муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 38»
Реализованный познавательно-творческий проект
«Весна пришла»
с использованием интерактивных технологий
с детьми старшего дошкольного возраста
группа №9
Автор проекта: Шеломенцева Н.А.
воспитатель 1 кв.категория
г.о. Сухой Лог
2018 г.
Паспорт проекта.
Вид проекта: творческий.
По доминирующей деятельности: познавательный.
Характер контактов: среди одной группы.
По продолжительности: среднесрочный (3 недели)
Участники проекта: дети, воспитатель, родители, коллеги.
Формы работы: групповая, подгрупповая и индивидуальная.
Актуальность проекта
Чем больше мы узнаём красоту природы, тем больше начинаем любить ее.
Данный проект направлен на развитие кругозора детей, формирование у них познавательной активности, нравственных ценностей, творческих способностей.
Направление проекта позволит детям усвоить материал через совместную деятельность, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным. Работа над проектом носит комплексный характер. Воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о них, научатся наблюдать за природой, видеть ее красоту, передавая накопленные умения и навыки посредством рисунка, лепки, аппликации, прикладного творчества.
На этой основе и формируется любовь и интерес детей к природе, родному краю, к эстетической стороне окружающей действительности, к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства. Ознакомление дошкольников с природой – это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающем мире, удовлетворение потребности детей в самовыражении, основанных на чувственном опыте.
Предполагаемые результаты.
- Формировать знания детей о проектной деятельности.
- Развивать умение следовать точному плану выполнения различных техник рисования.
- Обратить внимание на особенности внешнего мира и разнообразие его красок.
- Воспитать внимательное и бережное отношение к природе.
Проект состоит из трех этапов:
Подготовительный этап (организационный);
Основной этап (реализация проекта);
Завершающий этап (презентация).
Подготовительный этап: |
1 | Разработка комплексно-тематического планирования по теме проекта. |
2 | Разработка планов-конспектов педагогических мероприятий |
3 | Подготовка материала для реализации проекта: - подбор методической, художественной литературы; - подготовка атрибутов для продуктивной деятельности; - подбор музыкального сопровождения; - подбор демонстрационного материала (моделей, игрушек, атрибутов для творческой, познавательной деятельности). |
Основной этап: |
1 | Беседа о первых признаках весны (загадки, пословицы, поговорки) с целью обогащения словарного запаса детей. |
2 | Подгрупповое рисование красками + бумагопластика + аппликация «Прилетели ласточки».  |
3 | Организация выставки в группе «Весна пришла»: - обсуждение с детьми картинок, иллюстраций, репродукций художников о весне; - чтение стихов, пословиц, поговорок о ранней весне; - беседа о перелетных птицах. |
4 | Наблюдать за погодными явлениями на прогулке, делать выводы. |
5 | Подгрупповая работа в технике обрывная аппликация + рисование «Весенняя Радуга – дуга».  |
6 | Дидактические игры «Времена года», «Следы лесных животных», «Времена года и погода» и др.     |
7 | Аппликация «Веточка цветущей яблони» в технике бумагопластика.  |
8 | Беседа и словесные игры «Повторение признаков наступления весны», физкультминутки, загадки, пословицы о весне. |
9 | Макет руками детей «Весна пришла».     |
10 | ИКТ – технологии. Интерактивный пол и мини-роботы (умные пчёлки) «Собери маме и бабушке букет весенних цветов». Цель игры: - назвать и посчитать весенние цветы; - умение ребёнка развивать логическое мышление; - развитие навыков программирования; - умение нажимать на соответствующие кнопки. необходимое количество раз; - развитие пространственного мышления. Ход игры: Вопросы: 1. Назови весенние цветы, которые ты видишь на картинке? 2. Сколько цветов подснежников, мать-и-мачехов и крокусов? Задания: №1.Собери для мамы все подснежники. №2.Собери для бабушки букет из мать-и-мачехов.   |
Завершающий этап: |
1 | Конспект педагогического мероприятия весеннего развлечения для родителей «Весна пришла» (с конкурсом чтение стихов о весне, см. приложение). |
2 | Выставка совместного изобразительного творчества детей на тему: «Весна пришла!».  |
3 | Картотеки пословиц, физкультминуток, стихов, поговорок и загадок о весне. |
3 | Фотоотчёт размещён на стенде в лестничном пролёте. |
Приложение
Сценарий развлечения «Весна пришла» в старшей группе
Дети заходят и танцуют под весёлую музыку «Весна-красна идет».
Встают полукругом.
Ведущий: Добрый день дорогие ребята, уважаемые родители, гости! Мы рады видеть сегодня Вас в нашем зале! Вот и наступила весна. Какое замечательное это слово – весна
Кап – кап- кап, сосульки плачут
Воробьи у лужи скачут,
Утром зоренька красна
Значит к нам пришла…
Дети: Весна!
Ведущий:
Покороче стали ночки,
А на вербе пухнут почки,
И проталинка видна.
Значит к нам пришла…
Дети: Весна!
Под музыку в зал входит Весна.
Весна: Кто меня тут вспоминал?
Кто меня на праздник звал?
Ведущий: Здравствуй Весна – красавица! Это мы тебя с ребятами в гости звали.
Весна: Здравствуйте, мои друзья!
Ведущий: Расскажи – ка нам Весна, с чем к нам пожаловала.
Весна:
Со снегами талыми,
С ручейками малыми,
С солнышком весенним
Со звонким птичьим пеньем.
Ведущий: Послушай, Весна, как наши ребята на своих музыкальных инструментах покажут тебе, как птицы поют, ручейки звенят.
«Шумовой оркестр» (кап,кап,кап).
Присаживайтесь на стульчики.
Весна: Молодцы, хорошо играли, а загадки вы отгадывать умеете?
Ведущий: Ребята, конечно умеем!
Весна: Тогда слушайте:
Вдруг внезапно потемнело, В небе сильно загремело. Он затопал по дорожке Стали мокрыми сапожки.
Дети: Дождик!
Весна: Молодцы! А вы знаете песенку о дождике?
Дети: Да!
Весна: Тогда спойте, а я послушаю.
Вед: Вставайте на ножки.
Песня «Дождик кап,кап,кап».
Весна:
А теперь пришла пора
Собрать мусор со двора (по полу разбросаны кубики)
Со двора собрать лопатой
Этот мусор в два ведра.
Раз, два, начинается игра.
Весна: Потрудились вы на славу. А теперь не пора ли нам немного поразвлечься. Поиграем в игру Ручеек. Музыкальная игра: «Ручеек»
Весна: И танцуете вы и играете,
А стихи мне сейчас почитаете?
Цель: эстетическое и умственное воспитание, развития понимания содержания и выразительного чтения стихотворения.
Задачи: воспитывать умение рассказывать и слушать новые стихи, которые читают другие дети; развивать навыки эмоционального отклика на эти стихи; продолжать учить рассказывать стихи эмоционально, громко, с выражением; доставить детям радость от общения с родителями.
Ведущий: Давайте послушаем, какие стихи о весне подготовили к конкурсу наши ребята.
1. Весна пришла!
(автор - Тимофей Дмитриев)
По весне набухли почки
И проклюнулись листочки.
Посмотри на ветки клена –
Сколько носиков зеленых!
2. Зима недаром злится (Федор Тютчев)
Зима недаром злится
Прошла её пора —
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
3. Ласточка (Алексей Плещеев)
Травка зеленеет,
Солнышко блестит;
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
С нею солнце краше
И весна милей…
Прощебечь с дороги
Нам привет скорей!
Дам тебе я зерен,
А ты песню спой,
Что из стран далеких
Принесла с собой…
4. Весенние часики (Тимофей Дмитриев)
Тюки-тюки, тюки-так –
Звон веселый слышен.
Это часики весна
Завела под крышей.
Тюки-тюки, тюки-так –
Счет ведет капели.
На гнездовья точно в срок
Гуси прилетели.
И шумят мне ручейки
На весенней стежке:
— Выходи, малыш, гулять!
Надевай сапожки
6. Весело аукнула (Лариса Аграчева)
Весело аукнула
Из лесу весна,
Ей медведь откликнулся
Проурчав со сна.
Поскакали зайки к ней,
Прилетел к ней грач;
Покатился ёжик вслед,
Как колючий мяч.
Всполошилась белочка,
Глянув из дупла, —
Дождалась пушистая
Света и тепла!
Гордо приосанился
Посветлевший бор;
На ветвях коричневых
Грянул птичий хор.
7. Чудеса (Виктор Степанов)
По опушке шла весна,
Ведра с дождиком несла,
Оступилась на пригорке —
Опрокинулись ведерки.
Зазвенели капли,
Загалдели цапли.
Испугались муравьи:
Двери заперли свои.
Ведра с дождиком весна
До села не донесла.
А цветное коромысло
Убежало в небеса
И над озером повисло.
Чу-де-са!
8. Весна (Ольга Беляевская)
Мне воробьи сегодня рассказали —
Не знаю, правда ли, — что уж весна идет.
Не верится: вчера еще в снежки играли
И на пруду прозрачный крепок лед.
Чивик-чик-чик! Откуда вы узнали?
Кто о весне, пичужки, вам сказал?
«Полдневный луч нам крылышки ласкал,
Капели первые сегодня прозвучали».
9. Медведь (Георгий Ладонщиков)
Без нyжды и без тpевоги
Спал медведь в своей беpлоге.
Спал всю зимy до весны,
И, навеpно, видел сны.
Вдpyг пpоснyлся косолапый,
Слышит: каплет! –
Вот беда!
В темноте пошаpил лапой
И вскочил — Кpyгом вода!
Заспешил медведь наpyжy:
Заливает — не до сна!
Вылез он и видит:
Лyжи, Тает снег…
Пpишла весна.
10. Тает снег и тает лед (Тимофей Дмитриев)
Тает снег и тает лед
Весна, ребята, настает!
За окном звенит капель,
Птичек радостная трель.
По весне набухли почки
И проклюнулись листочки.
Посмотри на ветки клена –
Сколько носиков зеленых!
11. Пришла весна! (Евгения Трутнева)
Весна – красна.
С зеленой травкой у окна
Развесила сережки
Березе — белоножке.
12. Наконец, пришла весна!
(Виктор Лунин)
Наконец, пришла весна!
Тают белые снега.
Показались нежные,
Тут и там подснежники.
Под маленькой елью
Подснежник пророс.
Сбежали метели,
И сдался мороз!
На полянке, у тропинки
Пробиваются травинки.
С бугорка ручей бежит.
А под ёлкой снег лежит.
13. Наступила весна! (Виктор Кудлачев)
Если стал теплее ветер,
Если птицам не до сна,
Если солнце ярче светит,
Значит, к нам пришла весна.
Еще неделя пролетит,
И март капелью зазвенит.
За ним апрель в цветах придет,
И землю солнышко зальет.
По рощам, паркам соловьи
Концерты вновь начнут свои.
14. Капель (Глеб Горбовский)
Висела капля на носу у злого филина в лесу,
Другая капля в высоте у самолета на хвосте,
А третья - хвать за лучик, вот-вот сорвется с тучи.
А что там светится в глазах у девочки на лыжах?
Конечно, это не слеза, а просто - капля с крыши.
15. Весна (Ирина Токмакова)
К нам весна шагает быстрыми шагами,
И сугробы тают под ее ногами.
Черные проталины на полях видны.
Верно, очень теплые ноги у весны.
16. Весне мы очень рады (Наталья Родивилина )
Пускай сугробы во дворе
И снег почти не тает,
Сегодня март в календаре –
Весна в права вступает!
Готовы прыгать к небу мы
И щебетать, как птички, –
Последний день прошёл зимы,
Оторваны странички!
Теплее стало на душе,
Веселью нет преграды,
Улыбки наши до ушей –
Весне мы очень рады!
Весна: Спасибо вам ребятки! Как много замечательных стихотворений вы знаете! Молодцы! И читаете вы их очень выразительно, прямо как настоящие артисты! А теперь пришла пора, простится с вами. А за радость, что вы мне доставили, дарю вам вкусные гостинцы - сок. До свидания!
(Весна уходит)
Ведущий: Вот и закончилось наше развлечение. От души повеселились, поиграли, пора и в группу возвращаться (групповая фотография на память).
Тексты песен.
Песня «Дождик»
1. Кап-кап, тук-тук-тук
По стеклу раздался стук.
Это дождик по- утру
Разбудил всю детвору.
2. Кап-кап, дон-дон-дон
Капли начали трезвон.
Если выйдите гулять
Не забудьте зонтик взять
3. Кап-кап, кап-кап-кап
У дождя весёлый нрав.
Завтра утром мы опять
Под дождём пойдём гулять.
«Шумовой оркестр» «КАП-КАП-КАП»
(Металафоны, Ложки, муз.инстр. Треугольник).
Кап-кап-кап звенят капели.
Кап-кап-кап ручьи запели.
Кап-кап-кап весна стучится.
Кап-кап-кап на крыльях мчится.


Картотека физкультминуток о весне и цветах.
1. Физкультминутка «Пришла Весна»
Весна, весна! Пришла весна! Хлопки в ладоши.
Тепло на крыльях принесла. Короткие взмахи руками-крыльями
И вот на самом солнцепеке Ходьба.
С поднятой гордой головой Приподнять повыше подбородок.
Расцвел подснежник голубой. Руки в стороны.
Он весь пушистый, серебристый, Приседания.
На солнце маленький стоит. Прыжки.
Посланец он весны надежный, Наклоны туловища.
Он не боится холодов.
За ним придут цветы другие, Повороты влево-вправо.
Он первенец среди цветов.
2. Физкультминутка «Незабудки».
Под окошком у Анютки Руки согнуть в локтях, кисти рук перед
Распустились незабудки. собой, пальцы обеих рук собраны в щепоть,
На цветочках-лепесточках- раскрыть кисти, растопырить пальчики-
Неба синие кусочки, лепестки в стороны.
Серединки-донышки - Соединить пальцы обеих рук, округлить.
Маленькие солнышки.
Пролетала пчелка, Короткие взмахи руками-крылышками.
Золотая челка,
Села на цветок: Присесть, руки положить на колени,
- Ну-ка, где медок? покрутить головой вправо-влево.
Выглянуло солнце, Встать, согнуть руки в локтях и высоко
Разогрело донце, поднять их, пальчики-лучики растопырить.
Медок сварило - Круговые движения правой рукой.
Пчелку накормило. Короткие взмахи руками-крылышками.
А Анютка-быстроножка Легкий бег.
Все увидела в окошко. Покрутить головой вправо-влево.
3. Физкультминутка «Что бывает весной»
И.п. – дети стоят, слегка наклонив голову вправо к плечу, под щекой сложенные вместе ладошки, глазки закрыты – «спят».
Когда вновь придет весна, «Проснулись»-глазки раскрыть,
Все проснется ото сна. Потянуться, рассмотреть все вокруг.
Апрель, апрель, на дворе капель. Хлопать в ладоши.
Кап-кап-кап, кап-кап-кап,
Капли звонко так летят. Щелчки пальчиками.
Кап-кап-кап, кап-кап-кап,
Прыгай этак и вот так! Произвольные легкие прыжки.
На дворе большие лужи - Ходьба с высоко поднятыми коленями
Больше, дети, нету стужи. На месте – «переходят» через лужи.
Мы пойдем гулять, Обычная ходьба на месте.
Солнце красное встречать. Высоко поднять головки, посмотреть на
небо, руки вытянуты вверх.
Веселись вся детвора - Весело прыгать, кружиться, хлопать
Весне, солнышку – ура! в ладоши.
4. Физкультминутка «Цветы».
Ранним утром на лугу Бег на месте с высоким поднимание ног.
По сырой траве бегу,
Соберу цветы друзьям Присесть, изобразить сбор цветов.
И по одному раздам:
Роме – ромашку, Алле – фиалку, Изобразить раздачу цветов.
Васе – василек, синенький цветок,
Колокольчик – Коленьке,
Одуванчик - Поленьке,
Он растет в широком поле,
Подарю подарок Поле.
5. Физкультминутка «Мы цветы в саду сажаем».
Мы в саду цветы сажаем, Ладошку левой руки сложить в горсть,
Правой взять «семя» и, наклонившись вниз,
«посадить» его.
Их из лейки поливаем, Имитировать движение – «полив из лейки».
Астры, Соединить руки над головой, образуя шарик.
Лилии, Руки в стороны.
Тюльпаны Сложить ладошки обеих рук лодочкой перед
собой.
Пусть растут Присесть и медленно вставать, подняв руки
вверх, - «цветы растут».
Для нашей мамы. Сжать кисть правой руки в кулачок и
протянуть ее вперед – «букет».
Физкультминутка «Вместе по лугу идем».
Вместе по лесу идем, Ходьба на месте.
Не спешим, не отстаем. Потягивания – руки в стороны.
Вот выходим мы на луг Наклониться и коснуться левой ступни
Тысяча цветов вокруг! Правой рукой, потом наоборот – правой
Вот ромашка, василек, ступни левой рукой.
Медуница, кашка – клевер.
Расстилается ковер
И направо, и налево. Повороты вправо-влево.
Чтоб сорвать в лесу цветочки, Наклоны вперед: сначала к правой ноге,
Наклоняйтесь до носочков. Потом к левой.
Раз – цветок, два – цветок,
А потом сплетем венок. Руки поднять над головой, а затем опустить
До уровня головы – «надеть венок на голову».
Ходьба на месте.
Снова мы идем по лесу. Потягивания – руки в стороны.
А вокруг – так интересно! Садятся на места.
Отдохнуть пора, дружок.
Мы присядем на пенек.
6. Физкультминутка «Цветы».
Шла Марфутка по тропинке Ходьба на месте.
И несла в руках корзинку. Имитируют, что несут корзинку.
В этой маленькой корзинке Показывают руками маленькую величину
Есть различные цветы: Имитируют формирование букета.
Клевер, ландыш, незабудки,
Голубые васильки.
Что угодно для души! Кладут руку на сердце.
Какой душистый аромат! Подносят воображаемые цветы к носу,
нюхают: вдох-выдох.
Цветам душистым так я рад! На лице выражение восторга, радости,
руки чуть приподняты вверх и разведены
в стороны.
7. Физкультминутка «Цветы».
Дети приседают, изображая нераскрывшиеся бутоны цветов. Педагог говорит: «Раз-два-три, выросли цветы!» Дети медленно приподнимаются, поднимают руки вверх, раскрывают пальчики.
К солнцу потянулись высоко: Тянутся на носочках, смотрят вверх.
Стало им приятно и тепло!
Ветерок пролетал, стебелёчки качал. Раскачивают руками влево-вправо
над головой.
Влево качнулись – низко пригнулись. Наклоняются влево.
Вправо качнулись – низко пригнулись. Наклоняются вправо.
Ветерок, убегай! Грозят пальчиком.
Ты цветочки не сломай! Приседают.
Пусть они растут, растут, Медленно приподнимаются, поднимают
Детям радость принесут! руки вверх, раскрывают пальчики.
КАРТОТЕКА ЗАГАДОК  О ВЕСНЕ | № 1 Я раскрываю почки В зеленые листочки. Деревья одеваю, Посевы поливаю, Движения полна... Зовут меня... (Весна) Снежок растаял и с полей Бежит проворливый... (Ручей) |
№ 2 Тает снежок, ожил лужок, День прибывает. Когда это бывает? (Весной) Бегу я, как по лесенке, По камушкам звеня. Издалека по песенке Узнаете меня. (Ручей) Конь бежит, земля дрожит. (Гром) | № 3 Из-под снега вышел друг — И весной запахло вдруг. (Подснежник) Солнце пригревает, Лед на речке треснул. Речка зашумела, Льдины подгоняет. Как это явление Весною называют? (Ледоход) |
№ 4 Раскаленная стрела Дуб свалила у села. (Молния) Его просят, его ждут, А как придет — Прятаться начнут. (Дождь) Бах-тарарах Раскатился гром в горах. Молния сверкает, Дождик поливает. (Гроза) | № 5 Зазвенели ручьи, Прилетели грачи. В дом свой — улей пчела Первый мед принесла. Кто скажет, кто знает, Когда это бывает? (Весной) Появился из-под снега, Увидал кусочек неба. Самый первый, Самый нежный, Чистый маленький... (Подснежник) |
№ 6 Сиренью пахнет, небо ясно, Трава нежна и зелена. И в сарафане ярко-красном Шагает по земле... (Весна) Я всегда со светом дружен, Если солнышко в окне, Я от зеркала, от лужи Пробегаю по стене. (Солнечный зайчик) | № 7 Весна поет, звенит капель, Почистил крылья воробей. Кричит скворцу он: - Не робей! Иди купаться Вот... (Ручей) Рыхлый снег на солнце тает, Ветерок в ветвях играет, Звонче птичьи голоса Значит, к нам пришла... (Весна) |
№ 8 Ручейки бегут быстрее, Светит солнышко теплее. Воробей погоде рад — Заглянул к нам месяц... (Март) Мишка вылез из берлоги, Грязь и лужи на дороге, В небе жаворонка трель — В гости к нам пришел... (Апрель) | № 9 Сад примерил белый цвет, Соловей поет сонет, В зелень наш оделся край — Нас теплом встречает... (Май) Новоселье у скворца Он ликует без конца. Чтоб у нас жил пересмешник, Смастерили мы... (Скворечник) |
№ 10 Здесь на ветке чей-то дом Ни дверей в нем, ни окон, Но птенцам там жить тепло. Дом такой зовут... (Гнездо) Шорохом неслышным лепестков Жемчуг белоснежный распустился, Свежим нежным, крохотным цветком Из-под снега к солнцу устремился. (Подснежник) | № 11 Прилетела пава, Села на травы, Распустила перья Для всякого зелья. (Весна) Бежит бычок — Голубенький рожок, Бежит, журчит. Выпить — не выпить, Вылить — не вылить. (Ручей) |
№ 12 Тает снег, звенят ручьи, Всё сильней потоки. И летят уже грачи К нам из стран далеких. (Весна) Тот цветочек белый-белый, Когда лес еще во сне И в снегу, - он самый первый Нам напомнит о весне. (Подснежник) | № 13 Старый дед во сто лет, Мост намостил во всю реку, А пришла молода — Весь мост размела. (Мороз и весна) К маме-речке бегу И молчать не могу. Я её сын родной, А родился весной. (Ручей) |
№ 14 Нам в хозяйстве помогает И охотно заселяет Деревянный свой дворец Темно-бронзовый... (Скворец) Тает снег. Течет ручей. На ветвях полно... (Грачей) | № 15 Четвертый месяц, как шагнет, Так с треском лопается лёд. (Апрель) На вербе с треском рвутся почки. На речке лёд трещит в ночи. И гнезда вьют без проволочки На ветках первые... (Грачи) |
Пословицы о весне.
Весенний день год кормит.
Апрель с водой, а май с травой.
В апреле земля преет.
Весна, да осень - погод восемь.
Весна днем красна.
До поры до времени не сеют семени.
Кто пахать не ленится, у того и хлеб родится.
Кукушка закуковала – пора сеять лен.
Лягушка с голосом – сей овес.
Март с водой, апрель с травой, а май с цветами.
Март сухой, да мокрый май - будет каша и каравай.
Увидел грача – весну встречай.
Что посеешь, то и пожнешь.
Игра-викторина для детей
1. Какие цветы, описанные в сказке Двенадцать месяцев, расцветают ранней весной?
Мать-и-мачеха
Нарциссы
Подснежники
Незабудки
2. На каком дереве весной вырастают длинные серёжки?
Клён
Берёза
Дуб
Осина
3. Какой праздник в России празднуют весной в марте?
День защитника отечества
Международный женский день
День весны и труда
4. Что очень опасно делать именно весной?
Выходить на лёд водоёмов
Переходить дорогу на красный свет
Не слушаться маму с папой
5. Что из перечисленного происходит весной?
Птицы улетают на юг
Зайцы в лесу из серых становятся белыми
Птицы возвращаются с юга
Медведи ложатся спать надолго
6. Как меняются день и ночь на протяжении весны?
День становится короче, а ночь длиннее
День становится длиннее, а ночь короче
День и ночь никак не меняются
7. Что люди делают весной из перечисленного?
Собирают грибы и ягоды в лесу
Купаются в теплой реке или озере
Сажают растения
8. Какой цвет больше соответствует весне?
Красный
Белый
Зелёный
9. Какое дерево-кустарник расцветает весной и цветёт белыми душистыми цветами?
Акация
Сирень
Черёмуха
10. Чего весной становится больше с каждым днём?
Снега
Людей на улице
Солнечного света
11. В какой из сказок весна наступает посреди зимы?
Щелкунчик
Снежная королева
Двенадцать месяцев
12. Какой месяц — первый месяц весны?
Сентябрь
Март
Декабрь
13. Какой из месяцев является серединой весны?
Апрель
Март
Май