Реализация взаимосвязи обучения, развития и воспитания педагогом
Есть единый и неделимый образовательный процесс, который усилиями педагогов должен постоянно приближаться к уровню целостности через разрешение противоречия между целостностью личности школьника и специально организуемыми влияниями на него в процессе жизнедеятельности.
Рассмотрим основные аспекты обеспечения целостности педагогического процесса.
Учитывая многообразие взаимоотношений и взаимосвязей между компонентами образовательного процесса, было бы слишком упрощенным сводить целостность образовательного процесса к какой-либо одной его характеристике. В связи с этим необходимо рассматривать разные аспекты целостности: содержательно-целевой, организационно-процессуальный и операционально-технологический.
В содержательном плане целостность образовательного процесса обеспечивается отражением в цели и содержании образования опыта, накопленного человечеством во взаимосвязи элементов:
1) знаний, в том числе о способах выполнения действий;
2) умений и навыков;
3) опыта творческой деятельности;
4) опыта эмоционально-ценностного и волевого отношения к окружающему миру. Реализация основных элементов содержания образования не что иное, как реализация единства образовательных, развивающих и воспитательных функций цели образовательного процесса.
В организационном плане образовательный процесс приобретает свойство целостности, при обеспечении единства относительно самостоятельных процессов-компонентов:
освоение и конструирование дидактического содержания образования и материальной базы (содержательно-конструктивная, материально-конструктивная и операционно-конструктивная деятельность педагога);
деловое взаимодействие педагогов и учащихся по поводу содержания образования, усвоение которого последними является целью данного взаимодействия;
взаимодействие педагогов и учащихся на уровне личных отношений;
освоение обучающимися содержания образования без непосредственного участия педагога (самообразование и самовоспитание).
Как видно, первый и четвертый процессы отражают предметные отношения, второй — собственно педагогические, третий — взаимные, и, следовательно, охватывают образовательный процесс в его целостности.
Обеспечение гармоничного соотношения учения, общественно полезного труда и всех видов творческой деятельности детей, направленных на решение в комплексе задач обучения, воспитания и развития, приводит к
формированию гармоничной личности ученика, её интеллектуальному нравственно-эстетическому и физическому развитию.
Реализация в единстве всех компонентов содержания образования (при условии целостности деятельности педагога и целостности деятельности обучающегося) и есть сущностная характеристика педагогического процесса как целостного явления.
Неделимость педагогического процесса - разрешение противоречия между целостностью личности школьника и специально организуемыми влияниями на него.
Целостность конструирования педагогического процесса педагогом обеспечивается при условии комплексного планирования образовательных, развивающих и воспитательных задач на основе анализа педагогической ситуации, прогнозирования развития коллектива и отдельных воспитанников, что в конечном итоге материализуется в планах работы, т.е. педагогический процесс постоянно регулируется и корригируется, что является признаком его пластичности. Это, в свою очередь, побуждает неуклонно совершенствовать взгляды и подходы к педагогическому процессу.
Рассмотрим эффективные действия педагога для достижения поставленных целей.
1. Метод планирования комплекса задач урока, включающих в себя задачи образования, воспитания и развития учащихся,
2. Метод подбора такого содержания деятельности педагога и учащихся, которое бы обеспечило реализацию всех трех видов задач, имея в виду, что на каждом этапе урока какие-то из них будут решаться в большей или меньшей мере.
3. Метод сочетания разнообразных приемов, форм и средств обучения.
4. Метод контроля и самоконтроля за ходом обучения; при анализе результатов обучения одновременно оценивается ход осуществления всех трех функций, а не одной из них.