Речевое развитие (Чтение художественной литературы) для детей старшей группы.
Тема НОД: Чтение сказки К. Чуковского «Федорино горе»
Программные задачи :
В образовательной области «Чтение художественной литературы»
Вспомнить с детьми названия и содержание произведений К. И. Чуковского, с которыми они знакомились, пробуждать в детях радость от встречи с любимыми сказочными героями.
Помогать понимать скрытые мотивы поведения героев произведения.
Способствовать эмоциональному отношению к воспринимаемому.
Формировать умения внимательно и заинтересованно слушать сказку
Воспитывать чуткость к художественному слову
В образовательной области «Коммуникация»
Формировать навык использования в активной речи грамматически правильно поставленной фразы.
Активизировать словарь по теме: «Посуда».
Продолжать учить детей отвечать на вопросы, побуждать к участию в беседе.
В образовательной области «Социализация»
В образовательной области «Здоровье»
Интегративные качества детей: формировать любознательность, мыслительную и речевую активность, самостоятельность, адекватное использование средств общения, владение диалогической речью, способность управлять своим поведением.
Методы и приёмы: оргмомент, «Отгадай сказку по отрывку», чтение сказки, вопросы по сказке, физминутка, рассматривание иллюстрации к сказке, итог.
Здоровьесберегающие технологии: гимнастика для мозга упр « Слон», физминутка.
Индивидуальная работа: учить Максима, Льва, Женю отвечать полным предложением.
Дифф. подход: для 2 подгр. – предложить разрезные картинки
Ход непосредственно образовательной деятельности
1.Оргмомент.
Воспитатель: -Ребята, послушайте внимательно и отгадайте из каких сказок эти слова?
На велосипеде.
А за ними кот
Задом наперёд. ("Тараканище".)
А потом позвонил Крокодил и со слезами просил:
Мой милый, хороший, пришли мне калоши,
И мне, и жене, и Тотоше. ("Телефон")
Вдруг из маминой из спальни,
Кривоногий и хромой,
Выбегает умывальник
И качает головой: ("Мойдодыр")
2.Основная часть.
Воспитатель: -Вам знакомы эти сказки?
Дети: - Да, знакомы.
Воспитатель: – А кто написал эти сказки?
Дети: - Эти сказки написал Корней Чуковский
Воспитатель:- Знаете ли вы, что Чуковский Корней Иванович был литератором, а сказочником стал совершенно случайно?
Воспитатель: - Случилось это так. Его маленькая дочка Мурочка капризничала, не хотела умываться, её отец Корней Иванович вышел из кабинета и сказал:
Надо, надо умываться
По утрам и вечерам,
А нечистым трубочистам
Стыд и срам! Стыд и срам!
Так появилась сказка "Мойдодыр".
Воспитатель: - А когда надо было уложить дочку спать, Корней Иванович рассказывал ей весёлые сказки, которые сочинял тут же.
Маленькие дети,
Ни за что на свете,
Не ходите в Африку гулять:
Появилась сказка "Бармалей", (иллюстрация)
Воспитатель: - Позднее все придуманные сказки он записал. С тех пор и мы можем их прочитать. Ни одно поколение выросло на этих прекрасных произведениях. Книги Дедушки Корнея будут жить очень долго.
Воспитатель: - У него есть еще очень интересная сказка, а называется она «Федорино горе», послушайте ее.
3.Чтение сказки.
-вопросы по прочитанной сказке:
Понравилась ли вам сказка? Что в ней понравилось?
Что запомнилось? Что было смешно?
А что грустно?
Жалко ли вам Федору? Почему?
Почему Федору постигло горе?
Обратите внимание, как разворачиваются события в сказке, с какого эпизода они начинаются. Почему?
С какими героями познакомились в этой сказке?
Назовите их?
Какое отчество у Фёдоры?
Подумайте, зачем сказочник превращает стаканы, чайники и т.д. в живые существа?
Какая была Федора, в начале сказки?
В конце сказки, какой стала?
Как автор относится к Федоре?
Воспитатель :- Я предлагаю вам рассмотреть иллюстрации к этой сказке.
4.Итог занятия.
-С каким произведением мы познакомились на занятии?
-Назовите автора.
- Что еще вам понравилось в этой сказке?
- Как нужно беречь посуду?
Воспитатель :- Я вам предлагаю домашнее задание, дома с родителями нарисуйте обложку сказки "Федорино горе".
3