Краткосрочное планирование по истории Казахстана
Учитель Чёрная Евгения Александровна
Дата: Класс: 8б урок |
Тема: Реформа 1867-1868 гг. в Казахстане |
Цель урока: определить особенности реформ 1867-1868 гг. в Казахстане Ожидаемый результат: узнают особенности реформ 1867-1868 г.г.; смогут определять ключевые исторические личности и их роль в подготовке и проведении административных реформ; совершенствуют навыки работы в группах, умеют работать самостоятельно, выделять главную мысль, делать выводы. |
| Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | основные ресурсы |
3 мин. | I. Организационный момент: Пожелание друг другу и себе успешной работы
|
Учащиеся встают в круг и желают друг другу и себе успешной работы
| Учебник «История Казахстана», 9 класс, рабочая тетрадь для индивидуальных занятий, презентация, раздаточный материал, атлас, карта, иллюстрации учебника |
3 мин. | II. Взаимоопрос: учащиеся задают друг другу вопросы по теме домашнего задания | Слушают, наблюдают, настраиваются на восприятие материала урока. | карта, презентация |
17 мин. | 1.Работа в группах: Группа 1: Предпосылки реформ 1867-1868 гг. (см. учебник, дополнительный материал) Группа 2: подготовка реформы (учебник, дополнительный материал) Группа 3: территориальное деление. Судебное дело. (учебник, дополнительный материал). Общее задание: составить схему (таблицу: положительные и отрицательные стороны реформы 1867 – 1868гг.) 2.Индивидуальная работа |
учащиеся делятся на группы, выполняют полученное задание: ученики читают каждый свой текст, после чего рассказывают друг другу группа, обсудив прочитанный текст работает по составлению постеров Выбирают представителей из каждой группы, идут и рассказывают весь текст соседним группам. Работа в тетрадях для индивидуальной работы
|
учебник, атлас, дополнительтный материал |
15 мин. | IV. Закрепление урока. В какие годы была принята реформа и в чем заключаются ее особенности? (Реформа была принята в 1867— 1868 гг. и охватила всю территорию Казахстана.) Через какие ступени проходила новая система управления? ( управляли: 1) аулом - аульный старшина, 2) волостью - волостной управляющий 3) уездом - уездный начальник 4) областью – военный губернатор 5) генерал-губернаторством - генерал-губернатор) Какой характер имело административное управление? (колониальный) На какие губернаторства и области разделилась территория Казахстана согласно реформе 1867-1868 гг.? (Оренбургское, Западно-Сибирское, Туркестанское генерал-губернаторства) | учащиеся отвечают на вопросы
| |
5 мин. | V. Итог урока Проводит рефлексию. -Какую цель мы поставили сегодня на уроке? -Достигли мы целей, которые ставили в начале урока? | Самооценка, заполняют листы оценивания и самооценивания Высказываются о том, как прошел урок, на их взгляд | |
2 мин. | VI. Домашняя работа: выучить материал урока | Ученики записывают в дневниках. | Дневник |
Приложение 1. (материал для учителя и учащихся)
Какие предпосылки существовали для изменения управления национальными окраинами России; далее рассказать о том, что существующие до этого времени реформы не отвечали целям хозяйственного развития. Российское правительство принялось осуществлять ряд реформ, позволяющих в корне изменить социально-политическую жизнь в восточных национальных окраинах. Широкое распространение нашли капиталистические отношения. Отметим, что царская Россия старалась сохранить национальные окраины, в том числе и Казахстан, в качестве источника богатых и дешевых запасов сырья.
До принятия реформы Казахстан был разделен на два генерал-губернаторства (Оренбургское и Западно-Сибирское).
"Устав о сибирских киргизах" 1822 г. и "Устав об оренбургских киргизах" 1824 г. не отвечали требованиям развивающихся капиталистических отношений. Россия поставила цель - в корне изменить систему управления Казахстаном. В 60-е годы XIX в. была образована комиссия, которую возглавил статс-секретарь И.И.Бутков. Комиссия предложила разделить всю казахскую степь на две области — Западную, с центром в Тургайском крае, и
Восточную, с центром в Сергиополе или Каркаралинске. Предложения комиссии были вручены оренбургскому генерал-губернатору А.П. Безаку. Последний потребовал от областного правления оренбургских казахов сбора необходимых сведений. Однако в 1865 г. в связи с уходом А.П.Безака в отставку новым губернатором был назначен Н.А.Крыжановский. Предложения комиссии Буткова не были приняты.
Теперь подготовку проекта реформы по изменению управления казахским краем была возложена на степную комиссию во главе с членом совета министерства внутренних дел Ф.К.Гирсом (перечислить членов, входивших в данную комиссию).
В соответствии с указом Александра II от 5 июня 1865 г. были составлены вопросы для изучения казахской стороны. Они охватывали также такие основные проблемы, связанные с введением новой системы административного управления, как виды землепользования, судебные дела, просвещение, подати, религиозные проблемы и др.
Отметим, что при подготовке реформы не принимались во внимание интересы народа. Шокан Уалиханов предложил перестроить управление Казахстаном на началах народного самоуправления. В своем письме "О судебной реформе" он подчеркивал необходимость введения социально-экономических новшеств. Комиссия, стремясь скорее ввести в действие реформу, советовалась лишь с представителями имущих классов — феодалами, и собрала только их сведения. В Западно-Сибирском генерал-губернаторстве комиссия доверяла лишь сведениям, собранным у крупных владельцев, среди которых были крупный бай Муса Шорманулы и султан-правитель Шынгыс Уалихан-улы, в Оренбургском крае данные были представлены старшим султаном-правителем Сейдалыулы и другими аристократами.
После завершения проекта реформы царь Александр II 11 июля 1867 г. утвердил "Временное положение об управлении в Семиреченской и Сырдарьинской областях", 21 октября 1868 г. — "Временное положение об управлении в Тургайской, Уральской, Акмолинской, Семипалатинской областях".
Территориальное деление казахских земель по утвержденному положению объясняем с помощью схемы; можно воспользоваться картой.
Назначили уездных начальников с двумя помощниками, одним из которых был представитель местной правящей верхушки.
Уезды делились на волости.
Волости на аулы.
Волостью управляли волостные.
Аулом — аульные.
В 1862 г. территория Букеевского ханства была включена в состав Астраханской губернии, в 1870 г. Мангышлакское приставство отошло под управление Кавказского военного округа, позже было включено в Закаспийскую область.
Отметим, что выборы волостных и аксакалов проходили в борьбе, межродовых спорах.
Можно привести отрывок из стихотворения Абая "Бо-лыс болдым мшекей" ("Вот я стал волостным"). Следует рассказать о том, что согласно реформе 1867-1868 гг. были снова учреждены военно-судебные комиссии и уездные суды, показать колониальную сущность реформы.
Судебное дело:
Военно-судебные комиссии.
Уездные суды.
В Сырдарьинской области сохранился суд казиев.
В казахской волости, в зависимости от числа кибиток, избирались от 4 до 8 биев.
Далее следует остановиться на положительном влиянии реформы 1867—1868 гг. на социально-экономическое развитие Казахстана, стали распространяться капиталистические отношения, усилилось социальное расслоение аульных жителей, началось формирование жатачества.
Предпосылки, для изменения управления национальными окраинами России: - Султанская власть мешала активной колонизации Южного Казахстана; - Существующие до этого времени реформы не отвечали целям хозяйственного развития; - Российское правительство принялось осуществлять ряд реформ, позволяющих в корне изменить социально-политическую жизнь в восточных национальных окраинах; - Широкое распространение нашли капиталистические отношения. Царская Россия старалась сохранить национальные окраины, в том числе и Казахстан, в качестве источника богатых и дешевых запасов сырья. - Безземельных крестьян из европейской части России необходимо было переселить в Казахстан.
До принятия реформы Казахстан был разделен на два генерал-губернаторства (Оренбургское и Западно-Сибирское).
"Устав о сибирских киргизах" 1822 г. и "Устав об оренбургских киргизах" 1824 г. не отвечали требованиям развивающихся капиталистических отношений. Россия поставила цель - в корне изменить систему управления Казахстаном. В 60-е годы XIX в. была образована комиссия, которую возглавил статс-секретарь И.И.Бутков. Комиссия предложила разделить всю казахскую степь на две области — Западную, с центром в Тургайском крае, и Восточную, с центром в Сергиополе или Каркаралинске. Предложения комиссии были вручены оренбургскому генерал-губернатору А.П. Безаку. Последний потребовал от областного правления оренбургских казахов сбора необходимых сведений. Однако в 1865 г. в связи с уходом А.П. Безака в отставку новым губернатором был назначен Н.А. Крыжановский. Предложения комиссии Буткова не были приняты.
Подготовка проекта реформы по изменению управления казахским краем была возложена на степную комиссию во главе с министром внутренних дел Ф. К. Гирсом (*** перечислить членов, входивших в данную комиссию).
В соответствии с указом Александра II от 5 июня 1865 г. были составлены вопросы для изучения казахской стороны. Они охватывали также такие основные проблемы, связанные с введением новой системы административного управления, как виды землепользования, судебные дела, просвещение, подати, религиозные проблемы и др.
Отметим, что при подготовке реформы не принимались во внимание интересы народа. Шокан Уалиханов предложил перестроить управление Казахстаном на началах народного самоуправления. В своем письме "О судебной реформе" он подчеркивал необходимость введения социально-экономических новшеств. Комиссия, стремясь скорее ввести в действие реформу, советовалась лишь с представителями имущих классов — феодалами, и собрала только их сведения. В Западно-Сибирском генерал-губернаторстве комиссия доверяла лишь сведениям, собранным у крупных владельцев, среди которых были крупный бай Муса Шорманулы и султан-правитель Шынгыс Уалихан-улы, в Оренбургском крае данные были представлены старшим султаном-правителем Сейдалыулы и другими аристократами.
После завершения проекта реформы, царь Александр II 11 июля 1867 г. утвердил "Временное положение об управлении в Семиреченской и Сырдарьинской областях", 21 октября 1868 г. — "Временное положение об управлении в Тургайской, Уральской, Акмолинской, Семипалатинской областях".
Административно-территориальное деление Казахстана по реформе. (Территориальное деление казахских земель по утвержденному положению объясняем с помощью схемы; можно воспользоваться картой). - Территорию всего Казахстана разделили на 3 генерал-губернаторства (Оренбургское, Западно-Сибирское и Туркестанское), во главе которых император назначал генерал-губернаторов. - Каждое генерал-губернаторство состояло из 2-ух областей, которыми управляли военные губернаторы, они же наказные атаманы казачьих войск, назначались царским правительством. - В области входили уезды (от 4 до 7), а уезды состояли из административных аулов. Волостью управляли волостные султаны. Аулом — аульные старшины. Начальники двух последних ступеней избирались народом из уважаемых, почетных, не опороченных судом казахов не младше 25 лет.
В 1862 г. территория Букеевского ханства была включена в состав Астраханской губернии, в 1870 г. Мангышлакское приставство отошло под управление Кавказского военного округа, позже было включено в Закаспийскую область.
Выборы волостных и аксакалов проходили в борьбе, межродовых спорах.
Можно привести отрывок из стихотворения Абая "Болыс болдым мшекей" ("Вот я стал волостным"). Согласно реформе 1867-1868 гг. были снова учреждены военно-судебные комиссии и уездные суды. Фискальная система, повинности и Судебное дело
Военно-судебные комиссии.
Уездные суды.
В Сырдарьинской области сохранился суд казиев.
В казахской волости, в зависимости от числа кибиток, избирались от 4 до 8 биев.
Положительное влияние реформ 1867—1868 гг. на социально-экономическое развитие Казахстана: развивались здравоохранение и сеть светских школ, стали распространяться капиталистические отношения, строились города и железные дороги, по Иртышу организовано пароходство, усилилось социальное расслоение аульных жителей, началось формирование жатачества.
Колониальная сущность реформ. - Земля Казахстана объявлялась государственной собственностью России. - Этими реформами процесс присоединения Казахстана к России завершен. - В управлении Казахстаном казахи принимали участие только на двух нижних ступенях (уезды и аулы), т.о. ликвидированы остатки казахской государственности. - Права казахов ущемлялись во всех сферах жизнедеятельности. - Введение новых повинностей и податей ухудшало материальное положение казахов. - Казахстан превращался в сырьевой придаток экономики России.
Приложение 2
Лист самооценивания и взаимооценивания
Ф.И ученика……………………………………………………………………
Критерий | Самооценивание (ты сам себя оцениваешь) | Взаимооценивание (члены твоей группы оценивают) |
1.Я знал (а) ответы на многие вопросы | | Здесь не нужно оценивать |
2.Я отвечал (ла) на вопросы | | | | | | |
3. Принимал (ла) активное участие в работе группы | | | | | | |
4. Я участвовал в объяснении своей подтемы в группе | | | | | | |
5. Я справился с таблицей | | Здесь не нужно оценивать |
6. Свою работу на уроке я оцениваю ….. | | Здесь не нужно оценивать |
Оценить от 0 до 5 баллов Оценить от 0 до 5 баллов |