СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Речевой практикум "Особенности устной и письменной речи младших школьников с ЗПР"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практикум разработан для родителей первоклассников.

Просмотр содержимого документа
«Речевой практикум "Особенности устной и письменной речи младших школьников с ЗПР"»

Речевой практикум для родителей первоклассников.

Тема:Особенности письменной и устной речи младших школьников.



Цель: повышение уровня компетентности родителей в вопросах профилактики нарушений устной и письменной речи.

 Задачи:

1.Просветить родителей первоклассников и привлечь их к активному самостоятельному участию в вопросах профилактики нарушений речи своих детей;

2.Познакомить с доступными приёмами предупреждения нарушений письма и чтения.

Оборудование: столы,стулья по количеству участников,карточки со схемами для игры с Су-Джок,Су-Джок по количеству участников, фильм «Говори и пиши правильно», презентация «Особенности устной и письменной речи младших школьников», смарт-доска,компьютер,бумага,трубочки для напитков.

Ход.

Добрый день! Уважаемые родители!

Сегодня наш практикум я проведу с моим коллегой, а зовут его – ПИШИЧИТАЙ ( куколка). Пишичитай приходит на наши логопедические занятия. А сегодня он поможет мне рассказать о трудностях устной и письменной речи и подберёт для вас игры и упражнения ,в которых эти трудности можно потренировать.

Присядут мамы ,если услышат тихий звук, присядут папы ,если услышат громкий звук.

Наша встреча посвящается профилактике нарушений чтения и письма, узнаем особенности письменной и устной речи младших школьников.

Из анкет (сдали 12 семей) мы узнали ,что родители заинтересованы в грамотности своего ребёнка, но некоторым родителям не понятны слова ,такие как «дифференциация», «артикуляция» , «фонематический слух». поэтому сегодня на практике можем разобраться с этими логопедическими терминами. Многие родители вашего класса проводят работу по совершенствованию речи своего ребёнка и это отличный показатель домашнего воспитания.

Сейчас мы посмотрим фильм ,где увидим деятельность ребёнка на речевом занятии. Я жду от вас активной позиции и вопросы.

Демонстрация фильма «Пишем и говорим правильно»

( фильм составлен из видео и фото детей на логопедических занятиях).

Родители высказывают мнение об увиденном.

- Путь профилактики нарушений письменной речи первоклассника должен быть основным в решении данной проблемы и осуществляться не только силами специалистов, но и в семье. Родителям важно понять, что легче предупредить специфические ошибки в письме заранее, чем потом устранять с помощью коррекционных занятий.

Рассмотрим модель речевого развития. При каких условиях развивается речь ребёнка? ( культурная звуковая среда,художественная литература и т.д.)

Речь бывает устная и письменная. К устной речи относится говорение,слушание, речь про себя. К письменной речи относится чтение и письмо.

Посмотрим на речевой домик. (Родители читаю информацию на слайде).

Наша речь состоит из предложений.Предложения выстраиваются из слов. Слова состоят из слогов и звуков. Звуки бывают гласные и согласные.Гласные звуки – ударные и безударные. Согласные звуки – звонкие и глухие,парные – непарные,твёрдые –мягкие.

Таким образом, вы убедились ,что чтение это письменный вид речи. При чтении ребёнок анализирует дифференциацию звуков,идёт слияние звуков в слог. Буквы пишем, а звуки слышим.

Игра с родителями «Звук – буква»

Учёными доказано, что пальцы активные стимуляторы мозга и на занятиях мы используем пальчиковые игры.

Пальчиковая игра «Пальчики»

Учитель-логопед и родители делают пальчиковую гимнастику.

Этот пальчик-маленький

Этот пальчик – слабенький

Этот пальчик- длинненький

Этот пальчик- сильненький

Этот пальчик- толстячок

Ну, а вместе-кулачок.

Таким образом, с пальчиковых игр ,массажа пальцев начинается логопедическое занятие.

На уроках ИЗО, технологии в вашем классе учитель для разминки использует Су-Джок. Сейчас вы попробуете эту деятельность тоже.

Игра с Су-Джок

(родители выбирают Су-Джок и катают каштан под стихотворение «Этот маленький дружок называется Су-Джок» ,схемы для практики с каштаном)

Продолжим наш практикум. Остановимся на теме « устная речь».

Как вы понимаете это?

Как вы думаете ,можно ли сразу уметь красиво говорить? (ответы родителей)

В процессе своего развития ребёнок учится говорить от родителей, социума , детского окружения. От того как говорят родители зависит речь ребёнка. Конечно,сразу красиво не заговоришь . Нужна практика. Ребёнок проходит долгий речевой путь – от рождения до становления взрослым.

Дети знают правила красивой речи :

1.Не торопись.Говори чётко. Не глотай слова.

2.Не кричи,но не говори тихо.

3.Говори выразительно: выделяй голосом главные слова,делай паузу.

4.Думай ,о чём говоришь.

Скоро мы поиграем в игру «Читоговорки»,а сейчас подготовим наш язык к артикуляции.

Ребята на логопедическом занятии делают артикуляционную гимнастику с Весёлым язычком ( такой персонаж)или проще сказать – гимнастику для языка.

Практические действия - артикуляционные упражнения.

Установка словесная от учителя-логопеда : Подвиньте к себе зеркало и в нём старайтесь увидеть рот,улыбнитесь,дышим споркойно,носом.

Артикуляционная гимнастика : «Улыбока», «Часики», «Лопатка», «Качели». Родители выполняют упражнения.

Вот теперь наш языкм готов прпоговаривать чётко и красиво.

Игра «Чистоговорки»

Родители по очереди читают чистоговорки ( карточки лежат на столе)



Игра «Придумай чистоговорку»

Ча,ча,ча – вызываем мы враЧА

Устная речь очень важна для школьника. Она помогает ему общаться со сверстниками, речь служит двигателем коммуникации.

Пересказ, составление описательного рассказа входит в программное содержание образовательной деятельности первоклассника. Поэтому мы сейчас с вами попробуем и этот этап устной речи пройти.

Рассказ «Подушка».

1.Один родитель читает.

2.Второй родитель задаёт вопросы по тексту.

3.Третий родитель пересказывает прослушанный текст.

Текст : Даша вышивает подушку. Она вышила шёлком кошку и мышку. Мышка, убегает, а кошка догоняет мышку. Вот и готова подушка. Не догонит кошка мышку! ( слайд презентации)

Вопрос : Как вы думаете,есть ли отличие письменной речи от устной?(ответы родителей)

Верно, письменная речь сложнее ,чем устная.

В дошкольном и младшем школьном (1 класс) возрасте можно выделить ряд предпосылок, которые в дальнейшем могут привести к нарушения письменной речи – дисграфии :

  • недостаточная сформированность слуховой дифференциации акустически близких звуков может в дальнейшем привести к акустической дисграфии, поэтому при нормальном речевом развитии ребенок должен различать «на слух» все звуки речи;

  • дефектное произношение звуков речи и их звуковые замены могут в дальнейшем привести к артикуляционно-акустической дисграфии;

  • недостаточная сформированность простых видов фонематического анализа слов является предпосылкой дисграфии на основе несформированности языкового анализа и синтеза;

  • несформированность зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза может в дальнейшем привести к оптической дисграфии;

  • недостаточная сформированность мелкой моторики пальцев рук будущего первоклассника будет влиять на темп письма и почерк, а также появлению специфических ошибок на фоне общей усталости руки.



Развитию фонематических процессов поможет

игра «Хлопотушки»

Развитию навыков языкового анализа и синтеза поможет

игра «Придумай предложение со словом..»



Развитию зрительно-пространственных представлений способствует

Игра «Найди предмет»

Фонетика – наука о звуках. Фонетический разбор слова, фонематический слух, слышали эти понятия?

Назовите звуки речи. (родители называют) Гласных звуков – 6 ,остальные считаются гласными буквами. Согласных звуков намного больше .чем гласных.

Чтобы правильно проговаривать звуки ,надо правильно дышать. Звук связан с воздухом ,который проходит при произношении звука.

Игра «Футбол» в парах.

Родители комкают бумагу- это «футбольный мяч». Расходятся по разным сторонам стола. Берут трубочку для напитков. Необходимо дуть через трубочку на бумажный мяч. Побеждает тот,кто забивает гол.

Если звуки правильно произносит ребёнок,то и слияние в слоге получится правильным. Важно научить ребёнка делать звуко-буквенный анализ слова.

Звуко-буквенный анализ слова «Черепаха»

Итак,подведём итоги нашего разговора. Устная речь создаётся в процессе говорения,а письменная может быть заранее обдумана и исправлена. Эти виды речи очень отличаются. При письменной речи необходимо строго соблюдать языковые нормы. У устной речи может быть незаконченность мысли. Таким образом, наш друг Пишичитай рекомендует много читать своему ребёнку. Так ваш ребёнок научится слушать и формулировать свои мысли.

Рефлексия «Всё в твоих руках».