Тема: Рефлексия как этап современного урока
Цель: повысить мотивацию коллег к овладению рефлексивной деятельностью учащихся.
Задачи: Познакомить коллег с понятием «рефлексия»;
дать представление о классификации рефлексии;
показать конкретные варианты проведения рефлексии на уроках;
создать условия для активного взаимодействия ведущего мастер-класс и участников мастер-класса.
Оборудование: презентация, бабочки 3-х цветов, таблица – фиксаций, листы А-3, маркеры, фломастеры,
ХОД МАСТЕР-КЛАССА
1.Вступительное слово
- Добрый день, уважаемые коллеги! Приятно видеть вас в этой аудитории, и очень надеюсь, что сегодня у нас с вами получится интересный и полезный разговор.
- Поговорим?
- О чём?
- О разном и о прочем.
- О том, что хорошо.
- И хорошо не очень.
- Чего-то знаешь ты.
- А что-то мне известно.
- Поговорим?
- Поговорим. Вдруг будет интересно…
2.Деление на группы
За окном зима, а так хочется лета. Пусть эти маленькие бабочки напоминают вам о лете. Выберите одну и посадите ее на свою ладонь, а я вам в это время расскажу одну легенду:
3.Легенда о бабочке
Жил мудрец на свете, который знал всё. Но один его ученик захотел доказать обратное. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?”
А сам думает: “Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мёртвая – выпущу”.
Мудрец, подумав, ответил:
“Всё в твоих руках”.
Важно, чтобы в наших руках ребенок чувствовал себя: любимым, нужным а главное – успешным
Действительно, все в наших руках.
Успех, как известно, рождает успех. В школе не должно быть неудачников. Главная заповедь учителя – заметить даже самое маленькое продвижение ученика вперёд и поддержать его успех.
4.Раскрытие темы мастер класса
Слайд 2.Тема нашего мастер-класса «Рефлексия как этап современного урока»
Один из важнейших этапов современного урока - рефлексия.
Перед вами лежит таблица-фиксация знаний, заполните, пожалуйста, вторую графу «Знаю» по данной теме …и отложите.
Слайд 3.Таблица для слушателей.
Понятие | Знаю | Узнал(а) |
Рефлексия | | |
Слайд 4
- Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии.
- Рефлексивная деятельность на уроке не только создаёт условия для осознания пройденного пути, но и способствует формированию и развитию универсальных учебных навыков, а также достижению метапредметных результатов обучения.
5.Работа в группе.
- Сейчас мы поработаем в группе. У каждого из вас есть бабочка определенного цвета, сядьте по цвету бабочек – желтые, красные, синие
Каждый из вас в таблице – фиксаций знаний написал то, что уже знает о рефлексии, теперь вы уже группой выбираете лучшие определения и все это изображаете в постере.
Вопрос: Что такое рефлексия? ( 3 минуты)
Выступление групп. (3 минуты)
6.Определения рефлексии
- А что же такое рефлексия? Слайд 5
Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад.
Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание.
Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В словаре Ожегова указано, что ударение в слове Рефлексия ставят на слог ЛЕ.
В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.
Рефлексия позволяет приучить ученика к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни.
Рефлексия способствует развитию у учащихся критического мышления, осознанного отношения к своей деятельности.
7.Виды учебной рефлексии. Слайд 6
Такая рефлексия отражает человеческую сущность:
физическую (успел – не успел, легко – тяжело),
сенсорную (самочувствие: комфортно – дискомфортно, интересно – скучно),
интеллектуальную (что понял, что осознал –что не понял, какие затруднения испытывал),
духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).
8.Классификация рефлексии. Слайд 7
Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация:
9.Рефлексия на уроке
Что можно применять?
Смайлики (грустного, веселого);
Показ большого пальца вверх или вниз.
«Солнышко» – мне всё удалось, «солнышко и тучка» – мне не всё удалось, «тучка» – у меня ничего не получилось.
4. «Радостный гномик» – всё хорошо, «грустный гномик» – грустно.
5. «Плюс-минус-интересно». (авт. Эдвард де Боно, доктор медицинских наук, доктор философии Кембриджского университета, специалист в области развития практических навыков в области мышления)
В графу «П» – «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.
В графу «М» – «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.
В графу «И» – «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.
6. Синквейн (пятистишие). Синквейн разработала американская поэтесса Аделаида Крэпси под влиянием японских миниатюр хайку и танка. В России стал использоваться с 1997 года. Может применяться как заключительное задание по пройденному материалу.
первая строка – название темы (одно существительное);
вторая – описание темы в двух словах, два прилагательных;
третья – строка описание действия в рамках этой темы тремя словами;
четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме (целое предложение);
последняя строка – синоним, который повторяет суть темы.
В этом выводе каждый ученик соединяет и обобщает свои впечатления, знания, воображение.
7.«Лесенка успеха» – нижняя ступенька – у меня ничего не получилось; средняя ступенька– у меня были проблемы; верхняя ступенька– мне всё удалось.
8. «Дерево успеха» – зелёный лист – нет ошибок, жёлтый лист – 1 ошибка, красный лист – 2-3 ошибки.
9. «Поезд успеха». На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагают опустить «веселое личико» в тот вагончик, который указывает на то задание, которое было интересно выполнять, а «грустное личико» в тот, который символизирует задание, которое показалось неинтересным. Можно использовать только один жетон по усмотрению ученика
10.
10.Итог мастер класса
Работа в группах (2 мин)
- Подводя итог работы мастер-класса, предлагаю Вам еще одну рефлексивную технику«синквейн» к слову Рефлексия
Защита синквейна (2 мин)
При внешней простоте формы синквейн – быстрый, но мощный инструмент для рефлексии.
Процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка проводится не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.
Не зря мы сказали - все в наших руках (беру бабочку) .
Предлагаю ваших бабочек поместить на доску.
- Заполните 3 графу в таблице -фиксаций знаний «Я узнал(а)»
Оправдались ли ваши ожидания после нашего мастер-класса?
Безусловно, рефлексия является обязательным условием саморазвития не только ученика, но и учителя.
11.Рефлексия мастер-класса
Продолжи предложение.
Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Читать, считать, писать учили:
«Даёт корова молоко».
Век XXI – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Желаем вам, чтоб дети в вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Здоровья вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны!