отличий)

Нахождение источника дополнительной

информации, чтобы сравнить

национальные костюмы нашего

края и те, что были представлены

в учебнике

8-9

Как мы общаемся с миром.

Работа с рисунками, таблицей «Пять чувств», произведениями отечественных художников;

работа со справочником

( органы чувств)

Словарик «Странички Умного совёнка»

Выделение способов восприятия окружающего мира с помощью пяти чувств (таблица в учебнике); рассматривание репродукций картин, беседа, анализ

Умение договариваться, приходить к общему решению (работа в паре) – игровой момент «Диалог кукол»;

Опыт и наблюдение: «Угадай вкус», «Определи на слух» , «Узнай по запаху», «Определи на ощупь», «Глазомер»

Наблюдение за природой, передать

свои впечатления в рисунке

10

Люди – творцы культуры

Рассматривание фотографий

Задание повышенной сложности

Осуществление поиска признаков, отличающих человека от других живых существ; словесная передача красоты человеческого труда и радости творчества – беседа, обсуждение смысла пословиц

Контролирование себя в процессе совместной работы; описывание алгоритма практической работы в рабочей тетради, обсуждение

Просмотр слайдов

«Современные виды транспорта»

11

За страницами учебника «Мы и наш мир»

Экскурсия в парк

Читаем и работаем вместе со взрослыми

Описание красоты человеческого труда и радости творчества, передача словами красоты мира природы и культуры, которую дают нам почувствовать зрение, слух, осязание, вкус, обоняние, выделить главное

Путешествие в городской парк; беседа «Музыка осенней природы», составление осенних букетов из цветов, листьев

Дополнить полученную информацию

(нарисовать рисунок,

провести фотосессию)

12

Наш класс в школе.

ОБЖ. Опасная ситуация в школе.

Работа с рисунками и фотографиями; план эвакуации при пожаре

Читаем и работаем вместе со взрослыми;

сравниваем

Определение предметов природы и культуры в классной комнате; нахождение различий старинных и современных школьных принадлежностей; анализирование образа класса в разные исторические эпохи

Работа в группах «Предметы и явления природы и культуры в классной комнате», игровой момент «Что такое мел?», работа по учебнику, выполнение заданий в рабочей тетради; формулирование правил поведения при пожаре

Учебная пожарная эвакуация








Практическая часть



Покажем методику, виды и формы работы с информацией на материале фрагментов некоторых уроков

Фрагмент урока №2

Что такое окружающий мир? Режим дня.

Применение и представление информации.

Групповая работа с разрезными карточками.

Дети по картинкам, на которых записаны основные моменты режима дня, повторяют распорядок дня, выкладывая карточки в нужном порядке. Сравнивают свой ответ с таблицей.

Групповая работа с пословицами. Учитель читает сам или предлагает прочитать пословицы читающим детям из группы, обсуждают и объясняют данную пословицу.

Упустишь минутку – потеряешь час.

Кто поздно встаёт, то дня не видит.

Кто хочет много знать, тому мало надо спать.

Работаешь сидя – отдыхай стоя.

Кончил дело – гуляй смело.



Фрагмент урока № 21

Какие бывают животные



Работа в группах

- Познакомимся поближе с животными разных групп. Для этого сами разделимся на четыре группы. Каждая группа рассматривает одну группу животных и готовится выступить с сообщением перед классом. Назовите представителей вашей группы, определите, чем они похожи. Назовите других животных этой группы.

Дети работают в группах. Делают сообщения. Учитель дополняет выступления ребят, показывает иллюстрации, слайды, презентации. Учитель должен обратить внимание детей на зависимость строения тела животного от его образа жизни.

Фрагмент урока № 15

Учитель – наставник и друг.

Получение, поиск и фиксация информации.

1. Коллективное «чтение» репродукции картины Николая Богданова-Бельского «Устный счёт»

-Давайте, ребята, попробуем все вместе «оживить» эту картину. Представьте, что каждый из вас вошёл в этот класс.

- Как вы войдёте в этот класс? Что скажете?

- Что вы увидели?

- Что услышали?

- Что вас удивило, что вам было непонятно?

- О чём вы хотели бы спросить тех, кто учится здесь?



2. Просмотр презентации, подготовленной учителем.

- Всё, что мы с вами сейчас узнали, выяснили, «читая» репродукцию картины, я представила в форме слайд-фильма «В народной школе Сергея Александровича Рачинского» (См. приложение 2)



3.Беседа после просмотра презентации с целью уточнения и обобщения полученной информации.

- Где, когда, для кого и как была открыта эта школа?

- Что нового узнали мы о героях этой картины? Кто они?(Эти дети каждое утро приходили или приезжали из разных деревень Смоленской губернии)

- Как зовут учителя?



4. Если вам понравилась наша экскурсия в школу прошлого, расскажите обо всём, что узнали, своим родителям. Можете продолжить нашу игру «Ожившая картина» Используйте пословицы, данные в учебнике.



5. Работа в парах.

Какое слово «спряталось» в слове «учитель»? Что обозначает слово «наставник»? Откуда мы можем узнать значение этих слов? Заглянем в «Толковый словарь» С.И. Ожегова (работа со словарём)