СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Реализация требований обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО в работе учителя начальной школы (Липецкая область)

Нажмите, чтобы узнать подробности

С 1 сентября 2022 года во всех школах Российской Федерации внедрены обновлённые Федеральные Государственные Образовательные Стандарты начального общего и основного общего образования. Этот процесс будет происходить поэтапно в 1 и 5 классах обязательно.

Основной задачей ФГОС является создание единого образовательного пространства по всей России. Считается, что оно обеспечит комфортные условия обучения для детей при переезде в другой город или, к примеру, при переходе на семейное обучение .

По ФГОС пишут учебники и методички, определяют, сколько времени уделить тому или иному предмету, решают, как проводить аттестации и какие задания будут на ЕГЭ. Словом, ФГОС — это фундамент образовательного процесса.

Просмотр содержимого документа
«Реализация требований обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО в работе учителя начальной школы (Липецкая область)»


Реализация требований обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО в работе учителя начальной школы (Липецкая область)

Учитель начальных классов МБОУ

Выступление на ГМО 26.08.2022

«Гимназия №11 г.Ельца»

Остроухова Оксана Викторовна

Уважаемые коллеги! С 1 сентября 2022 года во всех школах Российской Федерации будут внедрены обновлённые Федеральные Государственные Образовательные Стандарты начального общего и основного общего образования. Этот процесс будет происходить поэтапно в 1 и 5 классах обязательно. Сл 1

Что такое ФГОС

ФГОС — это федеральные государственные образовательные стандарты. Они представляют собой совокупность требований к программам образования.  Сл.2

Основной задачей ФГОС является создание единого образовательного пространства по всей России. Считается, что оно обеспечит комфортные условия обучения для детей при переезде в другой город или, к примеру, при переходе на семейное обучение . Сл.3

По ФГОС пишут учебники и методички, определяют, сколько времени уделить тому или иному предмету, решают, как проводить аттестации и какие задания будут на ЕГЭ. Словом, ФГОС — это фундамент образовательного процесса. Сл.4

Кроме создания единого образовательного пространства, ФГОС также обеспечивает преемственность образовательных программ. Предполагается, что каждый ученик на предыдущей ступени обучения получает все знания, необходимые для перехода на следующую. Иначе говоря, нельзя перейти в пятый класс, не владея знаниями и умениями начальной школы. ФГОС должны соблюдать образовательные учреждения любого уровня, начиная с детского сада и заканчивая курсами повышения квалификации. Под эту необходимость попадают не только государственные, но и частные учебные заведения. Ведь все они подчиняются закону «Об образовании в Российской Федерации».  Сл.5

Три поколения стандартов

ФГОС принято делить на три поколения — в зависимости от того, в каких годах они применялись. 

Первое поколение ФГОС

Были приняты в 2004 году и назывались государственными образовательными стандартами. Аббревиатура ФГОС ещё не использовалась. Основной целью Стандарта 2004 года был не личностный, а предметный результат, ввиду чего Стандарт быстро устарел. Во главу ставился набор информации, обязательной для изучения. Подробно описывалось содержание образование: темы, дидактические единицы.

Отличия ФГОС первого поколения от второго поколения

2004

2009

Три компонента: федеральный, региональный, школьный

Только федеральный компонент

Акцент на предметное обучение

Предметное содержание больше не в центре


Усиление воспитательной функции образования


Ориентация на результат


Второе поколение образовательных стандартов

ФГОС второго поколения разрабатывались с 2009 по 2012 год .Акцент в них сделан на развитие универсальных учебных умений, то есть способности самостоятельно добывать информацию с использованием технологий и коммуникации с людьми. Фокус сместили на личность ребёнка. Много внимания уделено проектной и внеурочной деятельности. Предполагается, что обучающиеся по федеральным государственным стандартам 2 поколения должны любить Родину, уважать закон, быть толерантными и стремиться к здоровому образу жизни.

Отличия ФГОС второго поколения от третьего поколения

с 2009 по 2012

2021

Акцент на личности ребенка

Конкретизация требований

Развитие универсальных умений

Улучшение всей образовательной системы

Отсутствие четких требований



Третье поколение ФГОС

Переход на новые образовательные стандарты третьего поколения будет осуществлён в сентябре 2021 года. Обсуждение новых ФГОС началось ещё весной 2018, и с тех пор прорабатывается их грядущее внедрение.

Главной задачей ФГОС третьего поколения заявлена конкретизация требований к обучающимся. Дело в том, что в предыдущих поколениях Стандарт включал только общие установки на формирование определённых компетенций. Учебные учреждения сами решали, что именно и в каком классе изучать, поэтому образовательные программы разных школ отличались, а результаты обучения не были детализированы. Предполагается, что новые ФГОС определяют чёткие требования к предметным результатам по каждой учебной дисциплине. Сл.6

Методологическая основа Стандартов осталась прежней: это системно-деятельностный подход, который предполагает достижение образовательных результатов в ходе учебной деятельности, в ходе создания учебных ситуаций, в которых знание находит свое применение при решении задач академической или практической направленности. И в этом смысле Стандарт ориентируется прежде всего на ту основу, которая была создана в 2009–2012 годах. Методологическая основа одна и та же. Сл.7

Основа та же, но эти стандарты имеют по отношению к прежним целый ряд особенностей

Что нового готовит ФГОС для учеников начальной школы?

Документ, регламентирующий обучение в 1-4 классах, был утверждён 31 мая 2021 года и также вступает в силу с 1 сентября 2022 года:

  • он содержит постулат о необходимости формирования у детей представлений о России как «о стране, устремлённой в будущее», её месте в мире и исторической роли;

  • программа обучения детей разделена на две части: 80% состоит из обязательной части начального общего образования, а 20% отведено на учебные курсы и внеурочную деятельность, которую может предоставить конкретная школа. Выбор этих факультативов остаётся за родителями.

Кроме того:

  • в школе должны быть созданы условия для работы с одарёнными учениками, проходить интеллектуальные и творческие соревнования, созданы условия для научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности;

  • система оценки полученных знаний должна иметь комплексный подход, учитывать динамику освоения предметов и «ориентировать образовательную деятельность на личностное развитие и воспитание обучающихся».

Отметим, что данные ФГОС не будут использоваться для детей с ограниченными возможностями здоровья и интеллектуальными нарушениями. Для учеников с особыми потребностями создаются адаптивные образовательные программы.

Предметная программа начальной школы: учимся писать, считать и любить Родину.

В новый ФГОС для 1-4 классов также добавили задачи на развитие патриотизма у детей. Их реализация должна отражаться в предметных и личностных результатах освоения программ по ряду учебных дисциплин.

В числе обязательных предметов в начальной школе:

  1. Русский язык и литературное чтение.

  2. Родной язык или государственный язык республики, РФ и литературное чтение.

  3. Иностранный язык.

  4. Математика.

  5. Окружающий мир.

  6. Основы религиозных культур и светской этики (на выбор – изучение православной, буддийской, иудейской, исламской культуры, либо основы религиозных культур народов России или основы светской этики).

  7. Изобразительное искусство.

  8. Музыка.

  9. Технология.

  10. Физическая культура.

В стандартах прописано право детей проходить обучение в начальной школе на родном языке из числа языков народов России, либо изучать его «в пределах возможностей, предоставляемых системой образования».

В школах, где языком преподавания является русский, изучение родного языка осуществляется по заявлению родителей ученика и при наличии возможности преподавания предмета у образовательной организации.


Подход к изучению иностранных языков в начальной школе

Ученики начальной школы к её окончанию должны научиться строить диалог на 4-5 фраз со стороны каждого собеседника, составлять монолог на 4-5 реплик, воспринимать и понимать на слух до минуты адаптированного текста и писать тексты объёмом до 80 слов в рамках тематического блока «Мир моего «Я». Мир моих увлечений. Мир вокруг меня. Родная страна и страна изучаемого языка».

Окружающий мир – не только о природе

Новый ФГОС, как и пока действующий, ставил в задачи учебного модуля формирование у детей уважительного отношения к семье и семейным традициям, школе, «родному краю, России, её истории, культуре, природе», но теперь также появилась цель развить у детей «чувство гордости за национальные свершения, открытия, победы». У ребёнка должны сложиться первоначальные представления о «важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего России».

Шахматы вместо физкультуры не ввели



На этапе разработки нового федерального образовательного стандарта для начальной школы активно обсуждалось предложение заменить один из уроков физической культуры шахматными занятиями. В ряде учебных заведений страны даже вводились экспериментальные программы. Однако повсеместной такая практика не станет – в новом ФГОС нет никакой информации о введении обязательного обучения игре в шахматы детей в 1-4 классах. Зато появилась установка на повышение физической и умственной работоспособности, в том числе для подготовки к выполнению нормативов физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО). Сл.8

ФГОС идёт в ногу со временем?

Школьное образование должно быть динамичным и отражать изменения, которые происходят в науке и культуре, идти в ногу с техническим прогрессом. В то же время на него накладывают отпечаток перемены, происходящие в обществе. В связи с этим федеральные образовательные стандарты, формирующие учебную программу, а также задачи по воспитанию и развитию детей, регулярно обновляются.

Родители, с учётом мнений которых складываются многие аспекты процесса школьного образования, должны быть в курсе норм, которые вводят новые ФГОС, чтобы сделать процесс обучения детей максимально комфортным и продуктивным. Сл.9

Сделан и ещё один шаг – Институт стратегии развития образования Российской академии образования разработал примерные рабочие программы по всем предметам начальной и основной школы, эти программы были одобрены Федеральным учебно-методическим объединением. С 1 сентября 2021 года в 25 субъектах началась апробация примерных рабочих программ для того, чтобы к концу учебного года мы получили замечания, предложения, у нас было время на доработку, и с 1 сентября 2022 года эти апробированные выверенные примерные рабочие программы были включены в реестр, и педагоги всей страны имели возможность пользоваться этими программами. Сл.10

2 июля 2021 года Президент подписал закон по внесению изменений в Закон «Об образовании в Российской Федерации», и сегодня школа или учитель может не разрабатывать свою рабочую программу по предмету, а взять программу из реестра и работать по ней. Кроме того, школа может использовать частично или полностью ту документацию, которая содержится в примерной основной образовательной программе, – это календарный план-график, расписание – и тоже не разрабатывать что-то свое, а пользоваться выверенными документами. Сл.11

Ну и третья составляющая конструкции – это универсальные кодификаторы, которые разработаны Федеральным институтом педагогических измерений, и которые могут использоваться для мониторинга в системе образования как на федеральном уровне, так и для разработки образовательными организациями измерительных материалов. Сл.12

Вариативность остается, Закон об образовании никто не меняет, и, если учитель хочет разрабатывать свою программу, никто ему препятствовать в этом не будет. Но для большинства учителей мы создаем возможность пользоваться примерными рабочими программами, разработанными авторитетными учеными-практиками, для того, чтобы не заниматься бюрократией, а иметь больше времени на профессиональное развитие, на работу с детьми.


Для того, чтобы переход осуществлялся без снижения качества образования, педагогам необходимо освоить программы повышения квалификации. Понять, в чём состоит особенность обновлённых стандартов. И если ФГОС не новые, а только обновлены, что в содержании образовательной деятельности сохранится, а что необходимо изменить. Сл.13