СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Речевое взаимодействие обучающихся на уроке физической культуры как один из приемов деятельностного подхода

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья посвящена раскрытию одного из основных приемов деятельностного подхода - специально организованному речевому компоненту на уроке физической культуры. 

Просмотр содержимого документа
«Речевое взаимодействие обучающихся на уроке физической культуры как один из приемов деятельностного подхода»

Радионюк. А.Ф. РЕЧЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАК ОДИН ИЗ ПРИЕМОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА

SPOKEN INTERACTION STUDENTS AT THE LESSON OF PHYSICAL CULTURE AS ONE OF THE TECHNIQUES OF THE ACTIVITY APPROACH

Радионюк Альберт Фаритович,

магистрант 1 года обучения, Институт физической культуры, спорта и здоровья им. И.С. Ярыгина. Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева

Radionyuk Albert Faritovich

undergraduate 1 year students, masters programme "Support of the health saving activities of modern worker of education" Institute of physical culture, sport and health them. I. S. Yarygin. Krasnoyarsk state pedagogical University. V. P. Astafiev

Научный руководитель

Сидоров Л. К., д.п.н., профессор кафедры Теоретических основ физического воспитания

Институт физической культуры, спорта и здоровья им. И.С. Ярыгина. Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева

Sidorov L. K., Ph. D., Professor, Department of Theoretical foundations of physical education Institute of physical culture, sport and health them. I. S. Yarygin. Krasnoyarsk state pedagogical University. V. P. Astafiev

Аннотация: Статья посвящена раскрытию одного из основных приемов деятельностного подхода – специально организованному речевому компоненту на уроке физической культуры, способу его организации и значению в формировании у обучающихся метапредметных умений.

Ключевые слова: Урок физической культуры, прием осознанного проговаривания, речевое взаимодействие, метапредметные умения, личностные качества, деятельностный подход, специально организованный диалог

Abstract: the Article is devoted to one of the main methods of activity approach – a specially organized speech component at a lesson of physical culture, method of organization and value formation of students ' interdisciplinary skills.

Keywords: physical education, reception informed pronunciation, speech interaction, and interdisciplinary skills, personal qualities, activity approach, specifically structured dialogue



Начало XXI столетия в России стало временем осознания необходимости качественных изменений в школьном образовании, порой переосмысления целей образования, поиска новых форм, методов, технологий и содержания[2]. Коснулись эти изменения и урока физической культуры.

Традиционно урок физической культуры воспринимается в качестве урока развития двигательной активности, физических качеств и физического совершенствования; иногда даже в качестве динамической паузы для разгрузки детей между сложными уроками (физика, математика). В последние годы отношение к уроку физической культуры изменилось. С внедрением ФГОС НОО и ФГОС ООО перед учителем встала задача формирования не только предметных, но и метапредметных умений и личностных качеств. Речь идет об умениях, необходимых не только при занятиях физической культурой, но и при организации иной деятельности. Например, умение четко формулировать команды, а для этого выделять в речи главное; умение выстраивать последовательность действий; вступать в коммуникацию; видеть чужие и свои ошибки и исправлять их. Развитие личностных качеств: целеустремленность, коммуникабельность,

трудолюбие, активность и т.д.. В сравнении это выглядит следующим образом: Таблица 1

Традиционный урок физической культуры

Современный урок физической культуры

Развитие двигательной активности

Развитие физических качеств

Физическое совершенствование

Динамическая пауза для разгрузки детей

Формирование здорового образа жизни


Умение выделять в речи главную мысль


Умение выстраивать последовательность действий


Умение вступать в коммуникацию


Умение видеть чужие и свои ошибки и исправлять их


Развитие личностных качеств обучающегося



Сформировать и развить метапредметные умения и личностные качества возможно только в ходе специально организованной деятельности обучающихся (деятельностном подходе).

Советский психолог, заслуженный деятель науки РСФСР,  доктор педагогических наук, профессор Гальперин П.Я. в статьях «К вопросу о внутренней речи» и «Методы обучения и развития ребенка» писал о важности речи в процессе образования, говорил, что «благодаря скрытому за ней (речью) мышлению ее бессвязные частицы вы­полняют осмысленную роль», что именно через специально организованную речь «производится «отработка» желаемых свойств действия: его разумности, обобщенности, сознательности, меры овладения[1]. Его научные труды легли в основу разработок методиста Красноярского института повышения квалификации работников образования Литвинской И.Г., которая в статье «Организованный диалог учащихся как средство включенности каждого на уроке» говорит, что специально организованный диалог «позволит повысить включенность детей в учебный процесс и повлияет на результаты уроков» и что «речевые обороты, которые можно положить в основу действия, должны быть заранее спланированы педагогом и поэтапно проработать с учащимися»[3].

Учащиеся взрослеют, обогащается их опят. Растет сознательное отношение к учебе. Все большее значение приобретают уроки типа лекций, самостоятельное выполнение различных работ. Все чаще школьникам приходится самостоятельно разбираться в изучаемом материале. В связи с этим мышление приобретает все более активный, самостоятельный и творческий характер[4].

Изучив теорию по данному вопросу, я пришел к выводу, что именно введение специально организованного диалога во взаимодействие детей на уроке физической культуры позволит мне добиться поставленных целей, сформировать не только предметные и метапредметные результаты, но и развить личностные качества ребенка (целеустремленность, ответственность, командность, коммуникативность, упорство, сопереживание, толерантность).

Основным средством достижения цели стала организация специальных речевых ситуаций, основанная на парном взаимодействии. В пару подбираются дети с разным уровнем образовательных возможностей и разным запасом знаний, а результат должен быть общий. Следовательно, обучающие вынуждены выстраивать взаимодействие, повторяя неоднократно приемы, терпеливо проговаривая правильность их выполнения, объясняядруг другу допущенные ошибки, умея видеть свою пару как одно целое. И тогда первым результатом можно считать общую радость детей от достигнутого.

Для организации подобной деятельности лучше всего подходит парная форма работы, потому что в паре взаимодействие происходит непрерывно, что обеспечивает максимальную включенность обучающихся в образовательный процесс. Речевые фразы усвоения разворачиваются через диалог обучающихся к индивидуально комментируемому действию.



Схема речевого взаимодействия необходимая для решения поставленных задач.


Проговариваю Понимаю Действую Запоминаю.

Эффективным же стоит считать такой повседневный урок, который позволяет каждому ученику при выполнении домашней работы, опираясь на речевые клише, полученные им на уроке, качественно отработать базовые действия и, в зависимости от ступени усвоения, выполнять задания разного уровня сложности, в том числе и повышенного. Важно отметить, что надо уделить определенное внимание процессам организации понимания, осознания, запоминания материала каждым учеником в классе.

Регулярное включение специально организованного речевого компонента в значительной мере влияет и на улучшение физических показателей (количество заброшенных мячей, отработка различных передач, правильно выполненных упражнений и заданий). Я в системе веду мониторинг образовательных результатов:


Первые наблюдения я провожу в начале изучения темы и фиксирую в рабочей таблице, в ходе изучения темы в системе использую прием осознанного проговаривания, наблюдаю за динамикой каждого ребенка по определенным показателям и потом вношу в таблицу окончательный результат. В итоге получается диаграмма, наглядно демонстрирующая эффективность данного приема.



Библиографический список

1. Гальперин. П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. – М.: Изд – во Моск. ун-та, 1985- 45 с.

2. Ильина. Н.Ф. Становление инновационной компетентности педагога: Вопросы, теории, практики Красноярск 2014.-224 с.

3. Литвинская. И. Г. Организованный диалог учащихся как средство включенности каждого на уроке // электронный научный журнал: Школьные технологии. – 2012. - № 5. 125-133 с. научная статья [Электронный ресурс].

URL:http://kco-kras.ru/index.php/publications/articles/lig/ (дата обращения: 11.05.2017).

4. Сидоров Л.К., Савчук А. Н. Двигательная потребность и двигательная активность: этапы и пути развития. Краснояр. гос. пед. ун – т им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2007.- 344 с.