СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Региональный фестиваль педагогических идей «Вдохновение» Нетрадиционные приемы обучения на уроках русского языка и литературы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к докладу "Нетрадиционные приемы обучения на уроках русского языка и литературы

Просмотр содержимого документа
«Региональный фестиваль педагогических идей «Вдохновение» Нетрадиционные приемы обучения на уроках русского языка и литературы»

Региональный фестиваль педагогических идей «Вдохновение» 2023 год Нетрадиционные приемы обучения на уроках русского языка и литературы Учитель высшей категории МКОУ Пановской средней школы Палехского района Кирсанова Елена Владимировна

Региональный фестиваль педагогических идей «Вдохновение» 2023 год

Нетрадиционные приемы обучения на уроках русского языка и литературы

Учитель высшей категории МКОУ Пановской средней школы

Палехского района

Кирсанова Елена Владимировна

Нестандартный вход в урок. Интрига.   Што бы рыпку съесть надо вводу влесть  Прочитайте. Исправьте ошибки. Превратите пословицу в совет тем, кто хочет научиться грамотно писать.  Прием«Удивляй».   Учитель находит такой угол зрения, при котором даже хорошо известные факты становятся загадкой.  Прием «Заставка -интрига».    Когда обучающиеся заходят в класс, на 1 слайде презентации изображение, которое делает интригу по теме урока.

Нестандартный вход в урок. Интрига.

Што бы рыпку съесть надо вводу влесть

Прочитайте. Исправьте ошибки. Превратите пословицу в совет тем, кто хочет научиться грамотно писать.

Прием«Удивляй».   Учитель находит такой угол зрения, при котором даже хорошо известные факты становятся загадкой.

Прием «Заставка -интрига».  

Когда обучающиеся заходят в класс, на 1 слайде презентации изображение, которое делает интригу по теме урока.

Кластер на уроке литературы

Кластер на уроке литературы

«Герой нашего времени», 9 класс

«Герой нашего времени», 9 класс

Кластер на уроке русского языка

Кластер на уроке русского языка

Приём «Фишбоун»  (рыбный скелет)  Литература   Русский язык  Голова – Орфограммы - гласные буквы Верхние косточки - проверяемые гласные, непроверяемые гласные, чередующиеся гласные Нижние косточки - морфема, правило Хвост - знать условия выбора буквы.

Приём «Фишбоун» (рыбный скелет) Литература

Русский язык

Голова – Орфограммы - гласные буквы

Верхние косточки - проверяемые гласные, непроверяемые гласные, чередующиеся гласные

Нижние косточки - морфема, правило

Хвост - знать условия выбора буквы.

«Синквейн»  Следует соблюдать правила составления синквейна: Синквейн к образу Дон Кихота. 1 строка – тема стихотворения, которая выражается одним словом (или фамилия, имя героя), обычно именем существительным; Дон Кихот. 2 строка – описание темы в двух словах, как правило, именами прилагательными;  Отважный, целеустремлённый. 3 строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами – глаголами;  Читает, путешествует, борется. 4 строка – фраза из 4-5 слов, которая выражает отношение автора к данной теме;  Стремится искоренить зло на земле.  Рыцарь. 5 строка – одно слово – синоним к первому слову, характеризующий суть предмета или объекта.

«Синквейн»

Следует соблюдать правила составления синквейна:

Синквейн к образу Дон Кихота.

1 строка – тема стихотворения, которая выражается одним словом (или фамилия, имя героя), обычно именем существительным;

Дон Кихот.

2 строка – описание темы в двух словах, как правило, именами прилагательными;

Отважный, целеустремлённый.

3 строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами – глаголами;

Читает, путешествует, борется.

4 строка – фраза из 4-5 слов, которая выражает отношение автора к данной теме;

Стремится искоренить зло на земле.

Рыцарь.

5 строка – одно слово – синоним к первому слову, характеризующий суть предмета или объекта.

«Диаманта» - это стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых – понятия с противоположным значением. Задание: составить диаманту к образам царицы и царевны из «Сказки о мёртвой царевне…» А. С. Пушкина. Царица.  Злая, завистливая.  Любуется, злится, приказывает.  Зависть, зло – доброта, мир.  Живёт, помогает, радует.  Скромная, добрая.  Царевна. Схема диаманты: 1 строка: тема (имя существительное); 2 строка: определение (два имени прилагательных или причастия); 3 строка: действие (три глагола); 4 строка: ассоциации (четыре имени  существительных) переход к антонимичным понятиям; 5 строка: действие (три глагола), 6 строка: определения (два имени прилагательных или причастия); 7 строка: тема (имя существительное).

«Диаманта» - это стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых – понятия с противоположным значением.

Задание: составить диаманту к образам царицы и царевны из «Сказки о мёртвой царевне…» А. С. Пушкина.

Царица.

Злая, завистливая.

Любуется, злится, приказывает.

Зависть, зло – доброта, мир.

Живёт, помогает, радует.

Скромная, добрая.

Царевна.

Схема диаманты:

1 строка: тема (имя существительное);

2 строка: определение (два имени прилагательных или причастия);

3 строка: действие (три глагола);

4 строка: ассоциации (четыре имени

существительных) переход к антонимичным понятиям;

5 строка: действие (три глагола),

6 строка: определения (два имени прилагательных или причастия);

7 строка: тема (имя существительное).

«Ромашка Блума» Ромашка Блума состоит из 6 лепестков, каждый из которых содержит свой тип вопросов. Американский психолог Бенджамин Блум создал классификацию уровней познавательной деятельности. Каждому из этих уровней соответствует свой тип вопросов, который ставит перед ребенком определенную проблему: Знание – простые вопросы; Понимание – уточняющие; Применение – практические; Анализ – интерпретационные; Синтез – творческие ; Оценка – оценочные. Этот прием широко используется в обучении. Он ценится не только универсальностью (подходит как для начальных, так и для старших классов), но и тем, что способствует мыслительной деятельности детей, учит их слышать мнение друг друга, развивает познавательный интерес и помогает научиться работать с текстом.

«Ромашка Блума»

Ромашка Блума состоит из 6 лепестков, каждый из которых содержит свой тип вопросов. Американский психолог Бенджамин Блум создал классификацию уровней познавательной деятельности. Каждому из этих уровней соответствует свой тип вопросов, который ставит перед ребенком определенную проблему: Знание – простые вопросы; Понимание – уточняющие; Применение – практические; Анализ – интерпретационные; Синтез – творческие ; Оценка – оценочные.

Этот прием широко используется в обучении. Он ценится не только универсальностью (подходит как для начальных, так и для старших классов), но и тем, что способствует мыслительной деятельности детей, учит их слышать мнение друг друга, развивает познавательный интерес и помогает научиться работать с текстом.

«Кубик Блума» Рассказ В.Астафьева «Васюткино озеро»

«Кубик Блума»

Рассказ В.Астафьева «Васюткино озеро»

«Кольца Венна»

«Кольца Венна»

«Какография»

«Какография»

«Аукцион» Ученики заранее получают задание детально ознакомиться с биографией писателя, поработать с дополнительной литературой, подготовить интересные сообщения по лотам аукциона. Непосредственно на уроке, на этапе проверки домашнего задания (знакомство с автором), учитель предлагает лоты. Учащиеся по названию лота представляют подготовленную информацию, выкупая лоты. Наивысшие баллы получают те ученики, которые выкупили сразу несколько лотов. Этот прием служит для лучшего усвоения биографии автора, развивает умение самостоятельного поиска информации, мотивирует на получение новых знаний.

«Аукцион»

Ученики заранее получают задание детально ознакомиться с биографией писателя, поработать с дополнительной литературой, подготовить интересные сообщения по лотам аукциона. Непосредственно на уроке, на этапе проверки домашнего задания (знакомство с автором), учитель предлагает лоты. Учащиеся по названию лота представляют подготовленную информацию, выкупая лоты. Наивысшие баллы получают те ученики, которые выкупили сразу несколько лотов. Этот прием служит для лучшего усвоения биографии автора, развивает умение самостоятельного поиска информации, мотивирует на получение новых знаний.

«Реставратор» «Лови ошибку»

«Реставратор»

«Лови ошибку»

Приём «Маркировка». Инсерт.   Суть приема заключается в следующем: учащиеся самостоятельно читают текст, маркируя его специальными значками. Значков не должно быть много: двух, трех или четырех вполне достаточно, иначе ученики запутаются, что чем помечать. После маркировки текста следует организовать дальнейшую работу с помеченной информацией: обсудить во время беседы, предложить заполнить таблицу и т.п.

Приём «Маркировка». Инсерт.

  • Суть приема заключается в следующем: учащиеся самостоятельно читают текст, маркируя его специальными значками.
  • Значков не должно быть много: двух, трех или четырех вполне достаточно, иначе ученики запутаются, что чем помечать. После маркировки текста следует организовать дальнейшую работу с помеченной информацией: обсудить во время беседы, предложить заполнить таблицу и т.п.
Приём «Цветной текст»   Маркированное чтение можно разнообразить и добавить в него красок. Лучше такую работу проводить с текстами, специально распечатанными для каждого ученика на отдельных листах. Для этой работы ученики должны иметь цветные карандаши или специальные выделители не более трех цветов. Учитель заранее продумывает задачи работы с текстом: какую именно информацию ученики должны найти в тексте. На уроке он озвучивает условия, например: желтым выделяем точные факты (названия, имена, количества, даты и проч.), голубым - действия, а зеленым - эмоции. (Это примерное задание, каждый учитель к разным текстам подбирает свои задачи).

Приём «Цветной текст»

Маркированное чтение можно разнообразить и добавить в него красок. Лучше такую работу проводить с текстами, специально распечатанными для каждого ученика на отдельных листах. Для этой работы ученики должны иметь цветные карандаши или специальные выделители не более трех цветов. Учитель заранее продумывает задачи работы с текстом: какую именно информацию ученики должны найти в тексте. На уроке он озвучивает условия, например: желтым выделяем точные факты (названия, имена, количества, даты и проч.), голубым - действия, а зеленым - эмоции. (Это примерное задание, каждый учитель к разным текстам подбирает свои задачи).

Приём «Реклама книги»   Реклама-отзыв– это письменный или устный рассказ о прочитанной книге и представленный в виде плаката, рисунка, фотографий, элементов инсценировки. Целью этих работ является выражение своих мыслей, чувств, переживаний по поводу прочитанного, а также общая оценка произведения. Через свою работу дети могут помочь другому человеку «встретиться» с нужной для него книгой. Важным в использовании данной методики является то, что ученик не только сам читает книги, но и вовлекает других, рекламируя прочитанные книги. Для представления своего произведения ученик предлагает желающим принять участие в его рекламе.

Приём «Реклама книги»

Реклама-отзыв– это письменный или устный рассказ о прочитанной книге и представленный в виде плаката, рисунка, фотографий, элементов инсценировки.

Целью этих работ является выражение своих мыслей, чувств, переживаний по поводу прочитанного, а также общая оценка произведения. Через свою работу дети могут помочь другому человеку «встретиться» с нужной для него книгой.

Важным в использовании данной методики является то, что ученик не только сам читает книги, но и вовлекает других, рекламируя прочитанные книги.

Для представления своего произведения ученик предлагает желающим принять участие в его рекламе.

«Живые рисунки»   Этот приём эффективнее всего создаёт ситуацию заинтересованности, побуждает работать на уроке «молчаливых» детей. Ученики, прослушав или прочитав определённый текст, по заданию учителя воспроизводят эпизод произведения: принимают соответствующие позы, придают лицу необходимое выражение, представляют в воображении одежду героев и потом рассказывают о ней.

«Живые рисунки»

Этот приём эффективнее всего создаёт ситуацию заинтересованности, побуждает работать на уроке «молчаливых» детей. Ученики, прослушав или прочитав определённый текст, по заданию учителя воспроизводят эпизод произведения: принимают соответствующие позы, придают лицу необходимое выражение, представляют в воображении одежду героев и потом рассказывают о ней.

«Узнай меня» Один ученик изображает персонажа из изучаемого произведения. Он может описывать свои чувства, переживания, действия, но не называет себя по имени. Ученики должны узнать персонажа. Вид урока : систематизация знаний, урок-обобщение, урок-закрепление.  Этап: актуализация знаний, обобщение знаний.

«Узнай меня»

Один ученик изображает персонажа из изучаемого произведения. Он может описывать свои чувства, переживания, действия, но не называет себя по имени. Ученики должны узнать персонажа.

Вид урока : систематизация знаний, урок-обобщение, урок-закрепление.

Этап: актуализация знаний, обобщение знаний.

   «Тайные мысли»  Анализируя  идейно-художественный смысл произведения, характер литературного героя, причины тех или иных поступков героя, дети часто высказывают мысли, с которыми в глубине души не согласны.

«Тайные мысли» Анализируя идейно-художественный смысл произведения, характер литературного героя, причины тех или иных поступков героя, дети часто высказывают мысли, с которыми в глубине души не согласны.

Метод «ДВОЙНОЙ ДНЕВНИК»

Пример при изучении романа М. Ю. Лермонтова « Герой нашего времени » (9 класс):

  • Метод «Двойной дневник» позволяет учащимся связать содержание текста со своим личным опытом
  • Таблица "Двойного дневника» представляет собой 2 колонки с заголовками:
  • В первой колонке - фразы из текста, которые произвели какое-либо впечатление (согласие, протест или непонимание) или вызвали ассоциации с эпизодами из собственной жизни.
  • Во второй колонке предлагается дать комментарий к выписанной фразе: что заставило записать именно эту цитату? Почему? Какие мысли и ассоциации у меня возникли?

Фразы из текста, которые произвели впечатление

(согласие, протест или непонимание)

Комментарий. Почему?

«Я был готов любить весь мир, — меня никто не понял: и я выучился ненавидеть».

Какие мысли и ассоциации у меня возникли?

Мне жаль Печорина. От природы или от воспитания этот человек был миролюбивым и мог сделать для окружающих много добра, но общество убило в нем эти зачатки.

Я упал на мокрую траву и как ребенок заплакал.

Трудно поверить, что такая личность может заплакать как ребенок. Почему? Что хотел сказать Лермонтов?

«Я сделался нравственным калекой: одна половина души моей не существовала, она высохла, испарилась, умерла, я ее отрезал и бросил, — тогда как другая шевелилась и жила к услугам каждого, и этого никто не заметил, потому что никто не знал о существовании погибшей ее половины».

  ???

«БИОГРАФИЧЕСКИЙ АКРОСТИХ»

Акростих по творчеству Пушкина:

П - путь поэта был непростым.

У - универсальным принципом изображения действительности в прозе Пушкина была объективность.

Ш – широта тем пушкинской поэзии восхищает: тема поэта и поэзии, тема любви, гармонии природы, родины, смысла жизни, вечности и забвения.

К - ключевой особенностью прозы Пушкина является  его реалистичный взгляд на мир. Он описывает события и явления точно и достоверно, внимательно анализируя детали.

И - искренностью, добрыми чувствами наполнены стихотворения, посвященные дружбе.

Н - новым этапом в развитии русской литературы стала именно проза Пушкина.

  • При изучении творчества какого-либо автора учащимся предлагается взять фамилию писателя (или имя, отчество), затем на каждую букву нужно построить предложение или словосочетание, в котором будет сказано о биографии писателя, особенностях творчества и т.д.
  • В данном случае работает принцип акростиха - стихотворения, в котором начальные буквы строк составляют какое-нибудь слово. На этапе проверки ученики зачитывают и коллективно обсуждают, что составили. Подобное задание помогает восстановить в памяти то, что уже известно о личности и жизни писателя.
  • Задание такого типа можно дать, предваряя разговор о биографии писателя, о жизни которого ученикам уже известно из предыдущих классов.
ПОПС - ФОРМУЛА П – позиция «Я считаю, что…», «На мой взгляд, эта проблема заслуживает / не заслуживает внимания», «Я согласен с…» О – обоснование  «Потому что…» или «Так как…» П – примеры  «Например…», «Я могу доказать это на примере…» С – следствие  «Таким образом…», «Подводя итог…», «Поэтому…»

ПОПС - ФОРМУЛА

П – позиция «Я считаю, что…», «На мой взгляд, эта проблема заслуживает / не заслуживает внимания», «Я согласен с…»

О – обоснование «Потому что…» или «Так как…»

П – примеры «Например…», «Я могу доказать это на примере…»

С – следствие «Таким образом…», «Подводя итог…», «Поэтому…»

«Верите ли вы…»

  • Учащиеся, выбирая "верные утверждения" из предложенных учителем, описывают заданную тему (ситуацию), полагаясь на собственные знания, опыт или попросту угадывая. Независимо от того, каким способом дети выбирают утверждения, они уже настраиваются на тему, выделяют её ключевые моменты.
  • Например, при знакомстве с творчеством И.А.Крылова. У всех ребят есть сигнальная карточка в виде круга. С одной стороны-красный цвет, с другой-зелёный. Ребята показывают зелёный цвет, если верят утверждению и красный-если не верят. Можно использовать сигнал в виде + и -.
  • Верите ли вы, что главными героями басен являются животные и птицы?(доказывают свой ответ)
  •  
  • Верите ли вы, что автор басни «Стрекоза и Муравей» С.В.Михалков? (нет, и открывают оглавление)
  • Верите ли вы, что басня начинается или заканчивается моралью-выводом, поучением…? (да, и приводят пример морали)
  • Верите ли вы, что басня похожа на сказку? (да, животные разговаривают)
  • Верите ли вы, что А.С.Пушкин очень любил басни И.А.Крылова и называл его «истинно народным поэтом»? (да-докажите, ….это из статьи, которую мы изучили.)
Приём «Тонкий и Толстый вопрос» Используется для организации взаимоопроса. Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ (Кто? Что ? Когда ? и т.д) Толстый вопрос предполагает развёрнутый ответ  (Дайте три объяснения, почему… ? Объясните, почему… ?  Почему вы считаете… ? В чём различие… ?) Урок русского языка по теме: «Приставка и её роль в слове. Различие приставок и предлогов»  Тонкие вопросы: В слове дорога приставка до-? (нет) Приставка нужна для образования новых слов? (да) Приставка пишется после корня? (нет) Толстые вопросы: Почему приставка так называется? (приставлена к корню) В чём отличие приставки от предлога? (приставки пишутся слитно с корнем) Что будет, если из нашей речи «исчезнут» приставки?

Приём «Тонкий и Толстый вопрос»

Используется для организации взаимоопроса.

Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ (Кто? Что ? Когда ? и т.д)

Толстый вопрос предполагает развёрнутый ответ

(Дайте три объяснения, почему… ? Объясните, почему… ?

Почему вы считаете… ? В чём различие… ?)

Урок русского языка по теме: «Приставка и её роль в слове. Различие приставок и предлогов» 

Тонкие вопросы:

В слове дорога приставка до-? (нет)

Приставка нужна для образования новых слов? (да)

Приставка пишется после корня? (нет)

Толстые вопросы:

Почему приставка так называется? (приставлена к корню)

В чём отличие приставки от предлога? (приставки пишутся слитно с корнем)

Что будет, если из нашей речи «исчезнут» приставки?

Осьминог (паучок)

Осьминог (паучок)

Источники: https :// lifemotivation.online/psychology/child-psy/romashka-bluma https:// infourok.ru/priemy-nestandartnogo-nachala-uroka-6455490.html https:// mel.fm/blog/yekaterina-khasanova1/12396-11sposobov-interesno-nachat-urok-inikakogo-otkryli-uchebniki https:// nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/library/2019/04/17/master-klass-ispolzovanie-proizvedeniy https:// урок.рф / library/masterklass_moe_originalnoe_nachalo_uroka_162505.html

Источники:

  • https :// lifemotivation.online/psychology/child-psy/romashka-bluma
  • https:// infourok.ru/priemy-nestandartnogo-nachala-uroka-6455490.html
  • https:// mel.fm/blog/yekaterina-khasanova1/12396-11sposobov-interesno-nachat-urok-inikakogo-otkryli-uchebniki
  • https:// nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/library/2019/04/17/master-klass-ispolzovanie-proizvedeniy
  • https:// урок.рф / library/masterklass_moe_originalnoe_nachalo_uroka_162505.html
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!