Рефлексия об использовании модуля «Обучение критическому мышлению»
При планировании серии уроков в качестве основного определила модуль «Критическое мышление», так как его использование предполагает «готовность к воображению или принятию во внимание альтернативных решений, внедрению новых или модифицированных способов мышления и действий; приверженность к организованным общественным действиям и развитию критического мышления у других» [1, стр.154].
В ходе всех четырех уроков шел процесс формирования критического мышления, развитие таких навыков, как наблюдение, анализ, вывод, сравнение, интерпретация.
В серии уроков обучение навыкам критического мышления проводилась поэтапно. Использование стратегий предусматривает групповое взаимодействие. Зная особенности класса, решила постепенно приучать учащихся взаимодействовать в группе с любым партнером; работать активно, серьезно относясь к порученному заданию; вежливо или доброжелательно общаться, испытывать чувство ответственности не только за собственные успехи, но и за успехи своих одноклассников, полностью осознавать, что работа в группах – это серьезный и ответственный труд. [ 3 ] Считаю, что только при соблюдении таких условий можно получить положительный результат.
В ходе работы на двух уроках я заметила, что учащиеся задают чаще вопросы низкого порядка, подразумевающие односложные ответы и не требующие размышления. Поэтому на третьем уроке по изучению официально-делового и научного стилей речи на этапе побуждения предложена стратегия «10 вопросов»[2]. Данная стратегия была модифицирована на работу в группе. Учащимся было предложено составить 10 вопросов по теме урока. В качестве «подмостков» использовались сводные таблицы, заполненные самими учащимися на первом уроке. У некоторых возникли трудности, потому что материала в таблице оказалось недостаточно (на уроке источниками информации был сами ученики, дома к данным таблицам не возвращались, материал не дополняли). Вся работа велась в парах. Две пары работали над составлением вопросов по теме «Официально-деловой стиль» ( далее О-Д1; О-Д2), две – над научным (Н 1, Н 2). Формативное оценивание на уроке вели сами учащиеся, внося данные в таблицу. Предложенные критерии отражали работу как отдельно каждого ученика, так и группы в целом. В критериях заложены количественные и качественные данные для последующего анализа.
После составления вопросов учащимся было предложено пересесть на соседние столы, сформировав группы – О-Д1+О-Д2 и Н1+Н2. Обменявшись таблицами с вопросами, учащиеся отвечали на них, внося записи во вторую графу. В ходе работы учащимся было разрешено спрашивать только содержание вопроса, так как написали в таблице неаккуратно. В процессе работы обратила внимание учащихся на то, что вся работа, которая проводится, направлена на создание ситуации успеха всех в классе (задали меньше вопросов – получили меньше ответов, меньше информации было озвучено в ходе ответов – может не хватить знаний на выполнение последующих заданий). После взаимопроверки ответов и внесение данных в лист оценивания, учащимся было предложено выбрать три вопроса, по которым можно будет рассказать об изученном стиле речи другой группе. Как показали ответы учащихся, это были вопросы высокого порядка, требующие размышления и получившие развернутые ответы. Далее произошло перемещение учащихся по своим группам ( как в начале урока), и теперь необходимо было рассказать об изученных стиля друг другу. В качестве практической работы было предложено познакомиться с жанрами официально-делового стиля, причем выбор стиля производился путем жеребьевки. Для изучения были выбраны следующие жанры: аннотация на книгу, заявление, инструкция, автобиография. Было предложено сопоставить теоретический материал и готовую работу (или шаблон). Задание было групповое, поэтому ученики чувствовали себя комфортно, каждый мог высказать свою точку зрения. В группе учащихся велась исследовательская беседа.
В течение четырех уроков шло активное обучение учащихся не только навыкам составления текстов различных стилей, но и формирование навыков критического мышления. Использование стратегий развивало навыки сбора и анализа информации, рациональности использования внешних внутренних ресурсов (раздаточный материал, мнение одноклассников; время на выполнение заданий).
Использование стратегий критического мышления доказало, что «определенные модели взаимодействия – исследовательский разговор, аргументация и диалог – способствуют развитию высокого уровня мышления, интеллектуальному развитию через вовлечение учителей и учеников в совместные действия по достижению смысла и знаний» [1.,155]
Считаю необходимым:
- продолжить работу по изучению и апробированию стратегий критического мышления;
- развивать у учащихся умения критически мыслить;
- учить работать в сотрудничестве с другими;
- через использование стратегий повышать эффективность восприятия информации.
Использованная литература:
Руководство для учителя. Третий (базовый уровень). 3-е издание.
Пособие «Методы Активного Обучения и Преподавания для Основного Уровня3».
О.Н.Мороз Приемы и методы критического мышления.
1