МБОУ Коммунарская средняя общеобразовательная школа № 3
Научная работа на тему:
«Речевой портрет учащихся 5 «Б» класса»
Выполнила ученица 5 «Б»
Зайцева Маргарита
Руководитель: учитель русского языка и литературы
Дворникова Дарья Леонидовна
Коммунар
2017
Цель данного исследования: определить речевой потрет современного подростка
План проекта:
Определить понятия «жаргон» и «сленг».
Провести социологическое исследование (анкетирование) среди учеников и родителей 5 «Б» класса с целью определения :
круга наиболее употребительных жаргонных слов,
частотности употребления жаргонизмов,
причин употребления школьниками жаргонизмов.
Проанализировать результаты опроса и выводы разместить в диаграммах.
Систематизировать материал.
Сделать выводы по теме исследования.
Гипотеза: в речи учащихся преобладает ограниченная в употреблении лексика: сленг, жаргонизмы, их употребление связано с желанием выделиться среди людей, быть современными; жаргонные слова составляют смысловые группы, связанные с жизнью и деятельностью школьников.
Жаргон – специфичные слова и выражения, которые изначально возникают при общении людей, связанных одной профессией, социальным положением или имеющих другие общие интересы. Целью употребления жаргонизмов является не только выражение своей принадлежности к определенной группе и придание речи экспрессивности, но и ускорение общения и взаимопонимания. Ведь многие слова, непригодные для официальной инструкции, способны привнести заметное удобство в деловой разговор профессионалов.
Сленг – популярная лексика, не соответствующая требованиям языка и часто в той или иной степени фамильярная. Эмоциональная окраска подобных слов и словосочетаний может варьироваться от шутливой и дружелюбной до пренебрежительной и циничной. Сленг преимущественно употребляется в ситуации непринужденного общения. Примеры сленгизмов: доставать – надоедать, врубиться – понять, отпад – превосходно. Часто сленговая лексика пополняется путем обращения к другим языкам. Например, в слове «агриться» (злиться) отдаленно прослеживается заимствование из английской речи.
Разница между жаргоном и сленгом
Таким образом, для жаргона характерна более жесткая социально-групповая направленность. Часть такой лексики имеет отношение к особой терминологии, доступной для понимания лишь некоторых людей. Отличие жаргона от сленга состоит в том, что жаргонизмы появляются в конкретной группе, часто в связи с какими-то нововведениями, разработками. Сленг же, помимо собственного словообразования, нередко черпает свой материал из жаргона разных групп общества, отбирая наиболее употребительное и популярное. На основании этого сленг иногда называют общим жаргоном
Факторы, влияющие на формирование ученического сленга.
С течением времени ускоряется темп жизни. Соответственно, растёт словарный запас, ведь каждому новому понятию должно соответствовать как минимум одно слово. Соответственно расширяется словарь жаргона.Так каковы же источники их образования?
1. Развитие сотовой телефонной связи, компьютерных технологий. Интернет, его широкие возможности, быстро развивающиеся компьютерные технологии всегда привлекали молодых людей. В связи с этим появляется много новых жаргонизмов. Вот некоторые из них: вирусняк – компьютерный вирус; нэтик – Интернет; смайлы – смешные мордочки в чатах; глючит – неполадки в работе компьютера; мыло – e-mail; блохи – ошибки в программе; мыха – компьютерная мышка; юзер – пользователь компьютером;
2. Современная музыкальная культура. Одно из увлечений школьников – музыка. Она является частью их жизни. Жаргонизмы, относящиеся к сфере музыки, содержат названия различных музыкальных стилей: попса, попсятина – поп-музыка; свежак – новая музыка; название действий музыкантов – сбацать.
Среди школьников сейчас более популярна зарубежная музыка, а русские исполнители и композиции порой воспринимаются с презрением.
3. Хобби и увлечения молодых людей. Во все времена среди школьников популярным остаётся футбол, и в связи с этим тоже не обойтись без жаргонных слов (финтовать, гонять финты).
Для чего современный ученик употребляет сленг?
C таким вопросом мы обратились к учащимся нашей школы. Если у воров сленг призван помочь скрывать свои мысли и намерения, то школьный сленг нужен совсем не для этого.
1. Сленг делает речь более краткой, эмоционально выразительной. (Сравним два выражения). На книжном, литературном языке: Я испытываю сильное приятное чувство от этой песни. На сленге: Я просто тащусь от этой песни!)
2. Сленг служит опознавательным знаком того, что этот человек принадлежит к данной социальной среде. Свой сленг есть у рокеров, панков, хиппи, футбольных болельщиков – фанатов
Язык подростков 21 века не всегда понятен их родителям и учителям и школьному психологу, чья непосредственная обязанность – поиск взаимопонимания с юным поколением. Совсем нелишне было бы разобраться, какой смысл вкладывают его подопечные в свои слова, тем более что особенности лексикона молодёжной субкультуры, похоже, отражают и своеобразие менталитета молодых людей.
Исходя из данного анкетирования были выявлены следующие выводы:
Ученики пятого класса основном употребляют жаргонизмы и сленговые слова в своей речи.
Большинство детей не употребляют мат в своей повседневной речи.
Иначе школьные предметы ребята изменяют следующим образом:
Русский язык- «русы»
Литература – «литра»
Обществознание-«общво» или «обща»
Математика – «матеша»
Основная цель употребления жаргонной лексики – это юмор.
Информацию в современной жизни дети, как и взрослые, в основном извлекают из просторов интернета, реже, чем из книг.
По итогам данного вопроса современные дети читают редко, что является основным аргументом скудности словарного запаса.
Любимые писатели у современных детей остаются теми же, что и в прошлых поколениях : Пушкин, Носов, Гоголь и другие.
Так же был проведен опрос среди родителей учеников 5 «Б». Им были заданы следующие вопросы:
Ваше отношение к жаргонной лексике, употребляемой в речи детей?
По-вашему мнению, как интернет влияет на речевую культуру вашего ребенка?
Оцените уровень речевой культуры вашего ребенка по пятибалльной шкале
Считаете ли Вы свою семья читающей?
Читаете ли Вы сейчас?
Что именно читаете?
Исходя из данного опроса ответы были следующими:
Большинство родителей отрицательно относятся к жаргонной лексике в речи детей.
В отношение интернета мнение по данном вопросу разделилось. Многие находят и положительные и отрицательные черты.
Уровень речевой культуры ребенка является хорошим.
Большинство считает свою семью читающей.
В данный момент семьи читающие.
В данный период времени большинство родителей читает классическую литературу.
Исходя из данных опросов можно сделать следующий вывод: ученики пятого класса являются относительно культурным детьми, но при этом употребляют и жаргонную лексику. В основном используя их с просторов интернета, популярности какой-либо темы, культуры.
Причиной данного вывода может являться то, что в данном возрасте дети активно «сидят» в социальных сетях, впитывая всю информацию, темы и слова из интернета, при этом редко читая литературу. Данная тенденция актуальна и не нова в наше время, т.к. социальные сети и интернет – неотъемлемая часть нашей жизни.
Вывод.
Работая над темой «Речевой портрет современного школьника», я пришлиа к выводу, что однозначно относиться к этому явлению нельзя, запрещать употреблять жаргонизмы бессмысленно, но и не возможно не видеть опасной тенденции жаргонизации литературного языка. Поэтому школьникам, по нашему мнению, необходимо правильно выбирать языковые средства, подходящие конкретной ситуации общения, учитывать при этом, кому предназначена речь, для чего необходимо не только знать нормы литературного языка, но и анализировать живую речь.
Конечно, большая часть подростков не осознаёт истоков возникновения некоторых слов, употребляемых ими в речи. Я считаю, что увлечение сленгом не так уж и безобидно, это не «детская болезнь», как считают многие. Это прямая опасность литературному языку, поэтому и надо формировать у подростков культуру речи. Когда мы портим язык, он «мстит» нам, портя нас самих. Наш язык и наше мышление связаны неразрывно. Скудость речи приводит к скудости мышления.
Используемая литература:
1.. В.И. Даль – «Толковый словарь живого великорусского языка». Государственное издательство иностранных и национальных словарей. Москва. 1956г.
2. И.А. Стенин – «Словарь молодёжного жаргона». Воронеж.2004г.
3. Интернет- ресурсы.