Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 7 «Сказка» городского округа город Мантурово Костромской области
Выступление
на городском методическом объединении педагогов ДОО.
Тема: «Реализация воспитательных задач в ходе организации кружковой работы по конструированию в ДОУ»
Материал подготовила:
воспитатель высшей квалификационной категории.
Курочкина Ирина Сергеевна -
Мантурово, 2022 г.
СЛАЙД 1.
Тема выступления:
«Реализация воспитательных задач в ходе организации кружковой работы по конструированию в ДОУ»
СЛАЙД 2.
Эпиграфом к своему выступлению, я взяла высказывание швейцарского психолога и философа Жана Пиаже: «Конструируя, ребёнок действует, как зодчий, возводящий здание собственного интеллекта»
Вопрос привлечения детей дошкольного возраста в объединения технического творчества всегда актуален. Ведь, все блага нашей цивилизации – это результат технического творчества. Начиная с древних времён. Когда человек изобрёл колесо и до сегодняшнего дня, технический прогресс обязан людям, создающим новую технику, облегчающую жизнь и деятельность человека. Конструирование является сложным видом деятельности. Эта деятельность связана с художественным и конструктивно – техническим направлением деятельности взрослых.
Конечно, продукты детской деятельности не несут ни материальной, ни культурной ценности. Однако, детское конструирование и моделирование оказывает благотворное влияние на трудовое, нравственное и эстетическое воспитание.
СЛАЙД 3
В процессе конструирования у ребёнка формируются пространственные представления, речевая и познавательная активность, умение планировать свою деятельность и анализировать предметы окружающего мира.
СЛАЙД 4.
В нашем детском саду конструктивная деятельность ( помимо образовательной деятельности) реализуется через кружковую работу.
Целью кружка «Юные Кулибины» является: создание организационных и содержательных условий для реализации воспитательных задач посредством технического конструирования.
С задачами конструктивной деятельности и целевыми ориентирами можно ознакомиться на слайде.
1.Сформировать знания о предметах, отображаемых в конструктивной деятельности, об их внешнем виде, структуре, об основных частях, их форме, пространственном расположении, относительной величине , о материалах, с которыми они работают.
2.Совершенствовать умения работать с разными видами конструктора.
3.Дать возможность дошкольникам научиться планировать свою деятельность.
4.Развивать умение работать целенаправленно, предварительно планировать свою деятельность, что является необходимым условием для успешного выполнения конструктивных задач.
5.Воспитывать у детей самостоятельность в работе, творческую инициативу.
6.Воспитывать умение контролировать свою деятельность, направлять ее на более рациональный путь решения задачи, предложенной воспитателем .
Целевые ориентиры:
-Ребенок владеет основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в познавательно-исследовательской деятельности, конструировании;
-ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе; способен договариваться, учитывать интересы других;
-ребенок достаточно хорошо владеет устной речью; развитым воображением
-у ребенка развита крупная и мелкая моторика;
-ребенок способен к волевым усилиям;
-ребенок проявляет любознательность.
СЛАЙД 5.
Кружковая работа с детьми осуществляется по Программе дополнительного образования.
Программа кружка составлена на основании, следующих нормативных документов, они на слайде:
Конвенции о правах ребёнка,
ФГОС ДОО
Федеральный закон «Об Образовании в Российской Федерации» ,
Основная образовательная программа ДОУ, разработанная на основе примерной программы «Детство»,
Рабочая программа воспитания ДОУ
Методические рекомендации «Для педагогов дошкольных образовательных организаций» (автор – Раева Валентина Вячеславовна),
СЛАЙД 6.
Одним из факторов освоения Программы – является стиль общения с детьми на основе личностно - ориентированной модели.
Поэтому, Программа ориентирована на:
Раскрытие потенциала дошкольника,
Индивидуально – дифференцированный подход. Что позволяет систематизировать задания по мере сложности. При этом обучающий и развивающий смысл деятельности сохраняется. Это даёт возможность предостеречь воспитанника от страха перед трудностями, приобщать , безбоязненно творить и создавать.
Преемственность дошкольного и школьного образования через адаптацию к учебной деятельности. То есть у ребёнка формируются фундаментальные качества, которые служат основой для успешного обучения в школе.
Программа предполагает соединение игры, трудовой деятельности и обучения в одно целое, что обеспечивает единое решение познавательных, практических и игровых задач.
Программа кружка предусматривает - 1 занятие в неделю , длительность - 30 минут, во второй половине дня.
Тематика занятий дублирует основную образовательную программу ДОУ.
Срок реализации: 1 год.
Реализация Программы осуществляется по трём направлениям:
Работа с детьми
Работа с родителями
Работа с педагогами
СЛАЙД 7.
В современном мире выбор для конструирования очень велик и разнообразен. Благодаря мониторингу было выявлено, что старшим дошкольникам наиболее интересны следующие конструкторы:
1.«Лего» сюжетный комплекс, где предоставляется полная свобода для воображения.
2.Магнитный конструктор, который наглядно демонстрирует, что такое «магнетизм». И как взаимодействует магнитные детали между собой.
3.И электронный конструктор «Знаток», который приобрёл наш детский сад. Он предназначен для детей с 5 лет. Этот конструктор позволяет ребёнку познакомиться с удивительным миром электроники. Собранные устройства могут подавать световые и звуковые сигналы, вращаться, имитировать звуки, демонстрировать автоматические осветители и другое.
СЛАЙД 8.
Кружок «Юные Кулибины» посещают дети подготовительных к школе групп. Организация кружковой работы предполагает добровольное включение детей в конструктивную деятельность, поэтому для формирования стойкой мотивации к конструированию, существует ряд конкретных условий:
1.Организация предметно – пространственной развивающей среды.
Для этого, были оформлены папки, альбомы, картотеки, дидактические игры, картинный материал, приобретены разные виды конструкторов и строительного материала, подобрана тематическая медиотека, средства ИКТ.
СЛАЙД 9.
2.Следующее условие – это игровой характер подачи материала.
СЛАЙД 10.
3.В кружковой деятельности использую разнообразные формы работы с детьми( виртуальные экскурсии, путешествия, развлечения, викторины, выставки, соревнования, использую занятия по интересам, по гендерному разделению , то есть только для девочек или только для мальчиков)
СЛАЙД 11.
Способы поощрения.
Каждому ребёнку очень важно, чтобы продукт его деятельности был отмечен вниманием окружающих. Поэтому, я использую следующую систему поощрения. Идея заключается в том, что каждый ребёнок получает желаемый приз, только утверждается номинация. Например: «Золотые ручки», «Острый ум», «Самый старательный» и т.д. Для этого ведутся «Дневники успеха», куда после каждого занятия наклеиваются поощрительные фишки.
СЛАЙД 12.
Воспитанники, в течение учебного года, принимали участие в различных творческих конкурсах. Работы кружковцев были отмечены наградами и дипломами.
СЛАЙД 13.
Хочется отметить, что кружковая работа предусматривает формирование активной родительской позиции на основе продуктивного сотрудничества детского сада и семьи.
СЛАЙД 14.
Одной из форм взаимодействия является - «Семейный клуб любителей конструирования». Родители с детьми в домашней непринуждённой обстановке делают поделки из конструктора на определённую тему, обыгрывают их по собственному сценарию и делятся с другими через соцсети.
Благодаря современным дистанционным технологиям, родители воспитанников еженедельно получают фотоотчёты детской деятельности, рекомендации и консультации по работе с конструктором. Активно участвуют в конкурсах, проектах, мастер – классах дистанционно.
СЛАЙД 15
В качестве отслеживания результативности детской деятельности использую следующие методы мониторинга:
Регулярное наблюдение за процессом конструктивной деятельности.
Анализ продуктов детской деятельности.
Диагностические карты ( в начале и в конце учебного года)
СЛАЙД 16
Для педагогов детского сада была организована открытая образовательная деятельность на тему «Спасение планеты роботов», с использованием электронного конструктора «Знаток». Ссылку на занятие вы можете найти в плане ГМО.
На занятии воспитанники кружка продемонстрировали свои умения и навыки сборки электронных схем по карточке - помощнице разного уровня сложности. Дети сумели восстановить электричество с помощью лампы и светодиода, починили систему охлаждения, собрав вентилятор, исправили неполадки в системе сигнализации .
Для поддержки детской инициативы во время конструктивной деятельности используются двухцветные сигнальные карточки. Если ребёнок показывает «Красный цвет» – значит, у него возникли затруднения. «Зелёный цвет»– задание выполнено.
Так же, в этом учебном году для педагогов ДОУ была проведена консультация на тему: «Конструирование – как средство активизации мыслительной деятельности ребёнка». Материалы выступления размещены на сайте ДОУ и МААМ.
СЛАЙД 17.
Подводя итог кружковой работы за текущий год можно сделать вывод.
Дети:
Умеют работать с разными конструкторами по образцу, схеме, замыслу, условиям.
Знают назначение и составные детали конструктора.
Научились следовать словесной инструкции педагога.
Овладели культурой труда, навыками работы в парах, подгруппами.
Повысился уровень коммуникативных, творческих, поисково – технических способностей.
Это говорит о том, что целенаправленное и систематическое обучение детей конструированию, способствует формированию у детей умения учиться и получать новые знания. Дети осознают, что основной смысл конструирования не только в получении результата и приобретении знаний, но и в получении положительного опыта и умения общаться со своими сверстниками . А это в свою очередь, играет большую роль при подготовке детей к школе.
Игры с конструктором позволяют внедрять информационные технологии в образовательный процесс, формировать у детей умения и навыки с современными техническими средствами, причём делать это непринуждённо, играя, тем самым воспитывая познавательный интерес, любознательность, креативность, самостоятельность.
СЛАЙД 18
На следующем слайде предлагаю вам подборку методической литературы и ссылки на интернет – ресурсы по данной теме.
СЛАЙД 19.
Всем спасибо, за внимание!