Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 8 комбинированного вида города Бокситогорска» Речевые З нания, У мения и Н авыки выпускника ДОУ подготовительной группы
Подготовлено по материалам сайта
https://nsportal.ru
Сформированность звуковой стороны речи
- Ребёнок должен владеть правильным, чётким произношением звуков в словах различной слоговой структуры, во фразовой речи. Он не должен пропускать звуки, искажать, заменять другими.
- Читая стихи, пересказывая литературные произведения, ребёнок умеет пользоваться различными средствами интонационной выразительности: темпом, ритмом речи, логическим ударением.
Полная сформированность фонематических процессов
- Ребёнок умеет слышать и различать звуки родного языка далекие и близкие по звучанию, правильно передаёт слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи т. к. это является предпосылкой овладения грамотой.
Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи
- Выпускник ДОУ умеет делить слова на слоги и производить звуковой анализ слов (это является основой для ознакомления детей с буквами и обучения чтению):
- выпускник ДОУ умеет выделять начальный гласный звук из состава слова; анализирует гласные из трёх звуков типа АУИ; делает анализ обратного слога «гласный –согласный» типа АП; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове и т. д.
- выпускник ДОУ умеет осуществлять звуковой анализ слова, используя различные средства: схему звукового состава слова, фишки, интонационное выделение звуков в слове.
- выпускник ДОУ умеет анализировать четырех-, пятизвуковые слова разного состава (лиса, слон, аист, школа).
- выпускник ДОУ умеет выделять ударный слог и ударный гласный звук в слове.
Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи
- выпускник ДОУ знает и правильно употребляет термины «звук», «слог», «слово», «предложение», звуки: гласный, согласный (звонкий, глухой, твёрдый, мягкий).
- выпускник ДОУ умеет придумывать предложения с заданным количеством слов; вычленять количество и последовательность слов в предложении.
- выпускник ДОУ умеет работать с разрезной азбукой, у него развиты графомоторные навыки, навыки послогового чтения и письма (умеет печатать буквы а, о, у, ы, б, п, т, к, л, м, с, з, ш, слоги, слова и короткие предложения).
Сформированность грамматического строя речи
- выпускник ДОУ употребляет в самостоятельной речи простые и сложные предложения, усложняет их придаточными и однородными членами предложения;
- выпускник ДОУ умеет работать с деформированными фразами, самостоятельно находит ошибки и устраняет их;
- выпускник ДОУ умеет составлять предложения по опорным словам и картинкам.
- выпускник ДОУ понимает и применяет в речи все лексико-грамматические категории слов.
- выпускник ДОУ адекватно употребляет простые и сложные предлоги;
- выпускник ДОУ владеет навыками словообразования разных частей речи: продуцирует названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно- ласкательных и увеличительных форм существительных и проч.;
Словарный запас
Словарь выпускника ДОУ должен составлять не менее 2 000 слов:
- - в словаре ребёнка должны присутствовать обобщающие понятия (фрукты, овощи, обувь, мебель, посуда и т. д.).Он должен понимать причины объединения в одну группу предметов, овладеть операцией деления освоенных понятий на группы на основе выявленных признаков: посуда - кухонная, столовая, чайная; одежда, обувь - зимняя, летняя, демисезонная; транспорт - пассажирский и грузовой; наземный, воздушный, водный, подземный и т. д.
- - старший дошкольник должен уметь подобрать как можно больше признаков и действий к одному предмету с учётом его величины, веса, формы, цвета, вкуса, запаха, температуры, материала и т.д., как этот предмет можно использовать;
- - уметь подобрать к заданному слову синонимы (близкие по значению слова), антонимы (слова с противоположным значением);
Связная речь
К семи годам выпускники ДОУ :
- - умеют пересказывать литepатурные произведения самостоятельно, правильно передавая идею и содержание, выразительно воспроизводя диалоги действующих лиц.
- - понимать и запоминать авторские средства выразительности, использовать их в собственном пересказе, замечать в рассказах сверстников;
- - пересказывать произведение близко к тексту, по ролям, по частям, от лица литературного героя;
Связная речь
- - в описательных рассказах о предметах, объектах и явлениях природы умеет точно и правильно подбирать слова, характеризующие особенности предметов; с помощью взрослого могут находить существенные признаки предметов, устанавливать иерархию признаков, определять и воспроизводить логику описательного рассказа; использовать разнообразные средства выразительности, в том числе и языковые (метафоры, сравнения, эпитеты, олицетворения);
- - сочинять сюжетные рассказы по картине, из опыта, по игрушкам; с помощью воспитателя строить свой рассказ в соответствии с требованиями к структуре сюжетного повествования: экспозиция (обрисовка действующих лиц, времени и места действия), завязка (причина события), развитие событий и кульминация (момент наивысшего напряжения), развязка (окончание);
Связная речь
- - различать литературные жанры: сказка, рассказ, загадка, пословица, стихотворение;
- - в составленном повествовании отражать характерные особенности жанра; придумывая сказки, пользоваться свойственными жанру средствами выразительности и знаниями об особенностях сюжета (зачин и окончание сказки, присказка, троекратные повторы, победа добра над злом, волшебные предметы, герои, превращения и т.д.);
Связная речь
- - проявлять интерес к самостоятельному сочинению, создавать разнообразные виды творческих рассказов (в старшей группе - придумывание продолжения и конца к рассказу, рассказы по аналогии, рассказы по плану воспитателя, по модели; в подготовительной группе - рассказы, сказки на тему, предложенную воспитателем, моделирование рассказа, придумывание диафильмов, рассказы по «кляксографии», по пословицам и т.д.);
- - в творческих рассказах проявлять индивидуальные способности к творческой речевой деятельности;
- - уметь внимательно выслушивать рассказы сверстников, помогать им в случае затруднений, замечать речевые и логические ошибки и доброжелательно, конструктивно исправлять их;
- - осваивать формы речи-рассуждения: объяснительную речь, речь-доказательство, речь-планирование. В подготовительной группе пытаться самостоятельно использовать эти речевые формы на занятиях и в повседневной жизни.
Речевая коммуникация
К семи годам ребёнок должен быть достаточно активен в общении, уметь слушать и понимать речь, строить общение с учётом ситуации, легко входить в контакт с детьми и взрослыми, ясно и последовательно выражать свои мысли, пользоваться формами речевого этикета.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!