Реформационное движение во второй половине XVI века
Реформация
Мартин Лютер и его «95 тезисов». 31 октября 1517 г.
В XVI в. европейские страны ох-ватило широкое общественно-политическое движение, направ-ленное на реформирование ка-толической церкви. Оно получи-ло название Реформация, что в переводе означает «преобразо-вание». Её сторонники выступа-ли за то, чтобы католическая церковь стала дешевле для ве-рующих, за богослужения на родном языке, выражали про-тест против церкви как крупного землевладельца и пышных като-лических обрядов.
Реформация
Предпосылки Реформации в ВКЛ
Влияние западноевропейской Реформации
Соседство с лютеранс-кой Пруссией
Влияние русского вольнодумства
Внутреннее положение в ВКЛ
Идеи стригольников и нестяжателей
Развитие европейского книгопечатания
Религиозная толерант-ность (веротерпи-мость)
Еретики из Московско-го государства
Развитие внешней тор-говли
Сложное положение православной церкви
Феодосий Косой, Арте-мий, Фома
Учёба выходцев из ВКЛ в европейских университетах
Рост городов, развитие ремесла и торговли
Обострение классовых противоречий
Культурный подъём
Реформация
Особенности Реформации в ВКЛ
основные направления Реформации
охватила только высшие круги общества
арианство
кальвинизм
Реформационное движение в ВКЛ охватило только высшие круги обще-ства, в первую очередь магнатов. Они присоединились к Реформации с политическим расчётом, т.к. желали отделиться от католической Поль-ши и закрепить свою самостоятельность в управлении ВКЛ. Большинст-во крестьян, как и подавляющая часть городского населения, осталось на позициях православной веры.
Реформация
Николай Радзивилл Чёрный
Ведущим направлением Реформа-ции на территории Беларуси стал кальвинизм. Кальвинисты считали единственным источником веры Библию и отвергали посредничест-во церкви между человеком и Бо-гом. Представителем реформа-ционного движения, которого об-разно называют «отцом Реформа-ции в ВКЛ», был один из лидеров кальвинизма канцлер ВКЛ Нико-лай Радзивилл Чёрный. Центрами кальвинизма стали Брест и Несвиж.
Реформация
Сымон Будный
Из кальвинизма выделилось арианство, или движение ан-титринитариев, которых на-зывали «литовскими братья-ми». Они отрицали триеди-ную сущность Бога (Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой), не признавали крещения мла-денцев, считали Иисуса Хрис-та только человеком. Их пред-ставителем был Сымон Буд-ный, издавший в 1562 г. в Нес-виже первую печатную книгу на белорусском языке «Кате-хизис» («Символ веры»).
Реформация
Течения в антитринитаризме
Шляхетское
Крестьянское
Широкая религиозная просвети-тельская деятельность
Выступали против эксплуатации крестьянства, верховной власти и государственных учреждений
Лидер - Сымон Будный
Идеологи - Якуб из Калиновки, Павел из Визны
Реформация
Виленский привилей Сигизмунда II (1563 г.) - уравнивал в правах всю шляхту
Акт о свободе вероисповедания (1573 г.)
Образование протестантских общин (сборов)
Итоги Реформации в ВКЛ
Открытие учебных заведений (Виленская ака-демия)
Возникновение типографий
Развитие публицистической литературы (В. Тяпинский, А.Волан, Л.Крышковский)
Контрреформация
Валериан Протасевич
Контрреформация - религиозно-политическое движение против Реформации, которое разверну-лось во второй половине XVI в. во всех странах Европы. Главны-ми его проводниками стали иезуиты - члены общества Иису-са Христа, которые благодаря распространению просвещения стремились закрепить позиции католической церкви. В 1569 г. виленский епископ В.Протасевич пригласил в ВКЛ 13 представи-телей ордена иезуитов. А уже че-рез год их количество увеличи-лось до 300 человек.
Контрреформация
Николай Христофор Радзивилл Сиротка
Иезуиты начали закрывать протестантские и православ-ные школы, под их руководст-вом проводились погромы и сжигались книги. Кальвинист-ская шляхта стала переходить в католичество. Сын Николая Ра-дзивилла Чёрного Николай Христофор Радзивилл (по проз-вищу Сиротка) сделал Несвиж, где по его инициативе был ос-нован коллегиум, вторым после Вильны иезуитским центром ВКЛ. В результате распростра-нения Контрреформации като-лическая церковь брала под свой контроль образование, науку, культуру и духовную жизнь, а научные знания объявлялись греховными.
Контрреформация
Особенности Контрреформации в ВКЛ
не имела таких насильственных форм, как в Западной Европе
направлена против протестантов и православной церкви
белорусские земли стали прибежищем для многих инакомыслящих из соседних стран
Контрреформация
угасание реформационного движения (конец XVI в.)
сворачивание деятельности протестантских со-боров
закрытие протестантских школ и типографий
Результаты Контрреформации в ВКЛ
постановление об изгнании ариан за пределы ВКЛ (1658 г.)
кальвинистская шляхта переходила в католичес-тво
клерикализация культуры
принудительная полонизация