Статью подготовила воспитатель ДРЦ «Гений -Я» Феофанова Е.Г.
Речевые логические задачи
Развитие логического мышления у детей – очень важная тема и нужно начинать развивать логическое мышление с детства. Развитие мышления в детском возрасте представляет особую форму труда, которую осваивает ребёнок. Это умственный труд. Труд сложный и интересный. Кого-то он может напрягать и пугать, а у кого-то умственный труд связан с приятной эмоцией удивления. Удивления, открывающего дверь в мир, который можно познать.
В процессе познания и развития мыслительной деятельности ребёнок усваивает такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация. Они и являются основными компонентами мышления.
Развитию логического мышления необходимо учиться. Нужно уметь пользоваться логическим мышлением и воображением. Нужно также развивать и всячески способствовать развитию логического мышления. Ведь это пригодится в жизни!
А для эффективного развития логического мышления можно и нужно решать различные ситуационные задачи и загадки. Это одновременно развивает логику, интеллект, воображение и фантазию.
Логические задачи – это мощный фактор интеллектуального развития ребёнка, формирования его познавательных и творческих способностей.
Дети в дошкольном возрасте с большим интересом воспринимают задачи-шутки, головоломки, загадки, ребусы, словесно-логические задачи; настойчиво ищут пути решения, ведущие к результатам. Увлекаясь решением занимательной задачи, ребёнок испытывает эмоциональный подъём, что, в свою очередь, стимулирует его мыслительную активность.
Хотите, чтобы у вашего ребёнка уже в дошкольном возрасте был интерес к окружающему миру, развивалась логика и присутствовали доказательные рассуждения, а также желание интеллектуально развиваться, тогда посвятите немного времени на решение речевых логических задач с ребёнком! Это очень увлекательно и полезно!
А для того, чтобы определить уровень словесно-логического мышления вам поможет следующий тест:
Тест для оценки словесно-логического мышления
Ребёнок отвечает на вопросы:
1. Какое из животных больше - лошадь или собака?
2. Утром люди завтракают. А вечером?
3. Днём на улице светло, а ночью?
4. Небо-голубое, а трава?
5. Черешня, груши, сливы, яблоки…- это что?
6. Почему, когда идёт поезд, опускает шлагбаум?
7. Что такое Ташкент, Самарканд, Хива?
8. Который сейчас час? (Ребёнку показывают часы и просят назвать время.)
9. Маленькая корова - это телёнок. Маленькая собака и маленькая овечка - это?..
10. На кого больше похожа собака - на кошку или на курицу?
11. Для чего нужны автомобилю тормоза?
12. Чем похожи друг на друга молоток и топор?
13. Что общего между белкой и кошкой?
14. Чем отличаются гвоздь и винт друг от друга?
15. Что такое футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание?
16. Какие ты знаешь виды транспорта?
17. Чем отличается старый человек от молодого?
18. Для чего люди занимаются спортом?
19. Почему считается плохим, если кто-то не хочет работать?
20. Для чего на конверт необходимо наклеивать марки?
Правильные ответы:
1. Больше лошадь.
2. Вечером ужинают.
3. Темно.
4. Зелёная.
5. Фрукты.
6. Чтобы не было столкновения поезда с автомобилем.
7. Города.
8. Правильный ответ по часам и минутам. (Четверть седьмого, без пяти минут восемь и т.п.)
9. Щенок, ягнёнок.
10. На кошку, так как у них 4 ноги, шерсть, хвост, когти (достаточно назвать хотя бы одно подобие).
11. Правильным считается любой ответ, указывающий на необходимость снижать скорость автомобиля.
12. Это инструменты.
13. Это животные, умеющие лазить по деревьям, имеющие лапы, хвост, шерсть и т.д.
14. Гвоздь - гладкий, а винт - нарезной; гвоздь забивают молотком, а винт вкручивают.
15. Виды спорта (спорт).
16. Как минимум ребёнок должен назвать 3 вида транспорта (автобус, трамвай, метро, самолёт и т.д.)
17. Три существенных признака как минимум:" Старый человек ходит медленно, с палочкой, у него много морщин, он часто болеет и" т.д.
18. Чтобы быть здоровым, сильным, красивым и т.д.
19. Не будет денег, чтобы покупать продукты и одежду, оплачивать квартиру
20. Так платят за пересылку письма.
При анализе ответов, которые даёт ребёнок, следует иметь в виду, что правильными ответами могут считаться не только ответы, соответствующие приведённым примерам, но и другие, достаточно разумные и отвечающие смыслу поставленного перед ребёнком вопроса.
Прежде чем оценивать правильность того или иного ответа, убедитесь в том, что ребёнок правильно понял сам вопрос.
Высокий уровень развития словесно-логического мышления - если ребёнок ответил правильно на 15-16 вопросов.