«Я – учитель здоровья»
Реализация здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий при обучении школьников физической культуре
Из опыта работы учителя физической культуры
МБОУ «Лицей № 6 имени М. А. Булатова»
Титаренко Ирины Николаевны
Основные проблемы психического и духовного здоровья учащихся
и пути их решения при обучении физической культуре.
Приемы оптимизации
профилактической работы :
- эмоциональный положительный фон обучения;
- поощрение за хорошее поведение, похвала;
- двигательная разрядка в течение дня;
- повышение самооценки учащегося (уверенность в себе), мотивации (достижение цели, успеха)
- Дети с синдромом гиперактивности.
- Дети с проблемами в развитии эмоционально-волевой сферы : агрессивные дети , эмоционально расторможенные дети,
тревожные дети.
Коррекция поведения с учетом возрастных особенностей : игры, эстафеты на психоэмоциональную разгрузку, достижение успеха, обучение приемам релаксации.
Гимнастика маленьких волшебников.
Методика «Гимнастика мозга».
Дыхательные упражнения.
Упражнения на мышечное расслабление.
Психофизическое расслабление
Рекомендуется: тревожным, с заниженной самооценкой, агрессивным детям.
Цель проведения : снятие стресса, перенапряжения, психологическая разгрузка, мотивация на достижение успеха.
« Отряхни».
Отряхиваем кисти, предплечья и плечи. Представляем, как все неудачи, плохие чувства слетают с вас.
Потом отряхиваем ноги с носков до бедер. Затем трясем головой.
Гимнастика маленьких волшебников
Рекомендуется: часто болеющим детям, тревожным, агрессивным, малоэмоциональным.
Цель проведения : профилактика простудных заболеваний, снятие стресса, перенапряжения, обучение проведению точечного массажа.
« Чебурашка».
Лепим уши для Чебурашки, поглаживаем ушные раковины, лепим ушки внутри по бороздкам. Растираем за ушами, «промазываем глину», чтобы ушки не отклеились.
Методика «Гимнастика мозга»
Рекомендуется: детям с пониженной работоспособностью, со слабым типом нервной системы.
Цель : прилив умственной энергии.
Биоадекватные технологии.
Эти упражнения помогают использовать оба полушария мозга гармонично и делать их «перекрестную» работу лучше.
«Ленивые восьмерки». Начертите правой рукой в воздухе восьмерку, затем левой рукой. Теперь правой и левой одновременно.
«Перекрестные шаги и прыжки».
Ходьба и прыжки на месте,
с продвижением вперед - назад,
в стороны,
с касанием правой рукой левого колена, затем левой рукой правого колена.
Методика «Гимнастика мозга»
Цель: растягивание мышц тела, удерживание вертикальной позы, формирование правильной осанки, освобождение от напряжения.
«Сова»
Схватите и плотно сожмите мышцы правого плеча левой рукой. Поверните голову и посмотрите назад через плечо. Вдохните глубоко и разверните плечи. Выдох.
Посмотрите через левое плечо. Вдохните глубоко и разверните плечи. Выдох.
Опустите подбородок на грудь и глубоко вдохните, расслабляя мышцы. Выдох.
Повторите то же самое, схватив левое плечо правой рукой.
Релаксация
Рекомендуется : агрессивным, тревожным, гиперактивным, с заниженной самооценкой детям.
1. Дыхательные упражнения. «Квадрат»
1. Посмотрите в верхний левый угол и вдохните, считая при этом до четырех.
2. Переведите взгляд на верхний правый угол и задержите дыхание, считая до четырех.
3. Переведите дыхание в нижний правый угол и выдохните, считая до четырех.
4. Переведите взгляд в нижний левый угол и спокойно произнесите: «Расслабился и улыбнулся».
2. Мышечное расслабление. «Лимон»
Использование дыхательной гимнастики йогов на занятиях кружка «Здоровей-ка»
Цель: оздоровление всех систем тела, повышение выносливости и работоспособности, расслабление нервной системы, профилактика простудных заболеваний.