Владение связной речью
К 7 годам ребенок должен уметь пересказывать небольшие по объему незнакомые рассказы и сказки. При пересказе обращается внимание на понимание ребенком сюжета (он должен правильно формулировать основную мысль, последовательность и точность событий, правильность построения предложений).
Речевая коммуникация
К 7 годам ребенок должен быть достаточно активен в общении, уметь слушать и понимать речь, строить общение с учетом ситуации, легко вступать в контакт с детьми и взрослыми, ясно и последовательно выражать свои мысли, пользоваться формами речевого этикета.
Рекомендации для родителей
Общайтесь со своими детьми!
Задавайте такие вопросы, на которые нельзя дать односложные ответы.
Убираясь в квартире, попросите ребенка найти слова (названий предметов), в которых был бы заданный звук.
Возвращаясь с прогулки, попросите, чтобы ребенок назвал предметы, которые видит и составил с ними предложение с определенным количеством слов.
В супермаркете можно использовать время покупок для плодотворной работы по развитию словаря звукобуквенного анализа: найти на полках фрукты и овощи, продукты с определенным звуком и количеством слогов.
Желаем удачи!
Муниципальное образовательное учреждение «Средняя школа № 45 Дзержинского района Волгограда»
Речевая готовность к школе
Памятка
для родителей
Волгоград 2025
Речевая готовность к школе
1. Правильно произносит все звуки родной речи.
2. Умеет различать звуки речи на слух и в произношении. Отчётливо произносит звуки в различных словах, во фразовой речи, не пропускает, не искажает, не заменяет другими звуками.
3. Владеет навыками звукового анализа и синтеза:
Умением выделять звук на фоне слова
Слышать и выделять первый и последний звук в слове;
Определять позицию звука в слове (начало, середина, конец);
определять количество и последовательность звуков в слове, место звука в слове по отношению к другим;
называть слова с заданным звуком;
составлять слова из звуков;
знает и правильно
употребляет термины
«звук», «слог», «слово”,
«предложение».
4. Словарный запас
Старший дошкольник имеет достаточно большой словарный запас (около 3500). В своей речи он активно использует все части речи (существительные, прилагательные, глаголы, наречия, антонимы, синонимы, числительные), понимает переносное значение слов, подбирает обобщающие понятия для группы предметов, знает многозначные слова.
5. Умеет пользоваться разными способами словообразования и словоизменения
(правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, образовывать слова в нужной форме, образовывать прилагательные от существительных, изменять существительные по числам, падежам, глаголы по видам, понимать и употреблять предлоги, согласовывать числительные и прилагательные с существительными).
6. Связная речь
Умеет:
• пересказывать небольшие по объёму рассказы и сказки
• составлять рассказ по картинке
• составлять рассказ по серии картин
• отвечать на вопросы по тексту.
При пересказе (рассказе) обращайте внимание:
- на понимание ребёнком текста (он должен правильно формулировать основную мысль),
- на структурирование текста (он должен уметь,
- последовательно и точно строить пересказ),
- на лексику (полнота и точность использования слов),
- на грамматику (он должен правильно строить предложения, уметь использовать сложные предложения).
7. Речевая коммуникация
Ребёнок достаточно активен в общении,
Умеет слушать и понимать речь,
Строит общение с учетом ситуации,
Легко входит в контакт с детьми и взрослыми,
Ясно и последовательно выражает свои мысли,
Пользуется формами речевого этикета.
8. Хорошо развитая мелкая моторика способствует развитию речи.
Это:
пальчиковая гимнастика
обводка и штриховка
игры с прищепками,
шнуровка
нанизывание бусинок,
аппликации
лепка
плетение,
вырезание ножницами и т.д.).