Просмотр содержимого документа
«" Ребенок не говорит: отдайте в детский сад, чтобы заговорил": Миф или реальность.»
«Ребенок не говорит: отдайте в детский сад, чтобы заговорил»: миф или реальность?
В ответ на предыдущий пост «Детский сад и онтогенез» подписчица задала мне вопрос: «Как насчёт детей с ОВЗ и инвалидов, посещающих детский сад? Когда их необходимо отдавать в садик?»
Я стою на позиции, что детей с ОВЗ и инвалидов «отдавать в садик» нужно по тому же основному принципу – тогда, когда родителю нужно выходить на работу. Ни один самый прекрасный детский сад не способен в современной реальности обеспечить абилитацию ребенка в той мере, в какой она необходима и в той, которая желаема родителями. Так, если мы говорим о неговорящем ребенке, то в большинстве случаев, «отдать в детский сад» - означает сузить горизонт абилитации, а не наоборот.
Я намеренно не учитываю сейчас вопрос финансов, он не определяет сущность абилитации. Если финансов нет, родителю нужно работать и для того, чтобы обеспечивать необходимую системную коррекцию нет ни денег, ни времени – отдать в специальный детский сад – единственная возможность. Здесь и обсуждать нечего.
Если же есть возможность нанять няню для неговорящего, которая будет водить ребенка на специальные занятия, пока родители будут работать – это более предпочтительный вариант.
Многие родители слышат мнение, что для неговорящего ребенка детский сад – необходимость, без которой он не заговорит. Это миф, более того, принесший многим семьям необходимость наблюдения у психиатра в результате того регресса, который случился с неговорящим по определенным причинам ребенком при походе в детский сад. Например, ребенку написали ЗРР, но просто написали. На самом деле у него уже было процессуальное эндогенное нарушение, которое просто не определили. Его отдают в детский сад… И далее случается такой откат, что родители за голову хватаются. То есть правило первое: сначала истинный (!) диагноз, понимание реального прогноза, учет того, какое место в этом прогнозе занимает детский сад, а вот потом – принятие решения.
Однако в этом мифе есть доля правды. Если у ребенка истинная задержка речевого развития (то есть механизм установлен и объяснен, а не просто написано «ЗРР», когда на самом деле это не ЗРР, а другое состояние), то в подавляющем большинстве такая задержка – это результат гиперопеки родителей.
Родители этого ребенка находятся в эмоциональном симбиозе с ним и просто не могут организовать для него условий, где ему нужно решать задачи, удовлетворять потребности самому, таким образом развивая речь. Не потому что не хотят или хотят навредить, а реально не могут, в том числе потому что не осознают проблемы.
В результате речь ребенка действительно не развивается, так как в ней нет нужды, его потребности удовлетворяются родителем и без использования речи. Важно! Что при этом коммуникация такого ребенка абсолютно нормальна: такой ребенок активно общается жестами, нормативно взаимодействует со сверстниками и еще целая куча критериев истинной задержки речевого развития (не предмет этой статьи).
Однако я хотела бы, чтобы все понимали, что, отдавая в детский сад «для развития речи», родитель честно говорит себе: «Да. Я – гиперопекающий родитель. У меня (!) проблемы с сепарацией. Пока я их пойду решать, ребенку нужно развиваться. Детский сад обеспечит требования, которые я обеспечить не могу». Это очень честное, зрелое признание. Лишь в этой ситуации детский сад действительно может способствовать опосредованно (!) развитию речи.