СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь?

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ребенок - это личность, индивидуальность и к каждому ребенку нужно находить индивидуальный подход. Так как же поступить, если ребенок не хочет учиться?

Просмотр содержимого документа
«Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь?»

Олейник Т.И., учитель английского языка

ГБОУ гимназия №622 Выборгского района

Санкт-Петербурга





ТЕМА ВЫСТУПЛЕНИЯ

Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь?

Очень часто родители сталкиваются с ситуацией, когда ребенок отказывается учиться. Советы психолога могли бы разрешить сложившуюся ситуацию, но не все родители склонны руководствоваться ими и готовы заставить ребенка учиться любым способом. Но стоит ли так поступать? Ребенок – это, прежде всего, личность, индивидуальность и к каждому ребенку нужно и необходимо находить индивидуальный подход. Так как же поступить, если ребенок не хочет учиться? Однозначного ответа нет, да и причины могут быть разными. Давайте разберемся с основными. К ним относятся:

  1. Отсутствие всякого интереса. Ребенок не хочет идти в школу потому, что там ему просто не интересно и скучно и, скорее всего, причиной может быть несоответствие изучаемого материала его интеллектуальному развитию. Если ребенок хорошо знает алфавит и решает примеры в пределах10, а на уроке будут изучать азы родного языка и математики, т.е. алфавит и счет до 10, то отсутствие интереса заранее спрогнозировано.

  2. Трудности, возникающие при выполнении задания. Ребенок не хочет учиться потому что «трудно» – не понимает, как выполнить задание. Есть сложности с мышлением, с логикой рассуждений, либо с анализом задания, либо ему тяжело запоминать.

  3. Трудности с удержанием внимания. Это ситуации, когда у ребенка есть сложности с концентрацией внимания на одном действии или предмете. Внимание постоянно переключается с одного на другое, постоянно скачет. Ребенок отвлекается, ему сложно сосредоточиться.

  4. Неумения педагога интересно представить материал. Не секрет, что у одних учителей интересно слушать даже о хорошо изученных вещах, а у других и от прослушивания нового материала тянет в сон. 

  5. Большая нагрузка. Ребенок может не хотеть учиться по причине банальной усталости. Это ведь просто ребенок, он не в состоянии справляться с тяжелыми нагрузками. Некоторые родители надеются сделать из ребенка настоящего вундеркинда. Они нанимают ему репетиторов, записывают в различные кружки, и кроме этого, нужно ходить в школу и заниматься уроками. Подобные действия могут оказать губительное воздействие на ребенка и навсегда отбить у него желание учиться. У ребенка должно быть свободное время.

  6. Проблемы переходного возраста. Многие родители сталкиваются с подобной трудностью и не знают, как правильно повести себя в такой ситуации. Подросток не желает заниматься уроками, хамит и дерзит родителям. В современном мире это очень опасный возраст. Дети подвержены частому стрессу, они слишком обидчивы и не всегда могут правильно воспринимать критику. В данном случае важно не давить на подростка, а постараться понять его, считаться с его мнением.



  1. Сложности, возникающие при общении ребенка с одноклассниками и педагогами. Нередко желание учиться и ходить в школу отбивают конфликты. Например, с одноклассниками или учителями. В первом случае все труднее, чем кажется. Конфликты с одноклассниками иногда разрешаются быстро и самостоятельно. А в некоторых случаях они ставят в замешательство даже психологов. Поэтому зачастую, если у ребенка затяжные проблемы со сверстниками по классу, приходится или переводит ребенка в другой класс, или вовсе менять школу. А вот при конфликтах с учителями можно исправить положение. Родители должны быть в тесном сотрудничестве с учителем. Важно выяснить причину недопонимания, а затем уже предпринимать какие-либо действия.

  2. Отсутствие мотивации. Ребенок не станет заниматься чем-либо, если у него нет в этом потребности и мотивов. Родители должны "подогревать" интерес ребенка к обучению. Очень часто на практике встречаются ситуации, когда за неудачи наказывают, а успехи воспринимаются как должное. Подобное поведение со временем приведет к тому, что ребенок не захочет учиться дальше. В любом действии родителей должна быть строгость и серьезность, но в меру. Но, мотивировать ребенка к обучению можно, только к каждому школьнику нужен индивидуальный подход.

Так что же следует делать и как сформировать у ребенка устойчивую учебную мотивацию:

  • Меньше критиковать и больше хвалить детей. Всячески подчёркивать связь между их стараниями и конечным результатом. Так дети учатся легче.

  • Будьте искренни. Чтобы не обесценивать достижения ребёнка, не подменяйте честно заслуженную похвалу лицемерием.

  • Критикуйте по делу и деликатно. Не переходите на личности, не ставьте ваши чувства к близкому человеку в зависимость от его достижений.

  • Никогда не сравнивайте ребёнка с другими детьми. Единственное мерило успеха – то удовлетворение, которое получает ваше чадо от полезной деятельности.

  • Ставьте перед ребёнком посильные задачи. Не отказывайте в помощи, когда он просит, но и не делайте работу вместо него.

  • Не пренебрегайте значением общения в жизни детей. Успешность ребёнка напрямую зависит от того, как он контактирует с членами семьи, сверстниками, учителями.

  • Учите личным примером. Если вы хотите, чтобы ребёнок улучшил показатели по физкультуре, прекращайте по вечерам сидеть перед телевизором и выходите вместе на беговую дорожку. У него сложности с изучением языка? Что ж, есть повод совместно освоить новый язык. Такой подход не только укрепляет внутрисемейные связи и повышает авторитет взрослого в детских глазах, но и формирует у ребёнка чёткое представление о том, что учиться никогда не поздно.

Обучение в современной школе – достаточно сложный, но посильный процесс. Обязательно интересуйтесь жизнью своих детей, ежедневно обсуждайте с ними события прошедшего дня. Разумеется, родители не должны выполнять за ребенка его домашние задания. А вот разобраться в причинах временных трудностей и помочь решить возникшие проблемы действительно можно и необходимо.