СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Речевые игры для развития речевой активности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Овладение словарным составом родного языка также является необходимым условием освоения его грамматического строя и развития связной речи. В этом неоценимую помощь оказывают речевые игры, активизирующие словарную работу и мыслительную деятельность дошкольников.

Просмотр содержимого документа
«Речевые игры для развития речевой активности»

Речевые игры

Сформированность звуковой и смысловой сторон речи — необходимое условие и основа успешного обучения в школе. Задача развития речи наиболее актуальна при работе с дошкольниками, имеющими те или иные речевые проблемы. Воспитанники нашего специального ДОУ наряду с речевой патологией различной степени выраженности имеют зрительные нарушения, неврологические отклонения и, как следствие, несформированность некоторых психических процессов (низкий уровень развития произвольного внимания, непроизвольной и отсроченной памяти). У детей наблюдаются быстрая утомляемость и сниженная работоспособность. Вышеперечисленные факторы значительно усложняют и удлиняют коррекционную работу, как по постановке и автоматизации звуков, так и по развитию речи в целом. В связи с этим следует использовать такие формы работы с дошкольниками, которые позволяли бы параллельно с коррекцией звуко- произношения (а именно с автоматизацией звука, поскольку это довольно длительный и трудоемкий этап) расширять и активизировать словарный запас, формировать основные грамматические категории.

Овладение словарным составом родного языка также является необходимым условием освоения его грамматического строя и развития связной речи. В этом неоценимую помощь оказывают речевые игры, активизирующие словарную работу и мыслительную деятельность дошкольников.

Игра «Подбери слово с противоположным значением» способствует автоматизации звука [л], а также активизирует употребление детьми антонимических пар: грустный — веселый; добрый — злой; пустой — полный; трусливый — смелый; хороший — плохой; старый — молодой; черный — белый; тонкий — толстый; яркий — тусклый; старший — младший; крупный — мелкий; сытый — голодный; темный — светлый.

Речевой материал по автоматизации звука [л] в словосочетаниях позволяет упражнять детей в правильном согласовании слов, употреблении качественных, относительных и притяжательных прилагательных, расширяет представление о понятии многозначности слов. Например, в игре «Повтори и запомни» ребенку предлагаются словосочетания с качественным прилагательным: белый халат, белый голубь, белый мелок, белый ландыш, белая лошадь, белая клавиша, белое платье, белые облака.

Сначала дошкольнику следует правильно повторить словосочетания, а затем вспомнить, что бывает белым. При этом активизируются слуховое и речевое внимание, память, а также ассоциативное мышление: ребенок не только пытается запомнить и воспроизвести варианты, предложенные взрослым, но и часто предлагает свои (снег, пух, бумага). Неважно, что в этих словах отсутствуют автоматизируемые звуки, главное — ребенок начал размышлять.

После проговаривания словосочетаний: золотой человек, золотая ложка, золотые локоны, золотые купола дошкольнику предлагается подумать, что на самом деле бывает золотым, а что (или кто) нет, а далее ответить на: Почему ложку называют золотой? (Ложку называют золотой, потому что ее сделали из золота.) Почему человека называют золотым? (Человека называют золотым, потому что он очень хороший...).

Речевой материал в игре «Эхо» расширяет глагольный словарь детей, упражняет в словоизменении и способствует автоматизации звука [л] в конце слова: я села (говорит водящий), и я сел (вторит ребенок); мыла — мыл, дула — дул, ела — ел, пила — пил, била — бил, жила — жил, искала — искал, кидала — кидал, читала — читал, писала — писал, спала — спал.

Работа над расширением и активизацией словаря тесно связана с формированием грамматического строя речи у детей, поскольку, обучая дошкольника словообразованию, мы расширяем его словарный запас. Грамматика также включает работу над морфологией (изменение слов по родам, числам, падежам) и синтаксисом (построение простых и сложных предложений).

Остановимся на словообразовании и морфологии. Исследователи детской речи отмечают, что в определенный период развития ребенка начинается морфологизация речи: усвоение падежных окончаний, суффиксов и т.д. [2; 4; 6]. Свидетельствами усвоения морфологических средств являются так называемые образования по аналогии (молотком — пилом, котенок — свиненок). Так, К.И. Чуковский показал, что словотворчество — закономерный этап в освоении норм и правил словообразования [5]. По его мнению (и по наблюдениям лого- педов-практиков), ребенок усваивает словарный состав и грамматический строй родного языка путем аналогий. Этот принцип был использован при составлении заданий (речевых игр) не только по словообразованию, но и по словоизменению, что позволяет ребенку не заучивать правила, а усваивать их практическим путем.

Например, при автоматизации звука [ш] в словах дети учатся образовывать формы множественного числа именительного и родительного падежей, при образовании которых чаще всего допускаются ошибки.

С окончанием на -ов: шип — шипы — шипов, шут — шуты — шутов, шум — шумы — шумов, шкаф — шкафы — шкафов, штаб — штабы — штабов, шарф — шарфы — шарфов и т.д.

С окончанием на -ей: шмель — шмели — шмелей, мышь — мыши, ковш — ковши — ковшей, малыш — малыши — малышей, камыш — камыши — камышей и т.д.

Слова, имеющие нулевое окончание и оканчивающиеся на -ек: мошка — мошки — мошек, мушка — мушки — мушек, мышка — мышки — мышек, мишка — мишки — мишек, кошка — кошки — кошек и т.д.

Игра «Назови ласково» упражняет детей в образовании существительных суффиксальным способом.

С помощью суффиксов -ушк, -юшк: дед — дедушка, тетя — тетушка, дума — думушка, голова — головушка, дядя — дядюшка, воля — волюшка, поле — полюшко, медведь —- медведюшка и т.д.

С помощью суффиксов -ышк, -ишк: перо — перышко, крыло — крылышко, пятно — пятнышко, гнездо — гнездышко, плут — плутишка, штаны — штанишки, брат — братишка и т.д.

Образование превосходной степени имен прилагательных в игре «Самый-самый» не только учит детей образовывать новые слова с помощью суффикса -ейш, но и знакомит с оттенками лексических значений: он самый длинный, значит он какой? — длиннейший; белый — белейший; умный — умнейший; темный — темнейший; милый — милейший и т.д.. Можно усложнить задание, предложив детям подумать, что может быть длиннейшим, белейшим, темнейшим.

Далее вниманию коллег предлагаются игры на автоматизацию звуков [Р]—[Р’]-

Речевая игра «Кто что делает?» упражняет детей в образовании существительных из глаголов или, наоборот, глаголов из существительных: Продавец что делает? — Продает. Продает кто? — Продавец. Строитель — строит, рабочий — работает, сторож — сторожит, грызун — грызет, ворчун — ворчит, трубач — трубит, уборщик — убирает, сборщик — собирает и т.д.

Игра «Кто у кого учит ребят образовывать названия птенцов и детенышей животных: у вороны маленький (кто?) — вороненок, у сороки — сорочонок, у журавля — журавленок, у страуса — страусенок; у рыси — рысенок, у крота — кротенок, у моржа — моржонок, у барсука — барсучонок.

Игра «Чья головаупражняет дошкольников в образовании притяжательных прилагательных: у коровы голова чья? — коровья, у барана — баранья, у рыси — рысья, у кролика — кроличья, у вороны — воронья, у сороки — сорочья; у зубра — зубровая, у бобра — бобровая, у моржа — моржовая, у орла — орлиная, у грача — грачиная, у журавля — журавлиная, у воробья — воробьиная. Для активизации мыслительных процессов можно уточнить, кто из вышеперечисленных зверь, а кто птица.

В образовании относительных прилагательных дети затрудняются не менее, чем в образовании притяжательных: лист березы (какой? ) — березовый, рябины — рябиновый, мандарина — мандариновый, сирени — сиреневый, черешни — черешневый, ревеня — ревеневый.

Суффиксальный способ словообразования наиболее распространенный. Но не следует забывать о префиксальном (приставочном способе). Самостоятельно образовывая слова с помощью приставок пре- и пере-, дети увидят, как меняет свое значение искомое слово: ходить — приходить — переходить; лететь — прилететь — перелететь; нести — принести — перенести; вязать — привязать — перевязать; варить — приварить — переварить.

Образованию сложных слов путем сложения основ обучает дошкольников речевая игра «Сложи словечко»: лес рубит (кто?) — лесоруб; рыбу ловит — рыболов; мусор возит (что?) — мусоровоз; мясо рубит — мясорубка; кофе варит — кофеварка; сок варит — соковарка; трубы чистит — трубочист. Чтобы убедиться в усвоении ребенком данного способа словообразования, нужно задать ему следующие вопросы: что делает лесоруб? (рыболов, трубочист, мясорубка, кофеварка).

Таким образом, представленные выше речевые игры способствуют не только автоматизации корректируемых звуков, но и значительно расширяют и активизируют словарный состав у воспитанников, формируют навыки словоизменения и словообразования и в конечном итоге вырабатывают у детей умение отбирать для высказывания те лексические средства, которые точно и грамотно выражают их замысел.



Список использованной литературы:


  1. Зализняк А.А. Грамматический словарь русского языка. М., 1987.

  2. Сохин Ф.А. Начальный этап овладения ребенком грамматическим строем языка. М., 1955.

  3. Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. М., 2008.

  4. Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольников. М., 2009.

  5. Чуковский К.И. От двух до пяти. М., 1966.

  6. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок. М., 2000.

























































РАБОТ