СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Региональный компонент на уроках музыки и во внеурочной деятельности.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аннотация.  Статья  посвящена одной из наиболее актуальных проблем- необходимость внедрения регионального компонента на уроках музыки и во внеурочной деятельности.             Ключевые слова. Внеурочная деятельность, дополнительное образование, музыкальное образование, интегрированный подход, региональный компонент, фольклор.                         

Просмотр содержимого документа
«Региональный компонент на уроках музыки и во внеурочной деятельности.»

Лилия Раузиловна Нуриахметова, учитель музыки, МБОУ «СОШ№2 им.А.И.Исаевой», г.Нефтеюганск

Внедрение регионального компонента на уроках музыки и во внеурочной деятельности

Аннотация. Статья посвящена одной из наиболее актуальных проблем- необходимость внедрения регионального компонента на уроках музыки и во внеурочной деятельности. Ключевые слова. Внеурочная деятельность, дополнительное образование, музыкальное образование, интегрированный подход, региональный компонент, фольклор.

Освоение культурного наследия прошлого, формирование интереса к нему, обращение к фольклору влияют на эмоциональную и нравственную сферы личности. Сохранение и возрождение народных традиций, национальной самобытности разных народов, проживающих на территории России – актуальная проблема воспитания духовно богатой личности. Влияние среды на ребёнка выделяется в числе наиболее активно действующих факторов творческой, гармонически развитой личности. Именно школа формирует ту уникальную среду, в которой на важных этапах развития человека происходит становление мировоззрения, нравственных установок личности. В. Сухомлинский писал: «Культура воспитательного процесса в школе во многом определяется тем, насколько насыщена школьная жизнь духом музыки». Зачастую школьники на уроке музыки более полно осведомлены о музыкальной культуре других народов. Чем той местности, которая именуется «малая Родина». Следовательно, местное, родное искусство не осознаётся ими как часть целостной культуры. Региональный компонент в системе школьного музыкального образования позволяет приобщить подрастающее поколение к истокам своей малой Родины, открыть её историю, выявить связь с современностью. Любовь к своему народу, к своему краю, как известно, воспитывается посредством передачи знаний о собственной национальной истории, культуре, обычаях и традициях. На своих занятиях, уроках музыки я включаю произведения народного песенного фольклора северных народов. Знакомлю детей с праздниками разных народов. Совместно с учителями - предметниками проводим интегрированные занятия, где также знакомим учащихся с обычаями разных народов.

Реализация регионального компонента музыкального воспитания позволяет решить задачи:

1. Обогащение слухового опыта детей при знакомстве с творчеством музыкальных коллективов . 2. Обучение детей анализу средств музыкальной выразительности. 3. Приобщение к русской народно-традиционной (региональной) музыкальной культуре. 4. Накопление представлений о жизни и творчестве композиторов Ханты – Мансийского автономного округа. 5. Развитие коммуникативных способностей (общение детей друг с другом, творческое использование музыкальных впечатлений в повседневной жизни). 6. Знакомство детей с музыкальной культурой города, края в привлекательной и доступной форме.

Основные базовые педагогические принципы:

1. Принцип непрерывности и последовательности: 2. Целостный подход в решении педагогических задач: а) обогащение детей музыкальными впечатлениями через пение, слушание, игры, пляски, музицирование; б) применение полученных знаний в жизни; в) приобщение к народной культуре (слушание, пение народных песен и попевок, разучивание народных игр и хороводов). 3. Принцип интегрированности: 4. Принцип соотношения музыкального материала с народным календарём. 5. Принцип вариативности : - использования различных методов в различных видах детской деятельности.

Одно из направлений реализации региональный компонента – это народная музыка (фольклор). Современные средства массовой информации оказывают исключительно сильное влияние на формирование интересов и вкусов детей. Как помочь им разобраться в этом безбрежном музыкальном океане, как оградить их от всего лишнего, а порой и весьма вредного. Фольклор – это коллективное художественное творчество народа, веками вбиравшее в себя его жизненный опыт и знания. Главное место, безусловно, принадлежит песне – величайшему музыкально-поэтическому созданию народного пения. Народ сложил беспредельное множество прекрасных песен. Песня многообразно отражает жизнь человека, раскрывает его духовную красоту и богатство, его думы и чаяния. Пение, и в особенности хоровое – один из самых любимых, популярных и массовых видов искусства в нашей стране.

В последнее время радует то, что интерес к народной музыке особенно возрастает. При подготовке школьных концертов и фестивалей заметно, с каким удовольствием дети исполняют народные песни, танцы, инсценировки народных песен, и особенно играют на музыкальных инструментах. На занятиях фольклорного кружка можно расширить и углубить полученные знания на уроках литературы и музыки, пробудить интерес к изучению истории, культуры и быта народа. Эти занятия способствуют воспитанию в детях чувства любви и формированию правильного эстетического вкуса. Плясовые песни: «Светит месяц», «Пошла коляда», «Частушки». Во время уроков учащиеся знакомятся с разнообразием их содержания, с различными характерами плясок, с народными праздниками. Здесь возможно участие в игре на шумовых музыкальных инструментах. «Folk» - народ, «lore» - учение. Вместе эти слова переводятся как «народная мудрость». Название это глубоко справедливо. К пониманию этого дети постепенно приходят сами. Фольклор – неиссякаемый источник для развития творческих способностей детей и в воспитании их как личностей. На сегодняшний день, когда особо остро обострились проблемы нравственности, этики, морали, когда средства массовой информации очень часто несут в себе грубость, насилие, жестокость, обращение к народному творчеству, углубление и расширение сферы национальной музыки остается очень важной задачей, стоящей перед работниками культуры и народного образования. Кроме того, значительная часть подрастающего поколения живет в городах и воспитывается в отрыве от культуры народа, и поэтому проблемы, связанные с преемственностью традиций народа, сохраняют свою актуальность. Ценности музыкальной культуры, как народной, так и профессиональной, при их включении в образовательный процесс, выполняют не только функцию просвещения, но и что особо важно, активно влияют на формирование мировоззренческих, нравственных, эстетических ориентацией личности. Национально-региональный компонент в музыкальном воспитании является производной культуры вообще, и музыкальной в частности. Народная и композиторская музыка, как часть национальной культуры несет в себе огромный социально-педагогический потенциал.

В школе стало традицией проводить такие праздники, как: Осенины, Ярмарки, Масленица, Пасха. Знакомство с праздниками северных народов: Медвежий праздник, Вороний день. Уже не первый год проводим фестиваль «Дружбы народов», в котором принимают участие все классы школы.

На основании данных методических разработок можно сделать вывод о том, что народная музыка, как часть национальной культуры, опирается на общечеловеческие ценности, которые определяют ее воспитательный характер. Народные музыкальные произведения просты для исполнения и хранят в себе начало глубокой нравственности, что приобретает сегодня очень большое значение. Мнение поэтов и писателей, композиторов, многих выдающихся деятелей музыкальной педагогики, ученых, этнографов совпадает в том, что народные музыкальные произведения обладают большими воспитательными возможностями, которые необходимо использовать в качестве инструмента в воспитании интереса, любви и уважения подрастающего поколения к народным традициям и культуре. Знакомство детей с музыкально-эстетическими традициями этноса, воспитывает лучшие нравственные и эстетические качества, духовно обогащают ребенка, развивают в нем способность сопереживать с людьми, ценить и любить человека, окружающую природу, способствует формированию интернационального и национального самосознания.

Фольклор не просто приобщает ребенка к определенному жизненному опыту, но и воспитывает в подрастающем поколении нравственные и эстетические идеалы.

Список литературы

  1. Алдошина М. И. Проведение фольклорных праздников в школе. Учебно – методическое пособие: М.,2012.-128с.

  2. Пушкина С. И. Мы играем и поем. Инсценировки руских народных игр, песен, хороводов и сценарии праздников для детей младшего и среднего школьного возраста.- М.: Школьная Пресса, 2010.-160с.

  3. Балашова С. С., МедушевскийВ. В., Тарасов Г. С., Челышева Т. В., Спутник учителя музыки. М.: Просвещение, 2011. – 240с.

  4. Узорова О. ., Нефедова Е. А., Праздники в начальной школе: Осень – Зима.ООО «Издательство Астрель»: 2012. – 173с.









Театрализованная деятельность.

Песня-попевка «Огородная-хороводная»







Танцевальные импровизации.











Фестиваль «Дружба народов»





Проектная деятельность.

Инструменты своими руками из подручных матералов.













«Скатерть самобранка».















Книжки-раскладушки своими руками.





Постеры по теме: «Сказки народов мира».