Просмотр содержимого документа
«Рефлексия как обязательный этап урока в условиях реализации ФГОС»
«Рефлексия как этап урока при системно-деятельностном подходе в условиях реализации ГОС»
рефлексия
Что такое рефлексия?
- Reflexio – обращение назад.
- Рефлексия – это размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ
«Толковый словарь русского языка» под редакцией Ожегова С.И. и Шведовой Н.Ю.
- Рефлексия – это способносмть учителя дать себе и своим поступкам объективную оценку, понять, как его воспринимают дети, др. люди, прежде всего те, с кем учитель взаимодействует в процессе педагогического общения.
Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. «Педагогический словарь»
Что такое рефлексия?
В теоретическом понимании
Рефлексия выступает как форма активного переосмысления человеком тех или иных содержаний индивидуального сознания, деятельности, общения.
В практическом смысле
Рефлексия рассматривается как способность человека к самоанализу, осмыслению и переосмыслению своих предметно-социальных отношений с окружающим миром и представляет собой необходимую составную часть развитого интеллекта.
Системно-деятельностный подход обеспечивает
- формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
- проектирование и конструирование социальной среды развития учеников в системе образования;
- активную учебно-познавательную деятельность учеников;
- построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Этапы деятельности
Понятие рефлексии на уроке возможно рассматривать по разным основаниям:
- функции,
- этап на уроке,
- цели,
- способ проведения,
- форма предъявления,
- форма деятельности учеников.
Функции рефлексии на уроке
1. Саморазвитие всех участников педагогического процесса.
2. Диагностическая функция.
3. Проектировочная функция.
4.Организаторская функция
5. Коммуникативная.
6. Смыслотворческая.
7. Коррекционная.
Способы проведения рефлексии
- анкетирование;
- опросы с использованием различных методик:
- ответы на вопросы, открытые предложения, выбор из предложенных вариантов,
- расстановка по степени важности,
- согласие или несогласие с утверждениями;
- графические, схематические способы представления информации в виде таблиц, графиков, диаграмм, кластеров;
- творческие задания: синквейн, эссе, письмо, сочинение
Классификация приемов рефлексии (по целям)
Рефлексия настроения и эмоционального состояния
Рефлексия настроения и эмоционального состояния
Рефлексия настроения и эмоционального состояния
(в начале урока)
Рефлексия деятельности
Лесенка успеха
«Дерево успеха»
Рефлексия содержания учебного материала
- Сегодня на уроке я научился…
- Своей работой на уроке я …
- Урок заставил меня задуматься о …
- А особенно мне удалось …
- Я понял, что …
- Мне было интересно, потому что …
- Для меня стало открытием, что …
- Мне показалось важным …
Карта рефлексии урока
Своей работой я:
- доволен…
- не совсем доволен…
- я недоволен, потому что…
Я выбрал эти задания на уроке, потому что:
- они мне нравятся больше остальных…
- я чувствую, что справлюсь с ними хуже, чем с другими заданиями
- они легче остальных заданий
Сегодня на уроке я…
- научился...
- было интересно…
- было трудно…
- мои ощущения…
- этот урок дал мне для жизни…
Ребенок должен чувствовать себя:
ЛЮБИМЫМ
НУЖНЫМ
У СПЕШНЫМ