СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
Учебный предмет «Речь и альтернативная коммуникация» является основной частью предметной области «Язык и речевая практика».
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
Учебный предмет «Речь и альтернативная коммуникация» является основной частью предметной области «Язык и речевая практика».
Обоснованием цели и содержания учебного предмета служат следующие положения отечественной психологии:
- психические функции формируются «в раннем онтогенезе при интериоризации процессов общения» (Л.С.Выготский),
- интериоризация выступает социальным механизмом психики человека (Л.С.Выготский),
- формирование основных социальных структур сознания человека происходит в процессе общения (Л.С.Выготский),
- о планомерно- поэтапном формировании психических функций, включая общение (П.Я.Гальперин),
- о закономерностях развития общения как особой деятельности на каждом возрастном этапе (А.В.Запорожец, М.И.Лисина),
Цель - формирование опыта социального взаимодействия на основе разнообразных, доступных ребенку, средств коммуникации (вербальных и невербальных).
Общая характеристика учебного предмета:
Учебный предмет, охватывающий область развития речи и альтернативной коммуникации, является условием активизации познания и овладения жизненными компетенциями в опыте социального взаимодействия.
Обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) овладевают основными средствами социального взаимодействия только с помощью взрослого. Предшественником продуктивного взаимодействия является интерес и потребность в общении с окружающими людьми.
Процесс развития речи, активизация и расширение коммуникативных возможностей в доступных обучающемуся пределах выстраиваются взрослым путем использования специальных методов и приемов, дидактических средств в практически значимых для ребенка ситуациях.
Учебный предмет позволяет сосредоточить внимание учителя на создании специальных условий для активизации и формирования у обучающихся разных средств коммуникации с учетом актуальных возможностей: от невербальных, альтернативных до вербальных. Опыт социального взаимодействия детей будет обогащаться за счет формирования импрессивной и экспрессивной сторон речевых возможностей, моделированием в процессе обучения практико-ориентированных ситуаций общения.
Реализация содержания учебного предмета в дополнительном классе позволит подготовить обучающихся к продуктивному взаимодействию в ситуациях работы с учителем, в классе с другими обучающимися, в ситуациях взаимодействия с близкими взрослыми.
Учебный предмет осваивают обучающиеся (с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии) в соответствии с их возможностями к обучению и темпа усвоения программного материала.
Обучающиеся с умеренной умственной отсталостью (1 группа), как правило, понимают, обращенную к ним речь взрослого, в конкретной ситуации взаимодействия. Ответные коммуникативные проявления могут быть как невербальными (взгляд, улыбка, контакт глаза в глаза, жест, рука-в-руке, предметные действия и т.д.), так и вербальными в виде отдельных звуков, слов и элементарной фразы.
Обучающиеся с тяжелой умственной отсталостью и некоторые дети с множественными нарушениями в развитии (2 группа) ограниченно понимают обращенную к ним речь взрослого даже в конкретной ситуации, а невербальные средства общения используют фрагментарно, лишь в знакомой ситуации взаимодействия со взрослым.
Обучающиеся с глубокой умственной отсталостью и большинство детей с множественными нарушениями в развитии (3 группа), реагируют непроизвольно, или эмоциональными, или двигательными проявлениями на голос взрослого без понимания обращенной к ним речи в конкретной ситуации взаимодействия.
Показателем усвоения обучающимися программы учебного материала является динамика развития понимания обращенной к ребенку речи взрослого от непроизвольных невербальных проявлений до вербальных и альтернативных средств коммуникации в разнообразных ситуациях взаимодействия.
Учебный предмет включает 3 раздела:
- коммуникация,
- развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации,
- чтение и письмо.
Задачи предмета:
В разделе "Коммуникация":
- формирование у обучающегося интереса и потребности к деловому взаимодействию с учителем, а затем со сверстниками, умений продуктивного установления, поддержания и завершения контакта,
знакомство с альтернативными средствами коммуникации.
В разделе "Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации":
- активизация коммуникативных (невербальных и вербальных, альтернативных) средств для развития понимания и выражения ответа на обращенную речь взрослого любым доступным способом в разных ситуациях социального взаимодействия,
- формирование доступных (включая альтернативные) средства коммуникации взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
В разделе "Чтение и письмо":
- развитие ручной и мелкой моторики,
обучение умению выполнять целенаправленное действие с пишущим предметом по словесной инструкции в конкретной ситуации,
формирование элементарных графо моторных умений.
развитие слухового внимания и слухового восприятия,
- формирование интереса к чтению взрослым коротких текстов с иллюстрациями.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
В Федеральном компоненте государственного стандарта «Речь и альтернативная коммуникация» обозначен как самостоятельный предмет. На его изучение в 1 дополнительном классе отведено 99 часов, 3 часа в неделю, 33 учебные недели.
Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета обучающимися с умеренной умственной отсталостью (1 группа):
адекватные коммуникативные проявления (невербальные и вербальные) на обращенную речь взрослого в разнообразных ситуациях взаимодействия,
устойчивый интерес к взаимодействию со знакомым взрослым,
потребность в общении со знакомым взрослым и включение в коммуникативную ситуацию при использовании невербальных и вербальных, альтернативных средств общения.
Предметные:
- выполнение конкретного действия по инструкции взрослого,
- использование пишущего предмета по назначению,
- проявление интереса к чтению взрослым коротких текстов,
- рассматривание иллюстраций.
Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета обучающимися с тяжелой умственной отсталостью и некоторыми детьми с множественными нарушениями в развитии(2 группа):
эмоциональные, голосовые и двигательные проявления на обращенную речь знакомого взрослого в конкретной ситуации взаимодействия,
зрительный контакт «глаза в глаза», фиксация и прослеживание за действиями взрослого в конкретной коммуникативной ситуации,
интерес к взаимодействию со знакомым взрослым.
Предметные:
использование невербальных и альтернативных средств коммуникации в знакомых ситуациях социального взаимодействия,
проявление интереса к пальчиковым играм, к графическим заданиям.
Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета обучающимися с глубокой умственной отсталостью и большинством детей с множественными нарушениями в развитии(3 группа):
- эмоциональные (голосовые) проявления на обращенную речь знакомого взрослого в конкретной ситуации взаимодействия
двигательные и мимические проявления,
выраженный комплекс «оживления» в разных проявлениях (двигательные, голосовые и пр.) как мотивация для удовлетворения потребности взаимодействия со знакомым взрослым
зрительный контакт «глаза в глаза», прослеживание за действиями взрослого.
Предметные:
проявление сенсомоторной активности в ответ на альтернативные и вербальные средства коммуникации, на ситуацию с пальчиковыми играми.
Базовые учебные действия.
Готовность обучающегося контактировать со взрослыми и сверстниками в знакомой ситуации взаимодействия :
выражать общепринятые нормы коммуникативного поведения невербальными и вербальными средствами;
поддерживать положительные формы взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
использовать доступные средства коммуникации для выражения собственных потребностей и желаний в разных ситуациях взаимодействия;
выполнять инструкцию взрослого в знакомой ситуации.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Основное содержание учебного предмета "Речь и альтерантивная коммуникация" представлено тремя направлениями, в каждом из которых содержатся тематические блоки. Блоки включают задачи формирования у обучающихся в 1 дополнительном классе специфических умений, связанных с овладением доступных обучающемуся средств коммуникации, в аспекте развития импрессивной и экспрессивной речи, интереса к чтению коротких произведений с рассматриванием иллюстраций, использования пишущих предметов по назначению. Сформированные умения могут рассматриваться как коммуникативная готовность обучающихся к усвоению программного материала.
Обучение может проходить в разных формах: на уроках, на индивидуальных занятиях. Для обучающихся 3 группы реализации программы показана в индивидуальной (надомной) форме обучения.
Структура каждого занятия состоит из 3 основных разделов: коммуникация, развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации, чтение и письмо. В дополнительном классе в разделе "чтение и письмо" формируются предпосылки к чтению и письму. Методы обучения основаны на игровых приемах с использованием пальчиковых игр для развития ручной и мелкой моторики, игр на развитие слухового внимания и фонематического слуха, интереса к прослушиванию коротких текстов, рассматриванию иллюстраций.
Направление: Учитель и ученик
Блок: Приветствие взрослого.
Эмоционально-положительная реакция на игровую ситуацию приветствия, зрительный контакт «глаза в глаза», фиксация внимания на лицо взрослого, прослеживание за его движениями и действиями; использование руки для приветствия.
Ориентировка на взрослого и прислушивание к его голосу (слуховое внимание и слуховое восприятие) в процессе чтения сказок, положительное реагирование (мимико-жестикуляторными средствами) на обращенную речь взрослого, на игровые движений рук и действий пальцев с речевым сопровождением.
Блок: Приветствие сказочных персонажей.
Эмоционально-положительная реакция на игровую ситуацию со сказочным персонажем, фиксация и прослеживание взором за движениями и действиями взрослого с персонажами, реагирование (мимико-жестикуляторными средствами и действиями) на игровое действие со сказочными персонажами; использование руки для приветствия сказочных персонажей.
Интерес к речи взрослого и прислушивание к его голосу в процессе чтения текста, положительное реагирование (мимико-жестикуляторными и вербальными средствами) на обращенную речь взрослого от лица сказочного персонажа и предметно-игровые действия.
Блок: Я и мое имя, моя фотография.
Положительная реакция на свое имя, а также на уменьшительно-ласкательные его формы; использование доступных вербальных или невербальных средств для называния своего имени, узнавания себя на фотографии.
Выделение своей фотографии среди других (или на общей фотографии) с использованием указательного жеста и речи. Выполнение игровых действий по подражанию действиям взрослого в процессе пальчиковых игр с речевым сопровождением.
Блок: Моя любимая игрушка.
Эмоционально-положительное реагирование на игровую ситуацию, фиксировать и прослеживать взором за действиями взрослого с игрушкой, реагировать (мимико-жестикуляторными средствами и действиями) на игровое действие с игрушкой; выполнение предметно-игрового действия с игрушкой в сопровождении речевого высказывания.
Прослушивание коротких сказок, выбор сказочных персонажей, проявление интереса к обыгрыванию сюжетной игрушки с использованием доступных вербальных и невербальных средств (взглядом, жестикулярно-мимическими средствами, жестом, действием), выбор любимой игрушки среди других. Выполнение предметно-игровых и отобразительных действий с сюжетными игрушками.
Блок: Моя любимая сказка, драматизация сказки.
Прослушивание сказок, проявление интереса к обыгрыванию сказки с использованием вербальных и невербальных средств коммуникации в игровых ситуациях, передача с помощью специфических движений и эмоциональных проявлений характера персонажей; невербальное сопровождение или речевое высказывание в процессе театрализованных действий.
Выражение положительного отношения к обыгрыванию сказки или ее драматизации; запоминание персонажей, их действий, фрагментов сюжета с использованием доступных вербальных, невербальных средств (словом, звуком, жестом, действием), альтернативных средств (изображения графические, печатные, электронное устройство), передача сюжета сказки разными доступными обучающемуся способами (совместные действия, по показу и подражанию, самостоятельные действия).
Блок: Моя любимая игра.
Проявление интереса к игровой ситуации, самостоятельный выбор игрушки или игры; соблюдение игровых правил при участии в игре и партнерских отношений; невербальное сопровождение или речевое высказывание в процессе игровых действий.
Выражение положительного отношения к выбору любимой игры; запоминание правил, порядок игровых действий с использованием доступных вербальных, невербальных средств (словом, звуком, жестом, действием), альтернативных средств (изображения графические, печатные, электронное устройство), передача сюжета игры разными доступными обучающемуся способами (совместными действиями, по показу и подражанию, самостоятельными действиями); оценка собственных игровых действий средствами коммуникации (вербальными , невербальными, альтернативными).
Блок: Мои желания.
Использование вербальных и невербальных средств коммуникации для выражения своих житейских желаний и потребностей: обращение за помощью, высказывание участия, благодарности, согласия, отказа и др.
Выражение положительного отношения к ситуации высказывания своих житейских желаний и потребностей: в быту, в игре, в ситуации беседы о прослушанном произведении (о сказке), фильме и т.д.
Проявление интереса к пишущим предметам (цветным мелкам, фломастерам), выполнение элементарных графических заданий.
Блок: Мне нравится.
Выражение положительного отношения к ситуации передачи своего отношения к определенной ситуации или объектам (предметам) с помощью вербальных, невербальных и альтернативных средств коммуникации.
Выбор предмета для удовлетворения своих потребностей к познанию окружающего мира (в игровой ситуации, в ситуации прослушивания сказок, просмотра видеофрагментов, мультфильмов и т.д.).
Проявление интереса к пишущим предметам (цветным мелкам, фломастерам, карандашам, ручке), выполнение элементарных графических заданий.
Направление: Ученик - учитель -сверстник
Блок:Приветствие сверстника (узнавание).
Эмоционально-положительное отношение к ситуации приветствия сверстника (другого ребенка), прослеживание за его движениями и действиями; использование жеста для приветствия.
Интерес к сверстнику как партнеру в совместной игровой ситуации; выполнение целенаправленных действий с использованием вербальных и невербальных средств коммуникации в играх с мячом.
Выбор пишущего предмета (мелков) для предметного изображения.
Блок:Имена сверстников.
Запоминание имен сверстников, называние их уменьшительно-ласкательными формами; называние имен детей в разных житейских и игровых ситуациях; узнавание и называние имен сверстников по фотографиям.
Узнавание сверстников и называние их имен по фотографиям, выбор и приглашение сверстника для совместной игры.
Выполнение элементарных графических заданий.
Блок:Игрушки нашего класса.
Интерес к игровой ситуации, обыгрывание (и называние) знакомых игрушек; выполнение совместных предметно-игровых действий с игрушками в сопровождении речевого высказывания; совершение обмена игрушками со сверстниками с использованием доступных вербальных и невербальных средств (словом, звуком, жестом, действием).
Выполнение определенных игровых действий по речевой инструкции взрослого, высказывание доступными средствами коммуникации о своих игровых действиях.
Выбор пишущего предмета (мелков) для раскрашивания предметного изображения.
Блок:Вместе слушаем сказки.
Прослушивание сказок совместно с одноклассниками, проявление интереса к обыгрыванию сказки с использованием вербальных и невербальных средств коммуникации в игровых ситуациях, передача с помощью специфических движений и эмоциональных проявлений характера персонажей; невербальное сопровождение или речевое высказывание в процессе театрализованных действий.
Выражение положительного отношения (словом, звуком, жестом, действием) к обыгрыванию сказки или ее драматизации; передача сюжета сказки в соответствии с ролями персонажей разными доступными обучающемуся способами (совместными действиями, по показу и подражанию, самостоятельными действиями).
Участие в дидактических играх, направленных на различение сказочных персонажей по звукоподражанию ("Кто в гости пришел?", "Кто спрятался?"), использование в ответах различные средства коммуникации (картинки, игрушки, планшеты, звуки, слова, фразы и др.).
Блок:Я и учитель играем со сверстником (игры с правилами).
Выбор настольно-печатной игры; выбор партнера для совместной игры; использование элементарной считалки для определения ведущего игры; невербальное сопровождение или речевое высказывание в процессе игровых действий.
Выражение положительного отношения к выбору настольно-печатной игры; запоминание правил, порядок игровых действий с использованием доступных вербальных, невербальных средств (словом, звуком, жестом, действием), альтернативных средств (изображения графические, печатные, электронное устройство), передача правил игры разными доступными обучающемуся способами (совместными действиями, по показу и подражанию, самостоятельными действиями).
Выполнениеэлементарных графических заданий разноцветными карандашами (раскрашивание предметного изображения).
Блок:Наш класс (фотоальбом)
Выражать доступными вербальными, невербальными средствами (словом, звуком, жестом) потребность к взаимодействию с одноклассниками; запоминание фотографий сверстников среди других детей, узнавание лиц одноклассников на общей фотографии при использовании необходимых средств коммуникации (жест, звуки, слово).
Узнавание сверстников по их действиям на фотографиях (Петя рисует. Коля поливает цветы и т.д.).
Участие в подвижных играх, направленных на различение сверстников по голосу ("Кто тебя позвал?"), использование в ответах различные средства коммуникации (фотографии, звуки, слова, фразы и др.).
Блок:Мое отношение к сверстнику (выражение эмпатии).
Выражение проявлений эмпатийных чувств к сверстнику в разных игровых ситуациях (в предметно-игровых действиях, подвижных играх, хороводах (хороводы "Каравай-каравай", праздники "Осень", "Новый год" , "День рождения" и др.).
Высказывание положительного отношения к приобретенному социальному опыту взаимодействия со сверстником с помощью вербальных, невербальных средств коммуникации.
Участие в дидактических играх (просушивание аудиозаписей), направленных на различение звуков и шумов окружающей действительности (морской шторм, шум дождя, шум ветра, звон колокола), использование в ответах различные средства коммуникации (картинки, игрушки, планшеты, звуки, слова, фразы и др.).
Направление: Ученик - сверстник
Блок:Приглашение к взаимодействию
Положительное обращение к сверстнику (жестом, мимикой, звукоподражанием, словом), представление по имени; с помощью вербальных и невербальных средств коммуникации, называние совместных игровых или бытовых действий.
Обращение доступными вербальными или невербальными средствами коммуникации к сверстнику с приглашением к совместной деятельности по инструкции учителя; выполнение задания учителя в парах (в игре, во время дежурства и т.д.).
Участие в дидактических играх, направленных на различение определенных слов (длинные, короткие слова) с использованием для ответов различные средства коммуникации (таблицы, планшеты, звуки, действия, звуки. слова, фразы).
Блок: Лепим вместе
Положительное отношение к созданию совместной поделки со сверстником; передача друг другу материала для лепки по заданию учителя; обращение к сверстнику по имени; оказание помощи сверстнику в процессе лепки, участие в обыгрывании поделки в доступной обучающемуся вербальной или невербальной форме коммуникации.
Выбор материала для лепки по инструкции учителя; выражение просьбы о помощи в процессе продуктивных действий; выражение в доступной обучающемуся вербальной или невербальной форме коммуникации оценки своей поделки и поделок сверстников (такой-не такой, такие - не такие, похож - не похож и т.д.).
Выполнение графических заданий на листах бумаги, задания "Дорисуй", обведение предметов по трафаретам.
Блок:Строим вместе
Положительное отношение к созданию совместных построек со сверстником (наш дом, наша улица); передача друг другу материала для конструирования по заданию учителя; обращение к сверстнику по имени; оказание помощи сверстнику в процессе постройки, участие в обыгрывании постройки в доступной обучающемуся вербальной или невербальной форме коммуникации.
Выбор материала для постройки по инструкции учителя; выражение просьбы о помощи в процессе продуктивных действий; выражение в доступной обучающемуся вербальной или невербальной форме коммуникации оценки своей постройки и построек сверстников (такой - не такой, такие - не такие, похож - не похож и т.д.).
Участие в дидактических играх, направленных на различение определенных слов (длинные, короткие слова) с использованием в ответах различные средства коммуникации (таблицы, планшеты, звуки, действия, звуки. слова, фразы).
Блок:Рисуем вместе
Положительное отношение к созданию совместных рисунков со сверстником (по сюжетам знакомых сказок "Репка", "Колобок" и др.); передача изображенного сюжета (фрагмента) в доступной обучающемуся вербальной или невербальной форме коммуникации, умение участвовать в создании продукта коллективного труда (картины: "Город", "Золотая осень", "Сбор урожая", "Новогодняя елка"); выражение просьбы о помощи в процессе продуктивных действий.
Выбор персонажа или определенного сюжета из знакомой сказки для рисования; выражение в доступной обучающемуся вербальной или невербальной форме коммуникации оценки своего рисунка или совместного изображения (такой-не такой, такие-не такие, похож - не похож и т.д.).
Участие в дидактических играх, направленных на различение определенных слов (длинные, короткие слова) с использованием для ответов различные средства коммуникации (таблицы, планшеты, звуки, действия, звуки. слова, фразы).
Блок:Играем вместе (настольно-печатные, подвижные игры и др.)
Выбор настольно-печатной игры и партнеров для совместной игры; использование элементарной считалки для определения ведущего игры; обращение доступными средствами (мимико-жестикуляторными, речевыми) к партнерам по игре в процессе игровых действий; положительно реагировать на завершение игры, выражать слова благодарности сверстникам за совместную игру.
Использование различных средств коммуникации, в том числе альтернативных (изображения графические, печатные, электронное устройство) для передачи и соблюдения правил игры разными доступными обучающемуся способами (совместными действиями, по показу и подражанию, самостоятельными действиями).
Совместное выполнение графических заданий на общем листе бумаги, задания "Дождливая погода", "Весенняя пора" "Весенняя лужайка".
Блок:Помоги другу
Выполнение совместных поручений учителя; сотрудничество детей в парах для выполнения поручений; готовность оказать помощь сверстнику для завершения определенного действия или поручения; выражение отношения к завершенному действию или поручению доступными средствами коммуникации; обращение к сверстнику с просьбой и выражение слов благодарности за оказанную помощь.
Совместное прослушивание фрагментов аудиозаписей знакомых сказок, использование различных средств коммуникации (планшеты, иллюстрации, игрушки, рисунки, действия, звуки. слова и др.) для ответов.
Блок: Готовимся к празднику. Участвуем в празднике.
Ориентировка на сверстника и продуктивное сотрудничество в подготовке праздника; выполнение определенных поделок или подготовка фрагментов оформления праздника, взаимодействие в паре со сверстником, в группе, действия по очереди, действия в определенной последовательности.
Выполнение заданий учителя; с помощью доступных средств коммуникации обозначать свою роль и участие в празднике, отвечая разными средствами коммуникации на конкретные вопросы взрослого (что ты делал на празднике? кем ты был?), принятие помощи сверстника; выражение благодарности за оказанную помощь.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Рабочая программа для 1 класса рассчитана на учебный год, общая трудоемкость 99 часов в год, количество часов в неделю – 3.
Примечание:
Объем часов урочной работы с детьми (1 группы) в дополнительном классе реализуется в трех направлениях:
1 направление 24 часа,
2 направление 18 часа,
3 направление 56 часов.
Объем часов урочной индивидуальной работы с детьми (2 группы) реализуется также в 3-х направлениях:
1 направление 42 часов,
2 направление 36 часов,
3 направление 21 час.
Объем часов урочной индивидуальной работы с детьми (3 группы) реализуется только в двух направлениях:
1 направление 86 часов,
2 направление 13 час.
При обучении детей 2 и 3 группы необходимо учитывать темп усвоения программного материала каждым ребенком с соблюдением норма-часов для освоение конкретной тематической области, в некоторых случаях это требует индивидуальной формы обучения.
Программный материал распределен поэтапно:
Этап: формирование эмоционально-личностного контакта учителя с обучающимся, закрепление эмоционально-личностного общения и формирование ситуативного –делового общения учителя с обучающимися (24 – 42- 86 часа).
Этап: закрепление ситуативного –делового общения обучающихся с учителем и формирование ситуативно-делового интереса к сверстнику (18-36-13).
Этап: формирование ситуативно-делового взаимодействия со сверстником (56-21-0).
Тематическое планирование учебного предмета включает три направления:
1 направление: «Учитель и ученик»
2 направление: «Ученик-учитель-сверстник»
3 направление: «Ученик-сверстник».
Каждое направление включает несколько тематических блоков, которые распределены на конкретные временные периоды с учетом особенностей каждой категории обучающихся (1,2,3 группы детей).
Умения, формируемые в каждом тематическом блоке, закрепляются в содержании следующих блоков в рамках соответствующих уроков.
№ Блок | Тематика | Кол-во часов | ||||
1 группа | 2 группа | 3 группа | ||||
Учитель и ученик | 24 | 42 | 86 | |||
1 | Приветствие взрослого. | 3 | 4 | 6 | ||
2 | Приветствие сказочных персонажей. | 3 | 4 | 12 | ||
3 | Я и мое имя, моя фотография. | 2 | 4 | 6 | ||
4 | Моя любимая игрушка. | 2 | 6 | 14 | ||
5 | Моя любимая сказка, драматизация сказки. | 3 | 6 | 12 | ||
6 | Моя любимая игра. | 3 | 6 | 14 | ||
7 | Мои желания. | 4 | 6 | 10 | ||
8 | Мне нравится. | 4 | 6 | 12 | ||
Ученик-учитель Сверстник | 18 | 36 | 13 | |||
1 | Приветствие сверстника (узнавание). | 2 | 4 | 2 | ||
2 | Имена сверстников. | 2 | 4 | 2 | ||
3 | Игрушки нашего класса. | 3 | 6 | 4 | ||
4 | Вместе слушаем сказки. | 2 | 4 | 5 | ||
5 | Я и учитель играем со сверстником (игры с правилами). | 5 | 10 | - | ||
6 | Наш класс (фотоальбом) | 2 | 4 | - | ||
7 | Мое отношение к сверстнику (выражение эмпатии). | 4 | 4 | - | ||
Ученик-сверстник | 56 | 21 | - | |||
1 | Приглашение к взаимодействию. | 6 | 6 | - | ||
2 | Лепим вместе. | 8 | - | - | ||
3 | Строим вместе. | 6 | - | - | ||
4 | Рисуем вместе. | 6 | - | - | ||
5 | Играем вместе (настольно-печатные, подвижные и др.) | 12 | 9 | - | ||
6 | Помоги другу. | 6 | - | - | ||
7 | Готовимся к празднику. Участвуем в празднике. | 12 | 6 | - |
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ
«Речь и альтернативная коммуникация» включает:
- игрушки дидактические и сюжетные:
- магнитная доска;
- фланелеграф;
- куклы бибабо, рукавички и перчатки с изображением мордочек животных, настольный театр, наборы сказочных персонажей;
- набор для лепки (пластилин); конструкторы деревянные, конструктор ЛЕГО, мягкие крупные модули; набор для рисования (фломастеры, бумага, краски).
- графические средства для альтернативной коммуникации:
таблицы букв, карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы), с напечатанными словами;
- наборы букв, коммуникативные таблицы и тетради для общения;
- сюжетные картинки различной тематики для развития речи;
- книги с иллюстрациями сказок («Репка», «Колобок», «Теремок». В. Сутееева «Кто сказал мяу?» и др.);
- настольно-печатные игры (серии игр «Детское лото», «Детское домино»);
- технические средства для альтернативной коммуникации: записывающие устройства;
- компьютерные устройства, синтезирующие речь:
- информационно-программное обеспечение: компьютерные программы для создания пиктограмм;
-компьютерные программы символов;
-компьютерные программы для общения, синтезирующие речь (например, «Общение» и др.);
- обучающие компьютерные программы и программы для коррекции различных нарушений речи;
- аудио и видеоматериалы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Оценивается динамика достижений в коммуникации общего характера: отклик на имя и положительное реагирование невербальными и вербальными средствами на обращение к ним знакомого взрослого; выполнение инструкции взрослого в знакомой ситуации, с использованием усвоенных средств общения.
У обучающихся с умеренной умственной отсталостью (1 группа) отмечается готовность к продуктивному взаимодействию со знакомым взрослым, используя при этом доступные, вербальные, невербальные и альтернативные средства общения; возможность включения в знакомую ситуацию социального взаимодействия.
У обучающихся с тяжелой умственной отсталостью и у некоторых детей с множественными нарушениями в развитии(2 группа) отмечается интерес к взаимодействию со знакомым взрослым, при использовании зрительного контакта «глаза в глаза», прослеживание за действиями взрослого в конкретной коммуникативной или игровой ситуации.
У обучающихся с глубокой умственной отсталостью и у большинства детей с множественными нарушениями в развитии(3 группа) отмечаются реакции на знакомого взрослого в игровой ситуации при использовании доступных средств коммуникации с возможностью зрительного контакта «глаза в глаза», прослеживания за действиями взрослого.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
Учебный предмет «Речь и альтернативная коммуникация» является основной частью предметной области «Язык и речевая практика».
Обоснованием цели и содержания учебного предмета служат следующие положения Л.С. Выготского:
детский коллектив рассматривается как источник развития высших психических функций для умственно отсталого ребенка,
основные социальные структуры сознания человека формируются в процессе общения,
- развитие речи первоначально выступает как средство общения, как коммуникативная функция, а потом речь превращается в средство мышления.
Цель – совершенствование умений пользоваться средствами коммуникации (невербальными и вербальными) в процессе взаимодействия со взрослыми и сверстниками для решения соответствующих возрасту житейских задач.
Общая характеристика учебного предмета:
Учебный предмет, охватывающий область развития импрессивной и экспрессивной речи и альтернативной коммуникации, является содержательной частью системных знаний детей о процессе общения и взаимодействия в социуме.
Обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) овладевают основными средствами социального взаимодействия только с помощью взрослого при использовании специальных методов и приемов обучения, дидактических средств в практически значимых для ребенка практических ситуациях. Результатом продуктивного взаимодействия является способность ребенка проявлять и удерживать интерес к собеседнику, находить способы продолжения общения в разных ситуациях. Детский коллектив для умственно отсталого ребенка является важным условием усвоения норм социального поведения, в котором он усваивает и присваивает доступные средства общения.
Содержание учебного предмета для обучающихся 1 класса дифференцированно, с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика в практике общения со взрослым (учителем) и сверстником.
Реализация содержания учебного предмета в первом классе позволит закрепить у обучающихся умения выражать свои желания и потребности в процессе продуктивного взаимодействия со сверстником, обогатить опыт разрешения значимых для детей жизненных ситуаций с помощью альтернативных средств коммуникации (графических изображений, пиктограмм, напечатанных слов, электронных устройств).
Учебный предмет в 1 классе осваивают обучающиеся (с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии), которые усвоили программный материал 1 дополнительного класса и овладели умениями в коммуникации общего характера: откликаются на имя и положительно реагируют невербальными и вербальными средствами на обращение к ним знакомого взрослого; выполняют доступным способом инструкцию взрослого в знакомой ситуации.
Обучающиеся с умеренной умственной отсталостью (1 группа)проявляют готовность к продуктивному взаимодействию со знакомым взрослым, при этом используют доступные, вербальные, невербальные и альтернативные средства общения; умеют включиться в знакомую ситуацию социального взаимодействия. Они понимают речь взрослого в соответствии с конкретной ситуацией и отвечают на обращение доступными коммуникативными способами (взглядом, жестом или словом).
Во взаимодействии со сверстниками могут проявлять как партнерский интерес к совместным действиям, так и выражать негативную реакцию на присутствие других детей.
Обучающиеся с тяжелой умственной отсталостью и некоторые дети с множественными нарушениями в развитии (2 группа) при ограниченном понимании обращенной к ним речи взрослого проявляют интерес в конкретной ситуации к взаимодействию со знакомым взрослым; в конкретной коммуникативной или игровой ситуации поддерживают зрительный контакт «глаза в глаза» и прослеживают за действиями взрослого.
По отношению к сверстнику большинство детей безразличны, при физическом приближении в некоторых случаях проявляют негативизм или агрессивные действия.
Обучающиеся с глубокой умственной отсталостью и большинство детей с множественными нарушениями в развитии (3 группа), у которых в ситуации взаимодействия со знакомым взрослым на фоне преимущественной непроизвольности социального поведения, проявляется зрительный контакт «глаза в глаза» и реакция «ожидания» действий взрослого.
Эта группа детей в коммуникации остается «привязанной» к знакомому взрослому, который организует и опосредует их взаимодействие с ближним окружением.
Показателем усвоения обучающимися программы учебного материала 1 класса является динамика становления коммуникативных умений и речевой активности в разнообразных ситуациях взаимодействия со сверстниками.
Учебный предмет включает 3 раздела:
- коммуникация,
- развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации,
- чтение и письмо.
Задачи предмета:
В разделе "Коммуникация":
- закрепление средств общения обучающегося с учителем и со сверстниками в ситуации делового взаимодействия, умений продуктивного установления, поддержания и завершения контакта,
овладение в доступной форме альтернативными средствами коммуникации,
создавать практику диалогической речи в разных ситуациях игрового и учебного взаимодействия обучающихся.
В разделе "Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации":
- совершенствование коммуникативных возможностей для выражения ответа на обращенную речь взрослого и сверстника в разных ситуациях социального взаимодействия,
- расширение возможностей использования речевых средств коммуникации (включая альтернативные) во взаимодействии с новыми взрослыми и сверстниками.
В разделе "Чтение и письмо":
- совершенствование ручной и мелкой моторики,
закрепление умения выполнять целенаправленное действие с пишущим предметом по словесной инструкции и по образцу в конкретной ситуации,
расширение возможностей элементарных графо моторных умений,
совершенствование слухового внимания и слухового восприятия,
- закрепление интереса и формирование потребности к прослушиванию коротких текстов, читаемых взрослым.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
В Федеральном компоненте государственного стандарта «Речь и альтернативная коммуникация» обозначен как самостоятельный предмет. На его изучение в 1 классе отведено 68 часов, 2 часа в неделю, 34 учебные недели.
Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета обучающимися с умеренной умственной отсталостью (1 группа):
коммуникативные умения (невербальные и вербальные) на обращенную речь взрослого и сверстника в разнообразных ситуациях взаимодействия,
интерес и поддержание взаимодействия с новым взрослым и сверстником,
потребность в общении со сверстниками и поддержание коммуникативной ситуации доступными обучающемуся способами.
Предметные:
- перенос способа действия с пишущим предметом в другую ситуацию,
- элементарные графо-моторные умения,
- потребность к прослушиванию коротких текстов, читаемых взрослым,
- соотнесение иллюстрации со знакомым текстом
Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета обучающимися с тяжелой умственной отсталостью и некоторыми детьми с множественными нарушениями в развитии(2 группа):
проявления невербальных средств коммуникации в конкретной ситуации взаимодействия со сверстником,
зрительный контакт «глаза в глаза» со сверстником, фиксация и прослеживание за действиями сверстника в конкретной коммуникативной ситуации,
интерес к взаимодействию со знакомым сверстником.
Предметные:
использование доступных средств коммуникации (включая альтернативные), направленные на знакомого сверстника,
закрепление интереса к пальчиковым играм, к графическим заданиям.
Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета обучающимися с глубокой умственной отсталостью и большинством детей с множественными нарушениями в развитии(3 группа):
- голосовой отклик на обращенную речь знакомого взрослого в конкретной ситуации взаимодействия
двигательный (изменение положения головы, тела или рук, или ног) и мимический отклик (улыбка),
поворот головы в сторону знакомого голоса взрослого,
реакция ожидания в ответ на ситуацию взаимодействия со знакомым взрослым.
Предметные:
сенсомоторная активность в разных проявлениях (эмоциональных и двигательных) в ответ на альтернативные и вербальные средства коммуникации, на ситуацию с пальчиковыми играми.
Базовые учебные действия.
Умение обучающегося контактировать со взрослыми и сверстниками в знакомой ситуации взаимодействия доступными средствами коммуникации (включая альтернативные):
использовать невербальные и вербальные средства коммуникации в соответствии с общепринятыми нормами коммуникативного поведения;
готовность к положительным формам взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
выражение собственных потребностей и желаний доступными средствами коммуникации в разных ситуациях взаимодействия со знакомыми взрослыми,
проявление коммуникативной активности в знакомых ситуациях.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, ВКЛЮЧАЮЩЕЕ ПЕРЕЧЕНЬ ИЗУЧАЕМОГО УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА, НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ
Основное содержание учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация» включает четыре направления, в каждом из которых представлены тематические блоки. Каждый блок содержит определенные задачи по формированию у обучающихся в 1 классе личностно-предметных и базовых умений в коммуникации.
Структурный компонент блоков направлен на развитие у обучающихся понимания и речевой активности, интереса к чтению взрослым коротких произведений и соотнесение смысла содержания текста с иллюстрациями, потребности к использованию пишущих предметов в соответствии с функциональным назначением. Сформированные умения обеспечивают коммуникативную активность обучающихся в учебном процессе.
Обучение может проходить в разных формах: на уроках, на индивидуальных занятиях.
Для обучающихся 3 группы реализация программы показана в индивидуальной (надомной) форме обучения.
Структура каждого занятия состоит из 3 основных разделов: коммуникация, развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации, чтение и письмо.При этом их последовательность на каждом уроке может варьироваться.
Реализация программы осуществляется путем сочетания практических, наглядных и словесных методов обучения, использования игровых приемов для формирования мотивации обучающихся к коммуникативным проявлениям в ситуациях коллективного взаимодействия.
Направление: Наш класс.
Блок:Знакомство детей с учителем в классе. Знакомство детей друг с другом. Урок знаний.
Запоминание имени отчества учителя, просмотр и обсуждение презентаций «Школьные принадлежности», «Наша школа».
Побуждение к запоминанию имен детей класса: выполнение игровых действий с мячом, называние имен одноклассников, называние школьных принадлежностей. Приветствие друг друга жестом, пиктограммой, словом.
Знакомство с фотографиями детей класса. Соотнесение фотографий с графическим изображением имени каждого ученика.
Ознакомление со средствами выражения приветствия друг друга, выражения прощания.
Блок:Воспоминания о лете.
Уточнение и расширение словаря на тему «Лето», активизация представлений детей о жизненном опыте при использовании иллюстраций, фотографий и презентаций. Умение отвечать на вопросы учителя, используя доступные средства коммуникации, в том числе альтернативные.
Ознакомление со средствами коммуникации для выражения своих желаний, обращение за помощью, ответами на вопросы, задавание вопросов с использованием карточек с напечатанными словами.
Рассмотрение и обсуждение фотографий, рисунков, иллюстраций о летних явлениях природы (дождя, грозы, радуги, солнца), побуждение детей к вербальным высказываниям. Закрепление речевых высказываний в процессе выполнения плавных движений рук с цветными ленточками.
Обведение цветными карандашами по штрих-пунктиру изображений цветов радуги, их называние.
Блок:Мои одноклассники.
Активизация слов-описаний, характеризующих знакомых сверстников по внешнему виду и гендерной принадлежности. Узнавание одноклассников по фотографиям, по описанию их внешнего вида учителем, называние имен и соотнесение их с графическим изображением на карточке.
Формирование партнерских отношений: выбор сверстника по голосу, по тактильному восприятию в процессе пальчиковых игр и упражнений с ладошками (считалки). Использование речевых шаблонов для закрепления положительного взаимодействия с одноклассниками.
Закрепление средств выражения приветствия друг друга, выражения прощания.
Вызывание интереса детей к прослушиванию текстов с подбором иллюстраций главного персонажа («Лунтик на Земле»), учить отвечать на вопросы учителя, используя различные средства коммуникации (взгляды, мимику, жесты, показ игрушек и др.).
Блок:Сказочная страна.
Расширение словаря детей на основе знакомых сказок, узнавание сказки по описанию главных персонажей и важнейших событий. Осуществление выбора иллюстрации в соответствии с содержанием сказки, формирование умения обосновывать свой выбор.
Совершенствование умений в использовании доступных средств коммуникации: для выражения своих желаний, обращения за помощью, формулирование ответов на вопросы постановки вопросов при использовании карточек с напечатанными словами.
Обыгрывание знакомой сказки, умение играть роль в соответствии с ее содержанием. Поддерживать партнерские отношения между детьми в процессе выполнения конкретной роли (сказка «Теремок»).
Совершенствование ручной моторики при обыгрывании сказки с использованием пальчикового театра. Совершенствование ориентировки на тетрадном листе бумаги: раскладывание трафаретов персонажей знакомых сказок и мультфильмов (зайка, колобок, лиса, Лунтик и т.д.) по инструкции учителя в разных частях листа бумаги (центр, слева, справа).
Направление: Совместные дела.
Блок: Интересные истории.
Обогащение словарного запаса в процессе ознакомления с серией сюжетных иллюстраций. Выбор иллюстраций для составления интересной истории. Формирование связной речи с опорой на серию выбранных иллюстраций и узнавание персонажа истории по трафарету.
Совершенствование умений в использовании доступных средств коммуникации: для выражения желаний, обращения за помощью, формулирования ответов на вопросы и постановки вопросов при использовании карточек с напечатанными словами.
Закрепление партнерских отношений между учениками в процессе игр с правилами (игра «Колечко-колечко..») с использованием различных средств коммуникации (вербальных, невербальных).
Соотнесение цветных сюжетных иллюстраций с черно-белым графическим изображением сюжета сказки. Расположение трафаретов персонажей знакомых сказок и мультфильмов по инструкции учителя в разных частях листа бумаги (центр, вверху, внизу).
Блок: Красивые узоры.
Формирование планирующей функции речи и обогащение словарного запаса в процессе составления орнамента из природного материала (например, из сухих листьев разных деревьев - клена, дуба, березы, рябины и др.).
Совершенствование умений в использовании доступных средств коммуникации: для выражения желаний, обращения за помощью с использованием карточек с напечатанными словами.
Активизация коммуникативных умений в ходе настольно-печатных игр (например, Детское лото: «Что растет в лесу, что в саду?, детское домино).
Формирование умений пользоваться правильно пишущим предметом: узнавание предмета по контурному изображению, обведение контура, штрихование.
Блок: Играем вместе (Что? Где? Когда?). Любимая игрушка.
Формирование связной речи и умения задавать и отвечать на вопросы сверстника. Обогащение активного словаря в процессе дидактической игры.
Представление-презентация любимой игрушки: показ и называние, выполнение действий с игрушкой, демонстрация знаков -внимания к партнеру с другой игрушкой. Использование любимых игрушек в дидактической игре «Угадай, чья игрушка?»
Вызывание интереса детей к прослушиванию текстов с подбором иллюстраций главного персонажа («Лунтик на Земле») учить отвечать на вопросы учителя.
Прослушивание аудиозаписей шумов и звуков бытовых предметов (звук телефона, дверного звонка, шум пылесоса, стиральной машины, звук льющейся воды), их узнавание и соотнесение с предметным изображением на картинке.
Блок: Любимые мультфильмы.
Просмотр фрагментов мультфильмов, формирование связного высказывания по вопросам учителя. Уточнение и расширение словарного запаса по сюжету знакомого мультфильма. Побуждать детей к эмоционально-коммуникативным проявлениям в процессе беседы о любимом мультфильме. Формирование умения соблюдать очередность в процессе разговора.
Активизация речевых высказываний в играх с мягким тканевым мячом. Совершенствование партнерских игровых отношений при соблюдении очередности и правил игры (Сьедобное – несьедобное, Летает - не летает, Растет-не растет).
Прослушивание аудиозаписей знакомых текстов и узнавание персонажей сюжета, умение отвечать на вопросы учителя, используя доступные средства коммуникации (взгляды, мимику, жесты, карточки, символы, игрушки, иллюстрации).
Блок: Подарок для друга.
Обогащение словарного запаса, побуждение к связному высказыванию в процессе обмена «подарками» между учениками. Закрепление умения использовать речевые шаблоны в ситуации общения со сверстником, умения соблюдать вежливость и очередность в процессе разговора.
Совершенствование умений в использовании доступных средств коммуникации: для выражения желаний, обращения за помощью с использованием карточек с напечатанными словами.
Активизация коммуникативных средств общения в процессе обыгрывания знакомой сказки «Репка». Учить задавать вопросы партнеру по игре.
Обведение пишущим предметом в тетради различных линий (прямых, волнистых, прерывистых), ориентируясь на образец.
Блок: Любимые считалочки.
Совершенствование артикуляционных и речевых возможностей в процессе повторения и заучивания считалок («На дубу сидит скворец, вот считалочке конец», «Раз, два, три, четыре пять, вышел зайчик погулять» и др.).
Активизация коммуникативных умений в процессе парных игр с использованием знакомых считалок. Учить соблюдать очередность действий и слов в процессе игр с партнером.
Обведение пишущим предметом по контуру геометрических форм в тетради, ориентируясь на образец.
Блок: День рождения (угощение, хоровод, каравай). Любимая песня.
Развитие связной речи, уточнение словарного запаса в процессе обыгрывания праздничных ситуаций, близких к жизненному опыту ребенка. Знакомство и заучивание речевых шаблонов для выражения эмоционального отношения к празднику, формирование подражательных умений в соответствии с сюжетом игры.
Совершенствование умений в использовании доступных средств коммуникации: для выражения желаний, обращения за помощью с использованием карточек с напечатанными словами.
Активизация коммуникативных средств в процессе совместных игровых действий со сверстником. Побуждение к исполнению любимой песни в кругу одноклассников под аудиозапись.
Прослушивание аудиозаписей шумов и звуков явлений природы (дождь, гроза, шум ветра, шторм), их узнавание и соотнесение с предметным изображением на картинке. Графическое изображение элементов природного явления (дождь, гроза, шум ветра, шторм), обозначение словом.
Направление: Диалоги.
Блок: Любимые сказки «Кто сказал мяу?», «Под грибом» (автор С. Сутеев).
Прослушивание сказок в устном изложении. Расширение словарного запаса в процессе обыгрывания знакомых сказок. Умение отвечать на вопросы учителя и партнера по игре, умение задавать вопросы однокласснику.
Знакомство со средствами коммуникации для выражения своего согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия).
Побуждение к диалогической речи в совместном обыгрывании знакомого сюжета: умение совместно с учителем выполнять игровое действие и задавать вопросы, при этом применять невербальные средства коммуникации (заглядывать в лицо партнеру, обращаться к нему с вопросом, уметь отвечать жестом и словом); подражать действиям и словам взрослого, проявлять самостоятельность использования жестов и речевых высказываний.
Обведение трафарета персонажа знакомой сказки, штриховка изображения.
Блок: Дидактическая игра «Найди клад на острове».
Развитие речевых возможностей в процессе игр с правилами, знакомство с символами пиктограммы. Соотнесение символа с действием или предметом.
Закрепление использования средств для выражения своего согласия (несогласия), удовольствия (не удовольствия).
Знакомство с правилами игры, активизация диалогической речи в процессе дидактической игры (куда пойдешь? Что найдешь? Что нашел? Что встретил на пути? И т.д. Учить соблюдать очередность в диалоге с партнером.
Прослушивание аудиозаписей голосов животных (корова, лошадь, коза, собака, кошка, свинья), их узнавание и соотнесение с предметным изображением на картинке, обозначение словом.
Блок: Загадки - отгадай и нарисуй.
Развитие связной речи и расширение словарного запаса в процессе прослушивания описания (загадок) знакомых предметов, выбор предметной картинки в соответствии с отгадкой, заучивание загадки.
Поддержание интереса к партнерским играм в процессе проведения дидактической игры «Волшебный мешочек».
Использование пишущего предмета: «Нарисуй, что в мешочке?», узнавание и называние изображенных предметов.
Блок: Ярмарка игрушек. Магазин игрушек.
Совершенствование планирующей функции речи, расширение словарного запаса в процессе выбора поделки, ее изготовления и презентации (использовать оригами, конструктор 2-3 части, природный материал 2-3 элемента). Уметь отвечать на вопросы учителя: Что ты хочешь изготовить? Назови, какой материал тебе нужен? Как ты будешь делать? Что получилось?
Активизация коммуникативных умений в процессе организации «ярмарки игрушек». Формирование умения задавать и отвечать на вопросы сверстников (Спроси у Маши, какую игрушку она подготовила для ярмарки?).
Прослушивание аудиозаписей голосов птиц (петух, утка, гусь, ворона), их узнавание и соотнесение с предметным изображением на картинке. Обведение контура изображения знакомых птиц, обозначение словом.
Блок: Веселые рисунки: книжка для малышей «Колобок» («Кто сказал мяу», «Под грибом»).
Прослушивание сказки в устном изложении. Формирование связной речи в процессе ответов на вопросы учителя (Кто главный герой сказки? Кто испек колобка? Где лежал колобок? Куда он покатился? Кого первого в лесу встретил колобок? и т.д.). Формирование умений выбрать эпизод сказки для своего рисунка (Что ты будешь рисовать для книжки? Выбери заготовку). Формирование умений рассказать о том, что сделал (Я нарисовал колобка, он встретил лису).
Активизация связного высказывания в процессе изготовления общей книжки. Обсуждение совместно с учителем подбора последовательности страниц книжки, проявление коммуникативной самостоятельности в презентации своих рисунков для изготовления книжки.
Обведение трафарета персонажа сказки, штриховка изображения. Совершенствование ориентировки на тетрадном листе бумаги: проведений различных линий (от точки до точки) в разных направлениях.
Блок: Театр кукол: Лунтик пришел в гости. (Би-ба-бо, штоковые игрушки).
Прослушивание и просмотр эпизода сказки о Лунтике. Расширение словаря и формирование связной речи в процессе ответов на вопросы учителя (Кто такой Лунтик? Откуда он появился на Земле? Что он увидел на земле? Что хотел узнать? И т.д.). Формирование умений отвечать на вопросы учителя, используя невербальные средства общения для ответов на вопросы и речевые штампы.
Поддержание интереса к диалогу с партнером в процессе обыгрывания знакомого персонажа, действуя с куклами Би-ба-бо. Активизация связного высказывания в процессе театрализации эпизода сказки.
Совершенствование ориентировки на тетрадном листе бумаги: проведений линий (от точки до точки) в разных направлениях, обводка трафаретов двух геометрических фигур (треугольника и круга) в заданной последовательности.
Блок: Готовимся к празднику.
Прослушивание сценария праздника в устном изложении. Закрепление словарного запаса речевых высказываний в процессе подготовки к празднику: активизация умений воспроизводить речевые шаблоны, потешки, считалки, рифмовки в соответствии с сюжетом истории.
Формирование самостоятельности в выборе персонажа для участия в празднике, активизация диалогической речи в процессе взаимодействия со сверстниками.
Использование пишущего предмета: обводка трафаретов двух геометрических фигур (треугольника и круга) в заданной последовательности.
Направление: Школьные друзья
Блок: Путешествие по Москве. Звук А.
Презентация о достопримечательностях Москвы, знакомство с символами столицы РФ (Кремль, Красная площадь и т.д.), обогащение словарного запаса в процессе ознакомления с символами. Знакомство со схемой города, символами и с названиями достопримечательностей. Соотнесение символов со схемой и иллюстрациями.
Активизация коммуникативных средств в процессе настольно-печатной игры «Путешествие по Москве». Совершенствование партнерских умений в дидактической игре.
Прослушивание аудиозаписей слов, начинающихся на звук А (аквариум, абрикос, автобус, Андрей и т.д.), выделение звука А, соотнесение с печатным и строчным изображением. Формирование умения дифференцировать предметные изображения, в названии которых имеется или не имеется звук А.
Блок: Путешествие в зоопарк. Звук У.
Презентация о животных зоопарке, обогащение словарного запаса в процессе уточнения представлений о животных и их детенышей. Знакомство со схемой зоопарка, символами и с названиями животных. Соотнесение символов со схемой и иллюстрациями.
Активизация коммуникативных средств в процессе настольно-печатной игры «Путешествие по зоопарку». Совершенствование партнерских умений в дидактической игре, активизация самостоятельности речевых высказываний.
Прослушивание аудиозаписей слов, начинающихся на звук У (утка, ухо, Ульяна и т.д.), выделение звука У, соотнесение с печатным и строчным изображением. Формирование умения дифференцировать предметные изображения, в названии которых имеется или не имеется звук У.
Блок: Путешествие на дачу. Звук М.
Презентация о даче, обогащение и расширение словарного запаса в процессе уточнения представлений о природе. Формирование связной речи в процессе ответов на вопросы учителя (У кого есть дача? Где находится дача? С кем ты ездишь на дачу? На чем ты едешь на дачу? Какие деревья растут на твоей даче? Какие кустарники на твоей даче? Какие цветы растут на даче? И т.д.). Формирование умений отвечать на вопросы учителя, используя простую фразу и речевые штампы (У нас на даче растут ….).
Активизация коммуникативных средств в процессе настольно-печатных игр «В саду и в огороде», «В лесу и в саду», «Съедобное-несъедобное» и др. Совершенствование партнерских умений в играх с правилами, активизация самостоятельности речевых высказываний.
Прослушивание слов, начинающихся на звук М (мама, машина, магазин, мышка и т.д.), выделение звука М, соотнесение с печатным и строчным изображением. Формирование умения дифференцировать предметные изображения, в названии которых имеется или не имеется звук М.
Блок: Мечтаем вместе (о летних каникулах). Звук О.
Прослушивание истории учителя в устном изложении. Расширение словарного запаса в процессе знакомства с речевыми высказываниями в будущей форме (я мечтаю поехать в деревню, я мечтаю провести лето с бабушкой на даче, я мечтаю научиться плавать, я мечтаю летом собирать грибы, я мечтаю о велосипеде и т.д.). Формирование умения зафиксировать свои желания в конкретных высказываниях.
Активизация диалогической речи в процессе настольно-печатной игры «Путешествие по России». Совершенствование партнерских умений в играх с правилами, активизация самостоятельности речевых высказываний.
Прослушивание аудиозаписей слов, начинающихся на звук О (окно, обезьяна, очки, Оля и т.д.), выделение звука О, соотнесение с печатным и строчным изображением. Формирование умения дифференцировать предметные изображения, в названии которых имеется или не имеется звук О.
Блок: Путешествие по стране. Звуки А, У, М,О.
Презентация о городах России (Санкт-Петербург, Тула, Ярославль и т.п.) обогащение словарного запаса в процессе ознакомления с символами и достопримечательностями городов, маршрутом и средствами транспорта. Соотнесение символов с иллюстрациями конкретного города. Формирование умения выражать свое пожелание различными средствами коммуникации (вербально и невербально) - «Я хочу посетить город Тулу» и т.д.
Активизация коммуникативных средств в процессе настольно-печатной игры «Путешествие по России». Совершенствование партнерских умений в играх с правилами.
Закрепление знакомых звуков в графическом изображении, обведение трафаретов букв. Закрепление умений дифференцировать знакомые звуки и соотносить их с графическим изображением.
Блок: Мой город (Мой край). Звуки А, У, М, О.
Презентация о местности, в которой живут дети; обогащение словарного запаса в процессе ознакомления с символами и достопримечательностями своей местности, словами-выражениями гордости и патриотизма. Знакомство с иллюстрациями достопримечательностей и их названиями.
Закрепление использования различных коммуникативных средств в игровых диалогах (игра «Путешествие по России»). Закрепление партнерских умений в играх с правилами.
Закрепление знакомых звуков с графическим изображением букв, обведение трафаретов букв. Закрепление умений дифференцировать знакомые звуки и соотносить их с графическим изображением.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ ОРИЕНТИРОВОЧНОГО РАСПРЕДЕЛЕНИЯ УЧЕБНЫХ ЧАСОВ ПО РАЗДЕЛАМ ПРЕДМЕТА
Рабочая программа для 1 класса рассчитана на учебный год, общая трудоемкость 68 часов в год, количество часов в неделю – 2.
Примечание:
Объем часов урочной работы с детьми (1 группы) в классе:
1 направление 8 часов,
2 направление 16 часов,
3 направление 24 часа,
4 направление 20 часов.
Объем часов урочной индивидуальной работы с детьми (2 группы) реализуется только в 3-х направлениях:
1 направление 16 часов,
2 направление 32 часа,
3 направление 20 часов.
Объем часов урочной индивидуальной работы с детьми (3 группы) реализуется в двух направлениях:
1 направление 32 часа,
2 направление 36 часов.
При обучении детей 2 и 3 группы необходимо учитывать темп усвоения программного материала каждым ребенком с соблюдением норма-часов для освоение конкретной тематической области, в некоторых случаях это требует индивидуальной формы обучения.
Программный материал распределен поэтапно:
Этап: налаживание эмоционально-личностного контакта учителя с обучающимися, формирование ситуативно –делового общения учителя с обучающимися и ситуативно-делового интереса к взаимодействию со сверстниками (8– 16 - 32 часа).
Этап: формирование готовности использовать доступные средства коммуникации (в том числе и альтернативные) для налаживания процесса общения между обучающимися (16-32-36).
Этап: формирование невербальных (вербальных) средств общения детей для выражения собственных потребностей и желаний в кругу сверстников (24-20-0).
Этап: формирование и закрепление коммуникативной активности в знакомых ситуациях (20 - 0 – 0).
Тематическое планирование учебного предмета включает три направления:
1 направление: «Наш класс»
2 направление: «Учимся вместе»
3 направление: «Диалоги».
4 направление: «Школьные друзья»
Каждое направление включает несколько тематических блоков, содержание которых учитывает индивидуальные возможности обучающегося в овладении средствами коммуникации и в развитии речи.
На втором этапе обучения некоторые тематические блоки состоят из 2-х тем для смены видов деятельности ребенка и разнообразия дидактического материала, что поддерживает активность и мотивацию к процессу обучению.
№ Блок | Тематика | Кол-во часов | ||||
1 группа | 2 группа | 3 группа | ||||
Наш класс | 8 | 16 | 32 | |||
1 | Знакомство детей с учителем в классе. Знакомство детей друг с другом. Урок знаний. | 2 | 2 | 2 | ||
2 | Воспоминания о лете. | 2 | 4 | 4 | ||
3 | Мои одноклассники. | 2 | 4 | 2 | ||
4 | Сказочная страна. | 2 | 6 | 24 | ||
Совместные дела | 16 | 32 | 36 | |||
1 | Интересные истории. | 2 | 2 | 2 | ||
2 | Красивые узоры. | 2 | 4 | 2 | ||
3 | Играем вместе (детское лото, игры с правилами). Любимая игрушка. | 3 | 8 | 10 | ||
4 | Любимые мультфильмы. Игры в мяч с речевым сопровождением (считалки, рифмовки) | 3 | 4 | 10 | ||
5 | Подарок для друга. | 2 | 4 | 4 | ||
6 | Любимые считалочки. | 2 | 4 | 4 | ||
7 | День рождения (угощение, хоровод, каравай). Любимая песня | 2 | 6 | 4 | ||
Диалоги | 24 | 20 | - | |||
1 | Любимые сказки. | 4 | 4 | - | ||
2 | Считалочки. Игры с правилами. Найди клад на острове. | 4 | 4 | - | ||
3 | Вопросы-ответы. Загадки: отгадай и нарисуй. | 4 | - | - | ||
4 | Ярмарка игрушек. | 4 | 4 | - | ||
5 | Веселые картинки: книжка для малышей. | 2 | - | - | ||
6 | Театр кукол (Би-ба-бо, штоковые игрушки). | 2 | 4 | - | ||
7 | Готовимся к празднику. Подарки на ладошке. | 4 | 4 | - | ||
| Школьные друзья | 20 | | | ||
1 | Путешествие по Москве. Звук А. | 4 | - | - | ||
2 | Путешествие в зоопарк. Звук У. | 4 | - | - | ||
3 | Поездка на дачу. Звук М. | 4 | - | - | ||
4 | Мечтаем вместе (о летних каникулах). Звук О. | 4 | - | - | ||
5 | Путешествие по стране. Звуки А,У,М,О. | 2 | - | - | ||
6 | Мой город (мой край). Звуки А,У,М,О. | 2 | - | - |
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРЕДМЕТУ
«Речь и альтернативная коммуникация» включает:
- игрушки дидактические и сюжетные:
- магнитная доска;
- фланелеграф;
- куклы бибабо, штоковые игрушки, наборы сказочных персонажей;
- набор для рисования (фломастеры, бумага, краски);
- трафареты с изображением животных, сюжетных картинок,сказочных персонажей, гласных букв;
- графические средства для альтернативной коммуникации:
таблицы букв, карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы), с напечатанными словами;
- наборы букв, коммуникативные таблицы и тетради для общения;
- сюжетные картинки различной тематики для развития речи;
- презентации;
- книги с иллюстрациями сказок «Репка» (русская народная сказка), «Колобок» (русская народная сказка), «Теремок» (русская народная сказка), «Кто сказал мяу?», «Под грибом» (автор В. Сутеев) и др.;
- настольно-печатные игры (серии игр «Детское лото», «Детское домино», «Путешествие по Москве», «Путешествие по России», «Путешествие по зоопарку»);
- технические средства для альтернативной коммуникации: записывающие устройства;
- компьютерные устройства, синтезирующие речь:
- информационно-программное обеспечение: компьютерные программы для создания пиктограмм, презентации;
-компьютерные программы для общения, синтезирующие речь (например, «Общение» и др.); электронные устройства для альтернативной коммуникации: записывающие и воспроизводящие устройства, коммуникаторы (например, Language Master “Big Mac”, “Step by step”, “GoTalk”, “MinTalker” и др.), компьютерные устройства, синтезирующие речь (например, планшетный компьютер и др.); компьютерные программы для создания пиктограмм (например, “Boardmaker”, “Alladin” и др.),
- обучающие компьютерные программы и программы для коррекции различных нарушений речи;
- аудио и видеоматериалы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Оценивается динамика достижений в коммуникации.
Обучающиеся с умеренной умственной отсталостью (1 группа):
ученик знает свое имя и может ответить на вопрос «Как тебя зовут?» доступным для него средством коммуникации (словом, карточкой, табличкой), выполняет инструкцию взрослого в разных ситуациях, использует доступные средства общения во взаимодействии со сверстником; правильно использует пишущий предмет, знает и соотносит гласные звуки и буквы.
Обучающиеся с тяжелой умственной отсталостью и некоторые дети с множественными нарушениями в развитии (2 группа):
ученик откликается на свое имя и может ответить на вопрос «Как тебя зовут?» доступным для него средством коммуникации (словом, карточкой, табличкой); выполняет простую инструкцию взрослого в знакомой ситуациях, проявляет интерес к знакомому сверстнику; правильно использует пишущий предмет, знает и соотносит гласную звук и букву А.
Обучающиеся с глубокой умственной отсталостью и большинство детей с множественными нарушениями в развитии(3 группа):
откликается эмоционально и двигательно на свое имя, в знакомых ситуациях положительно реагирует на сенсорные и тактильные стимулы, прослеживает за действиями знакомого взрослого.