СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рефлексия как этап современного урока

Нажмите, чтобы узнать подробности

мастер - класс по теме "Рефлексия как этап современного урока" можно провести для педагогов, для молодых специалистов. В презентации показ примеров рефлексии из уроков в начальной школе.

Просмотр содержимого документа
«мастер - класс. Рефлексия как этап современного урока»

Тема: Рефлексия как этап современного урока



Цель: повысить мотивацию коллег к овладению рефлексивной деятельностью учащихся.

Задачи: Познакомить коллег с понятием «рефлексия»;

дать представление о классификации рефлексии;

показать конкретные варианты проведения рефлексии на уроках;

создать условия для активного взаимодействия ведущего мастер-класс и участников мастер-класса.

Оборудование: презентация, бабочки 3-х цветов, таблица – фиксаций, листы А-3, маркеры, фломастеры,



ХОД МАСТЕР-КЛАССА



1.Вступительное слово

- Добрый день, уважаемые коллеги! Приятно видеть вас в этой аудитории, и очень надеюсь, что сегодня у нас с вами получится интересный и полезный разговор.

- Поговорим?

- О чём?

- О разном и о прочем.

- О том, что хорошо.

- И хорошо не очень.

- Чего-то знаешь ты.

- А что-то мне известно.

- Поговорим?

- Поговорим. Вдруг будет интересно…

2.Деление на группы

За окном зима, а так хочется лета. Пусть эти маленькие бабочки напоминают вам о лете. Выберите одну и посадите ее на свою ладонь, а я вам в это время расскажу одну легенду:

3.Легенда о бабочке

Жил мудрец на свете, который знал всё. Но один его ученик захотел доказать обратное. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?”

А сам думает: “Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мёртвая – выпущу”.

Мудрец, подумав, ответил:

Всё в твоих руках”.

Важно, чтобы в наших руках ребенок чувствовал себя: любимым, нужным а главное – успешным

Действительно, все в наших руках.

Успех, как известно, рождает успех. В школе не должно быть неудачников. Главная заповедь учителя – заметить даже самое маленькое продвижение ученика вперёд и поддержать его успех.

4.Раскрытие темы мастер класса

Слайд 2.Тема нашего мастер-класса «Рефлексия как этап современного урока»

Один из важнейших этапов современного урока - рефлексия.

Перед вами лежит таблица-фиксация знаний, заполните, пожалуйста, вторую графу «Знаю» по данной теме …и отложите.

Слайд 3.Таблица для слушателей.

Понятие

Знаю

Узнал(а)

Рефлексия



Слайд 4

- Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии.

- Рефлексивная деятельность на уроке не только создаёт условия для осознания пройденного пути,  но и способствует формированию и развитию универсальных учебных навыков, а также достижению метапредметных результатов обучения.


5.Работа в группе.

- Сейчас мы поработаем в группе. У каждого из вас есть бабочка определенного цвета, сядьте по цвету бабочек – желтые, красные, синие

Каждый из вас в таблице – фиксаций знаний написал то, что уже знает о рефлексии, теперь вы уже группой выбираете лучшие определения и все это изображаете в постере.

Вопрос: Что такое рефлексия? ( 3 минуты)

Выступление групп. (3 минуты)

6.Определения рефлексии

- А что же такое рефлексия? Слайд 5

Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад.

Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание.

Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В словаре Ожегова указано, что ударение в слове Рефлексия ставят на слог ЛЕ.

В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её  результатов.

Рефлексия позволяет приучить ученика к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни.

Рефлексия способствует развитию у учащихся критического мышления, осознанного отношения к своей деятельности.

7.Виды учебной рефлексии. Слайд 6

Такая рефлексия отражает человеческую сущность:

физическую (успел – не успел, легко – тяжело),

сенсорную (самочувствие: комфортно – дискомфортно, интересно – скучно),

интеллектуальную (что понял, что осознал –что не понял, какие затруднения испытывал),

духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).

8.Классификация рефлексии. Слайд 7

Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация:

  • Рефлексия настроения и эмоционального состояния

  • Рефлексия деятельности

  • Рефлексия содержания учебного материала.

9.Рефлексия на уроке

Что можно применять?

  1. Смайлики (грустного, веселого);

  2. Показ большого пальца вверх или вниз.

  3. «Солнышко» – мне всё удалось, «солнышко и тучка» – мне не всё удалось, «тучка» – у меня ничего не получилось.

4. «Радостный гномик» – всё хорошо, «грустный гномик» – грустно.

5. «Плюс-минус-интересно». (авт. Эдвард де Боно, доктор медицинских наук, доктор философии Кембриджского университета, специалист в области развития практических навыков в области мышления)

В графу «П» – «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.

В графу «М» – «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.

В графу «И» – «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

6. Синквейн (пятистишие). Синквейн разработала американская поэтесса Аделаида Крэпси под влиянием японских миниатюр хайку и танка. В России стал использоваться с 1997 года. Может применяться как заключительное задание по пройденному материалу.

  • первая строка – название темы (одно существительное);

  • вторая – описание темы в двух словах, два прилагательных;

  • третья – строка описание действия в рамках этой темы тремя словами;

  • четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме (целое предложение);

  • последняя строка – синоним, который повторяет суть темы.

В этом выводе каждый ученик соединяет и обобщает свои впечатления, знания, воображение.

7.«Лесенка успеха» – нижняя ступенька – у меня ничего не получилось; средняя ступенька– у меня были проблемы; верхняя ступенька– мне всё удалось.

8. «Дерево успеха» – зелёный лист – нет ошибок, жёлтый лист – 1 ошибка, красный лист – 2-3 ошибки.

9. «Поезд успеха». На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагают опустить «веселое личико» в тот вагончик, который указывает на то задание, которое было интересно выполнять, а «грустное личико» в тот, который символизирует задание, которое показалось неинтересным. Можно использовать только один жетон по усмотрению ученика

10.



10.Итог мастер класса

Работа в группах (2 мин)

- Подводя итог работы мастер-класса, предлагаю Вам еще одну рефлексивную технику«синквейн» к слову Рефлексия

Защита синквейна (2 мин)

При внешней простоте формы синквейн – быстрый, но мощный инструмент для рефлексии.


Процесс рефлексии должен быть  многогранным, так как оценка проводится не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.

Не зря мы сказали - все в наших руках (беру бабочку) .

Предлагаю ваших бабочек поместить на доску.

- Заполните 3 графу в таблице -фиксаций знаний «Я узнал(а)»

Оправдались ли ваши ожидания после нашего мастер-класса?

Безусловно, рефлексия является обязательным условием саморазвития не только ученика, но и учителя.

11.Рефлексия мастер-класса

Продолжи предложение.

  • Мое настроение…………..

  • Мастер-класс мне…………..

  • Я узнал(а)…………………..

  • Рефлексия – это………….

  • Я применяю приемы рефлексии……………

  • Я буду применять приемы рефлексии…………



Учить детей сегодня трудно,

И раньше было нелегко.

Читать, считать, писать учили:

«Даёт корова молоко».

Век XXI – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но  от учителя зависит,

Какими дети быть должны.

Желаем вам, чтоб дети  в вашем классе

Светились от улыбок и любви,

Здоровья вам и творческих успехов

В век инноваций, новизны!




Просмотр содержимого презентации
«презентация»

Главная заповедь учителя – заметить даже самое маленькое продвижение ученика вперёд и поддержать его успех.

Главная заповедь учителя – заметить даже самое маленькое продвижение ученика вперёд и поддержать его успех.

Мастер - класс Рефлексия как этап современного урока Учитель начальных классов: Блудшая Татьяна Ивановна 2016-17 учебный год

Мастер - класс

Рефлексия как этап современного урока

Учитель начальных классов: Блудшая Татьяна Ивановна

2016-17 учебный год

Таблица-фиксация знаний по данной теме Понятие Знаю Узнал Рефлексия

Таблица-фиксация знаний

по данной теме

Понятие

Знаю

Узнал

Рефлексия

А что же такое рефлексия?  Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии.   Рефлексивная деятельность на уроке не только создаёт условия для осознания пройденного пути,  но и способствует формированию и развитию универсальных учебных навыков, а также достижению метапредметных результатов обучения.

А что же такое рефлексия?

Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии.

  Рефлексивная деятельность на уроке не только создаёт условия для осознания пройденного пути,  но и способствует формированию и развитию универсальных учебных навыков, а также достижению метапредметных результатов обучения.

А что же такое рефлексия? от лат. reflexio – обращение назад  Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание.  Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В словаре Ожегова указано, что ударение в слове Рефлексия ставят на слог ЛЕ.  В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её  результатов.  Рефлексия позволяет приучить ученика к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни.  Рефлексия способствует развитию у учащихся критического мышления, осознанного отношения к своей деятельности.

А что же такое рефлексия?

от лат. reflexio – обращение назад

Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание.

Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В словаре Ожегова указано, что ударение в слове Рефлексия ставят на слог ЛЕ.

В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её  результатов.

Рефлексия позволяет приучить ученика к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни.

Рефлексия способствует развитию у учащихся критического мышления, осознанного отношения к своей деятельности.

Виды учебной рефлексии: •  физическая (успел – не успел); •  сенсорная (самочувствие: комфортно – дискомфортно); •  интеллектуальная (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал); •  духовная (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).

Виды учебной рефлексии:

физическая (успел – не успел);

сенсорная (самочувствие: комфортно – дискомфортно);

интеллектуальная (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);

духовная (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).

Классификация рефлексии: рефлексия настроения и эмоционального состояния;  рефлексия деятельности;  рефлексия содержания учебного материала.

Классификация рефлексии:

  • рефлексия настроения и эмоционального состояния;

  • рефлексия деятельности;

  • рефлексия содержания учебного материала.

Рефлексия настроения и эмоционального состояния Карточки с изображением лица (грустного, веселого); показ большого пальца вверх или вниз.  «Солнышко» – мне всё удалось, «солнышко и тучка» – мне не всё удалось, «тучка» – у меня ничего не получилось.  «Радостный гномик» – всё хорошо, «грустный гномик» – грустно.  «Светофор».  «Мои ожидания»

Рефлексия настроения и эмоционального состояния

  • Карточки с изображением лица (грустного, веселого); показ большого пальца вверх или вниз.

  • «Солнышко» – мне всё удалось, «солнышко и тучка» – мне не всё удалось, «тучка» – у меня ничего не получилось.

  • «Радостный гномик» – всё хорошо, «грустный гномик» – грустно.
  • «Светофор».

  • «Мои ожидания»

Рефлексия содержания учебного материала   «Плюс-минус-интересно»  Синквейн  Табличка – фиксация знания и незнания о каком-либо понятии

Рефлексия

содержания учебного материала

  • «Плюс-минус-интересно»

  • Синквейн

  • Табличка – фиксация знания и незнания о каком-либо понятии

Рефлексия деятельности «Лесенка успеха» – нижняя ступенька – у меня ничего не получилось; средняя ступенька– у меня были проблемы; верхняя ступенька– мне всё удалось.

Рефлексия деятельности

  • «Лесенка успеха» – нижняя ступенька – у меня ничего не получилось; средняя ступенька– у меня были проблемы; верхняя ступенька– мне всё удалось.

Рефлексия деятельности «Дерево успеха» – зелёный лист – нет ошибок, жёлтый лист – 1 ошибка, красный лист – 2-3 ошибки.

Рефлексия деятельности

  • «Дерево успеха» – зелёный лист – нет ошибок, жёлтый лист – 1 ошибка, красный лист – 2-3 ошибки.

Рефлексия деятельности «Поезд»

Рефлексия деятельности

  • «Поезд»

Рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.

Рефлексия на уроке –

это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.

Список литературы Загашев И.О., Заир – Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. - СПб издательство «Речь», 2003 г. Заир- Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. – М.: Просвещение, 2011. -224 с. Каким должен быть современный урок. http :// www . it - n . ru . Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / (А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.) Под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2011. Хуторской А.В. Что такое современный урок // Интернет-журнал

Список литературы

  • Загашев И.О., Заир – Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. - СПб издательство «Речь», 2003 г.
  • Заир- Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. – М.: Просвещение, 2011. -224 с.
  • Каким должен быть современный урок. http :// www . it - n . ru .
  • Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / (А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.) Под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2011.
  • Хуторской А.В. Что такое современный урок // Интернет-журнал "Эйдос". - 2012. -№2. http://eidos.ru/journal/2012/0529-10.htm - Центр дистанционного образования "Эйдос".
  • Хуторской А.В. Модель системно-деятельностного обучения и самореализации учащихся // Интернет-журнал "Эйдос". - 2012. -№2. http://www.eidos.ru/journal/2012/0329-10.htm .