СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Рефлексивное преподавание как необходимое условие развития учителя и учащегося».

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Pефлексивное преподавание и обучение предполагает «критическое размышление над тем, что изучили учащиеся, что требует исследования, записи и оценивания применения навыков критического мышления».

Просмотр содержимого документа
««Рефлексивное преподавание как необходимое условие развития учителя и учащегося».»

«Рефлексивное преподавание как необходимое условие развития учителя и учащегося».

«Для того чтобы усовершенствовать ум надо больше размышлять, чем заучивать».

Р.Декард

Для современного учителя свойственны размышления о своей работе, о повышении своей профессиональной компетентности, но самым значимым, конечно же, является стремление каждого учителя сделать процесс преподавания и обучения качественным, задавая постоянно себе вопросы «Как сделать процесс более эффективным и значимым?», «Что для этого необходимо?», «Почему я действую таким образом?», «Что происходит на моем уроке?». Таким образом, учитель развивает в себе навыки рефлексивного преподавания, которые имеют огромное значение в решении образовательных проблем.

Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление, самообладание, самопознание. Эта форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление его собственных действий и их законов. Толковый словарь русского языка дает такое определение рефлексии как размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ.

В социальной психологии рефлексией называется осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. И, наконец, в современной педагогической науке под рефлексией понимают «обращение внимания субъекта на самого себя и, в частности, на продукты собственной деятельности, с целью их переосмысления». Таким образом, рефлексия рассматривается как «этап учебного занятия, на котором полученные во время занятия задания подвергаются критическому анализу, сопоставляются с имеющимися знаниями и конструируются в собственное понимание».

Сегодня рефлексивное преподавание и обучение предполагает «критическое размышление над тем, что изучили учащиеся, что требует исследования, записи и оценивания применения навыков критического мышления». Происходит развитие ребенка в ходе обучения. Процессы развития включают в себя самообразование (овладение способами добывания знаний) и саморазвитие (изменение самого себя). И то и другое невозможно осуществить без рефлексии.

Ребенок будет активен, если осознает цель учения, если каждое его действие является осознанным и понятным для него самого.

Осуществлять рефлексию можно по-разному:

  • Это элементы рефлексии на отдельных этапах урока

  • Рефлексия в конце каждого урока, темы, постепенный переход к постоянной внутренней рефлексии.

Систематизируя знания и опыт работы по данному вопросу, я использую следующую классификацию видов рефлексии:

  • Рефлексия настроения и эмоционального состояния

  • Рефлексия содержания учебного материала

  • Рефлексия деятельности

Данные виды рефлексии провожу как в индивидуальной, так и групповой формах. При выборе того или иного вида рефлексии необходимо учитывать

  • цель урока,

  • содержание и трудности учебного материала,

  • тип урока,

  • способы и методы обучения,

  • возрастные и психологические особенности учащихся.