СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Реформа 1867 - 1868 годов в Казахстане

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предназначен для учителя истории Казахстана в 8 классе. Даёт возможность познакомить учащихся с особенностями прохождения рефорпмы в Казхастане.

Просмотр содержимого документа
«Реформа 1867 - 1868 годов в Казахстане»

Краткосрочное планирование по истории Казахстана

Учитель Чёрная Евгения Александровна

Дата: Класс: 8б урок

Тема: Реформа 1867-1868 гг. в Казахстане

Цель урока: определить особенности реформ 1867-1868 гг. в Казахстане

Ожидаемый результат: узнают особенности реформ 1867-1868 г.г.; смогут определять ключевые исторические личности и их роль в подготовке и проведении административных реформ; совершенствуют навыки работы в группах, умеют работать самостоятельно, выделять главную мысль, делать выводы.


Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

основные ресурсы

3 мин.

I. Организационный момент:

Пожелание друг другу и себе успешной работы










Учащиеся встают в круг и желают друг другу и себе успешной работы




Учебник «История Казахстана», 9 класс, рабочая тетрадь для индивидуальных занятий, презентация, раздаточный материал, атлас, карта, иллюстрации учебника

3 мин.

II. Взаимоопрос: учащиеся задают друг другу вопросы по теме домашнего задания


Слушают, наблюдают, настраиваются на восприятие материала урока.

карта, презентация

17 мин.

1.Работа в группах:

Группа 1: Предпосылки реформ 1867-1868 гг. (см. учебник, дополнительный материал)

Группа 2: подготовка реформы (учебник, дополнительный материал)

Группа 3: территориальное деление. Судебное дело.

(учебник, дополнительный материал).

Общее задание: составить схему (таблицу: положительные и отрицательные стороны реформы 1867 – 1868гг.)










2.Индивидуальная работа



учащиеся делятся на группы, выполняют полученное задание:

ученики читают каждый свой текст, после чего рассказывают друг другу

группа, обсудив прочитанный текст работает по составлению постеров

Выбирают представителей из каждой группы, идут и рассказывают весь текст соседним группам.

Работа в тетрадях для индивидуальной работы
















учебник, атлас, дополнительтный материал

15 мин.

IV. Закрепление урока.

В какие годы была принята реформа и в чем заключаются ее особенности? (Реформа была принята в 1867— 1868 гг. и охватила всю территорию Казахстана.)

  1. Через какие ступени проходила новая система управления? ( управляли: 1) аулом - аульный старшина, 2) волостью - волостной управляющий 3) уездом - уездный начальник 4) областью – военный губернатор 5) генерал-губернаторством - генерал-губернатор)

  2. Какой характер имело административное управление? (колониальный)

  3. На какие губернаторства и области разделилась территория Казахстана согласно реформе 1867-1868 гг.? (Оренбургское, Западно-Сибирское, Туркестанское генерал-губернаторства)


учащиеся отвечают на вопросы

























5 мин.

V. Итог урока

Проводит рефлексию.

-Какую цель мы поставили сегодня на уроке?

-Достигли мы целей, которые ставили в начале урока?

Самооценка, заполняют листы оценивания и самооценивания

Высказываются о том, как прошел урок, на их взгляд





2 мин.

VI. Домашняя работа: выучить материал урока


Ученики записывают в дневниках.

Дневник



Приложение 1. (материал для учителя и учащихся)

     Какие предпосылки существовали для изменения управления национальными окраинами России; далее рассказать о том, что существующие до этого времени реформы не отвечали целям хозяйственного развития. Российское правительство принялось осуществлять ряд реформ, позволяющих в корне изменить социально-политическую жизнь в восточных национальных окраинах. Широкое распространение нашли капиталистические отношения. Отметим, что царская Россия старалась сохранить национальные окраины, в том числе и Казахстан, в качестве источника богатых и дешевых запасов сырья.
     До принятия реформы Казахстан был разделен на два генерал-губернаторства (Оренбургское и Западно-Сибирское).
     "Устав о сибирских киргизах" 1822 г. и "Устав об оренбургских киргизах" 1824 г. не отвечали требованиям развивающихся капиталистических отношений. Россия поставила цель - в корне изменить систему управления Казахстаном. В 60-е годы XIX в. была образована комиссия, которую возглавил статс-секретарь И.И.Бутков. Комиссия предложила разделить всю казахскую степь на две области — Западную, с центром в Тургайском крае, и
     Восточную, с центром в Сергиополе или Каркаралинске. Предложения комиссии были вручены оренбургскому генерал-губернатору А.П. Безаку. Последний потребовал от областного правления оренбургских казахов сбора необходимых сведений. Однако в 1865 г. в связи с уходом А.П.Безака в отставку новым губернатором был назначен Н.А.Крыжановский. Предложения комиссии Буткова не были приняты.
     Теперь подготовку проекта реформы по изменению управления казахским краем была возложена на степную комиссию во главе с членом совета министерства внутренних дел Ф.К.Гирсом (перечислить членов, входивших в данную комиссию).


     В соответствии с указом Александра II от 5 июня 1865 г. были составлены вопросы для изучения казахской стороны. Они охватывали также такие основные проблемы, связанные с введением новой системы административного управления, как виды землепользования, судебные дела, просвещение, подати, религиозные проблемы и др.
     Отметим, что при подготовке реформы не принимались во внимание интересы народа. Шокан Уалиханов предложил перестроить управление Казахстаном на началах народного самоуправления. В своем письме "О судебной реформе" он подчеркивал необходимость введения социально-экономических новшеств. Комиссия, стремясь скорее ввести в действие реформу, советовалась лишь с представителями имущих классов — феодалами, и собрала только их сведения. В Западно-Сибирском генерал-губернаторстве комиссия доверяла лишь сведениям, собранным у крупных владельцев, среди которых были крупный бай Муса Шорманулы и султан-правитель Шынгыс Уалихан-улы, в Оренбургском крае данные были представлены старшим султаном-правителем Сейдалыулы и другими аристократами.
После завершения проекта реформы царь Александр II 11 июля 1867 г. утвердил "Временное положение об управлении в Семиреченской и Сырдарьинской областях", 21 октября 1868 г. — "Временное положение об управлении в Тургайской, Уральской, Акмолинской, Семипалатинской областях".
     Территориальное деление казахских земель по утвержденному положению объясняем с помощью схемы; можно воспользоваться картой.
     Назначили уездных начальников с двумя помощниками, одним из которых был представитель местной правящей верхушки.
     Уезды делились на волости.
     Волости на аулы.
     Волостью управляли волостные.
     Аулом — аульные.
     В 1862 г. территория Букеевского ханства была включена в состав Астраханской губернии, в 1870 г. Мангышлакское приставство отошло под управление Кавказского военного округа, позже было включено в Закаспийскую область.
     Отметим, что выборы волостных и аксакалов проходили в борьбе, межродовых спорах.
Можно привести отрывок из стихотворения Абая "Бо-лыс болдым мшекей" ("Вот я стал волостным"). Следует рассказать о том, что согласно реформе 1867-1868 гг. были снова учреждены военно-судебные комиссии и уездные суды, показать колониальную сущность реформы.
     Судебное дело:
Военно-судебные комиссии.
Уездные суды.
В Сырдарьинской области сохранился суд казиев.
В казахской волости, в зависимости от числа кибиток, избирались от 4 до 8 биев.
     Далее следует остановиться на положительном влиянии реформы 1867—1868 гг. на социально-экономическое развитие Казахстана, стали распространяться капиталистические отношения, усилилось социальное расслоение аульных жителей, началось формирование жатачества.

Предпосылки, для изменения управления национальными окраинами России: - Султанская власть мешала активной колонизации Южного Казахстана; - Существующие до этого времени реформы не отвечали целям хозяйственного развития; - Российское правительство принялось осуществлять ряд реформ, позволяющих в корне изменить социально-политическую жизнь в восточных национальных окраинах; - Широкое распространение нашли капиталистические отношения. Царская Россия старалась сохранить национальные окраины, в том числе и Казахстан, в качестве источника богатых и дешевых запасов сырья. - Безземельных крестьян из европейской части России необходимо было переселить в Казахстан.
     До принятия реформы Казахстан был разделен на два генерал-губернаторства (Оренбургское и Западно-Сибирское).
     "Устав о сибирских киргизах" 1822 г. и "Устав об оренбургских киргизах" 1824 г. не отвечали требованиям развивающихся капиталистических отношений. Россия поставила цель - в корне изменить систему управления Казахстаном. В 60-е годы XIX в. была образована комиссия, которую возглавил статс-секретарь И.И.Бутков. Комиссия предложила разделить всю казахскую степь на две области — Западную, с центром в Тургайском крае, и   Восточную, с центром в Сергиополе или Каркаралинске. Предложения комиссии были вручены оренбургскому генерал-губернатору А.П. Безаку. Последний потребовал от областного правления оренбургских казахов сбора необходимых сведений. Однако в 1865 г. в связи с уходом А.П. Безака в отставку новым губернатором был назначен Н.А. Крыжановский. Предложения комиссии Буткова не были приняты.
     Подготовка проекта реформы по изменению управления казахским краем была возложена на степную комиссию во главе с министром внутренних дел Ф. К. Гирсом (*** перечислить членов, входивших в данную комиссию).
     В соответствии с указом Александра II от 5 июня 1865 г. были составлены вопросы для изучения казахской стороны. Они охватывали также такие основные проблемы, связанные с введением новой системы административного управления, как виды землепользования, судебные дела, просвещение, подати, религиозные проблемы и др.
     Отметим, что при подготовке реформы не принимались во внимание интересы народа. Шокан Уалиханов предложил перестроить управление Казахстаном на началах народного самоуправления. В своем письме "О судебной реформе" он подчеркивал необходимость введения социально-экономических новшеств. Комиссия, стремясь скорее ввести в действие реформу, советовалась лишь с представителями имущих классов — феодалами, и собрала только их сведения. В Западно-Сибирском генерал-губернаторстве комиссия доверяла лишь сведениям, собранным у крупных владельцев, среди которых были крупный бай Муса Шорманулы и султан-правитель Шынгыс Уалихан-улы, в Оренбургском крае данные были представлены старшим султаном-правителем Сейдалыулы и другими аристократами.
После завершения проекта реформы, царь Александр II 11 июля 1867 г. утвердил "Временное положение об управлении в Семиреченской и Сырдарьинской областях", 21 октября 1868 г. — "Временное положение об управлении в Тургайской, Уральской, Акмолинской, Семипалатинской областях".
    Административно-территориальное деление Казахстана по реформе. (Территориальное деление казахских земель по утвержденному положению объясняем с помощью схемы; можно воспользоваться картой). - Территорию всего Казахстана разделили на 3 генерал-губернаторства (Оренбургское, Западно-Сибирское и Туркестанское), во главе которых император назначал генерал-губернаторов. - Каждое генерал-губернаторство состояло из 2-ух областей, которыми управляли военные губернаторы, они же наказные атаманы казачьих войск, назначались царским правительством. - В области входили уезды (от 4 до 7), а уезды состояли из административных аулов. Волостью управляли волостные султаны. Аулом — аульные старшины. Начальники двух последних ступеней избирались народом из уважаемых, почетных, не опороченных судом казахов не младше 25 лет.
         В 1862 г. территория Букеевского ханства была включена в состав Астраханской губернии, в 1870 г. Мангышлакское приставство отошло под управление Кавказского военного округа, позже было включено в Закаспийскую область.
    Выборы волостных и аксакалов проходили в борьбе, межродовых спорах.
Можно привести отрывок из стихотворения Абая "Болыс болдым мшекей" ("Вот я стал волостным"). Согласно реформе 1867-1868 гг. были снова учреждены военно-судебные комиссии и уездные суды.    Фискальная система, повинности и Судебное дело
Военно-судебные комиссии.
Уездные суды.
В Сырдарьинской области сохранился суд казиев.
В казахской волости, в зависимости от числа кибиток, избирались от 4 до 8 биев.
     Положительное влияние реформ 1867—1868 гг. на социально-экономическое развитие Казахстана: развивались здравоохранение и сеть светских школ, стали распространяться капиталистические отношения, строились города и железные дороги, по Иртышу организовано пароходство, усилилось социальное расслоение аульных жителей, началось формирование жатачества.

 Колониальная сущность реформ. - Земля Казахстана объявлялась государственной собственностью России. - Этими реформами процесс присоединения Казахстана к России завершен. - В управлении Казахстаном казахи принимали участие только на двух нижних ступенях (уезды и аулы), т.о. ликвидированы остатки казахской государственности. - Права казахов ущемлялись во всех сферах жизнедеятельности. - Введение новых повинностей и податей ухудшало материальное положение казахов. - Казахстан превращался в сырьевой придаток экономики России.




Приложение 2

Лист самооценивания и взаимооценивания

Ф.И ученика……………………………………………………………………


Критерий

Самооценивание

(ты сам себя оцениваешь)

Взаимооценивание

(члены твоей группы оценивают)

1.Я знал (а) ответы на многие вопросы


Здесь не нужно оценивать

2.Я отвечал (ла) на вопросы







3. Принимал (ла) активное участие в работе группы







4. Я участвовал в объяснении своей подтемы в группе







5. Я справился с таблицей


Здесь не нужно оценивать

6. Свою работу на уроке я оцениваю …..


Здесь не нужно оценивать

Оценить от 0 до 5 баллов Оценить от 0 до 5 баллов