Пояснительная записка
В базисный учебный план общеобразовательных учреждений Брянской области в 2012-13 учебном году включены предметы регионального (национально-регионального) компонента под общим названием «Брянский край»
Региональный компонент представляет собой систему знаний и культурного опыта учащихся, отражающую особенности культурно-исторического, природно-географического, социально-экономического развития региона и формирующую целостное представление о социуме и путях самоопределения в нем.
Под региональным (национально-региональным) компонентом понимается педагогически отобранный материал, раскрывающий:
– историческое, культурное, национальное, географическое, демографическое, природно-экологическое своеобразие региона, дополняющее содержание Федерального компонента;
– региональную специфику социальной жизни общества.
Это реализуется в результате освоения содержания образования, дополняющего и конкретизирующего содержание разделов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Это позволит помочь ученикам осмыслить события и явления на пересечении глобальных российских тенденций, представлять различие и сходство процессов, общность судеб Брянской области и России в целом, будет способствовать формированию мировоззренческой, нравственной, политической культуры учащихся, ориентации на гражданские и патриотические ценности, формированию позитивного и заинтересованного отношения к своей малой Родине.
Не менее важным является формирование проектно-ориентированного мышления, умение выстраивать стратегию жизни и последовательно реализовывать ее через систему практических действий на основе адекватной оценки своих возможностей и сложившейся ситуации.
С учётом специфики региона в качестве определяющей выбрана социокультурная модель регионального компонента. Центральной частью социокультурной модели является краеведческое содержание компонента. Краеведение включает в себя системный курс знания краеведения и деятельностное краеведение в сфере основного общего и среднего (полного) общего образования. Содержательные аспекты социокультурной модели могут быть реализованы через обогащение содержания федерального компонента государственного образовательного стандарта на базе местного материала.
Основные подходы при реализации минимума содержания образования предметов регионального компонента:
краеведческий подход – выявление историко-культурных связей, знакомство с социальным и культурным пространством региона для развития самосознания школьника;
содержательно-деятельностный подход – включение учащихся в активную творческую проектно-исследовательскую деятельность;
личностно-ориентированный подход – создание условий для формирования готовности и потребности личности к самообразованию, ориентации в современном информационном пространстве социума, культуры и истории в рамках собственных проектов;
практико-ориентированный подход с учетом условий местности;
интегративный подход предполагает внутрипредметную интеграцию и межпредметные связи. В отборе содержания образования процесс интеграции призван обеспечить целостность взгляда на окружающий мир, в контексте которого видятся аспекты региональной жизни.
Региональный компонент содержания образования направлен на реализацию основных направлений образовательной политики субъекта Российской Федерации. Отличительной особенностью Стандарта второго поколения является его направленность на обеспечение перехода в образовании к стратегии социального проектирования и конструирования. От простой ретрансляции знаний к развитию творческих способностей обучающихся, раскрытию своих возможностей. Подготовке к жизни в современных условиях на основе системно - деятельностного подхода и придания образовательному процессу воспитательной функции.
Стандартом предусматривается обеспечение исследовательской проектной деятельности обучающихся, направленной на овладение обучающимися учебно-познавательными приемами, практическими действиями для решения личностно- и социльно значимых задач, нахождения путей разрешения проблем.
Одними из главных задач школы как социального института в современных условиях являются:
Критериями эффективности реализации программы является :
- динамика развития интеллектуальных, исследовательских ,
творческих, коммуникативных способностей, ( данные диагностики) ;
- выбор оптимальных направлений учебно – исследовательской деятельности;
- увеличение количества и повышение качества исследовательских работ учащихся.
Содержательными компонентами курса, кроме знаний, являются социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям, система гуманистических и демократических ценностей.
- формирование физически здоровой, духовно богатой, высоконравственной, образованной личности, патриота России, уважающего традиции и культуру своего и других народов;
- воспитание гражданственности, уважения к нравам и свободам человека, ответственности перед собой и обществом.
Следовательно, сегодня главной воспитательной задачей для учителей общеобразовательной школы должна стать задача воспитания патриота. Только тот человек, который любит свою страну, будет думать о ее процветании, о людях, живущих на территории России. «Общеизвестно, что любой патриотизм начинается с малого – с любви к тому месту, где живешь». (Л.Леонов)
Региональный компонент предусматривает построение программы на местном материале с целью воспитания уважения к своему дому, родной земле; приобщение ребенка к национальному культурному наследию: культурным традициям, народным художественным промыслам, образцам местного фольклора, произведениям местных писателей, поэтов, природе родного края.
В связи с этим становится очевидным, что мало понимать важность решения задач патриотического воспитания, необходимо вооружить школу средствами и способами, позволяющими эти цели реализовать.
Программа курса регионального компонента направлена на реализацию в учебно-воспитательном процессе задач формирования социокультурных компетенций школьников. Курс поддерживает формирование ключевых компетентностей учащихся через проектную и исследовательскую деятельность и обеспечивает школьнику возможность интегрировать в своей деятельности освоенные ранее способы, самостоятельно встраивать их в алгороитм разработки и реализации проекта и исследовательской работы.
В современных условиях важнейшей задачей школы становится подготовка ученика к самостоятельным действиям, развитие у него способности решать проблемы и принимать решения в ситуации различной сложности, делать правильный выбор и быть ответственным за него, занимать активную гражданскую позицию. Формирование у школьников такого ресурса, как освоенные способы деятельности (ключевые компетентности), применимые в различных ситуациях к различным объектам рассматриваются как наиболее актуальный в современных условиях результат образования. Включение в образовательный процесс учебно-исследовательской и проектной деятельности способствует становлению индивидуальной образовательной траектории учащихся, обеспечивает опыт соорганизации школьником своих внутренних и внешних ресурсов для достижения поставленной им цели.
Программа рассчитана на 34 часа в год и ориентирована на перспективу формирования навыков самостоятельной проектно – исследовательской деятельности на ступени старшей школы.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Приоритетная роль при изучении данного курса отводится развитию следующих умений и видов деятельности учащихся:
1. Работа с разными источниками информации, в том числе и с помощью компьютерных технологий, оценка их содержания;
2. Самопрезентация и публичные выступления, составление аналитических справок, написание рефератов;
3. Ведение научно-исследовательской работы, в которой реализуются следующие задачи:
- диагностика творческого и интеллектуального потенциала, склонностей и интересов к исследовательской деятельности;
- развитие познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей;
-формирование навыков исследовательской деятельности;
- выбор направления деятельности, использование экспериментов и исследовательских методик:
- разделение видов исследования;
- целеполагание и построение рабочей гипотезы;
Критериями эффективности реализации программы является :
- динамика развития интеллектуальных, исследовательских ,
творческих, коммуникативных способностей, ( данные диагностики) ;
- выбор оптимальных направлений учебно – исследовательской деятельности;
- увеличение количества и повышение качества исследовательских работ учащихся.
Содержательными компонентами курса, кроме знаний, являются социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям, система гуманистических и демократических ценностей.
использование социальных экспериментов и исследовательских
методик;
- анализ результатов, формирование выводов; - развитие коммуникативных способностей.
Основоположник теоретической педагогики Я.И. Коменский высказал идею внесения в деятельность педагога исследовательского стимула для успешного обучения. Он писал: «людей следует учить главнейшим образом тому, чтобы они черпали знания не из книг, а наблюдая сами небо и землю, дубы и буки, т.е. чтобы исследовали и познавали самые предметы. А не помнили бы только чужие наблюдения и объяснения».
Программа курса предоставляет учащимся возможность спроектировать свое будущее и сформировать необходимые ресурсы для осуществления осознанного профессионального и образовательного выбора.
На ступени среднего (полного) общего образования курс «Брянский край» (в 10, 11 классах по 1 часу в неделю) вводится в целях продолжения изучения краеведческого материала, гражданско-патриотического воспитания учащихся.
К данному курсу рекомендуются книги для учителя «Проектная и исследовательская деятельность» и «Портфолио ученика. Строим свое будущее», подготовленные коллективом авторов кафедры педагогики БГУ имени акад. И.Г.Петровского. В этих книгах представлены учебные модули с программами и учебно-тематическим планированием как по учебной деятельности учащихся, так и для организации внеурочной работы по соответствующим направлениям. Издание «Портфолио ученика. Строим свое будущее» предлагает не только собственно советы по составлению портфолио, но и рекомендации по:
освоению обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности данного возраста, норм и правил общественного поведения;
формированию готовности обучающихся к выбору направления своей профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами, индивидуальными особенностями и способностями, с учётом потребностей рынка труда;
индивидуальной и групповой организации профессиональной ориентации обучающихся по каждому из направлений и др.
Критериями эффективности реализации программы является :
- динамика развития интеллектуальных, исследовательских ,
творческих, коммуникативных способностей, ( данные диагностики) ;
- выбор оптимальных направлений учебно – исследовательской деятельности;
- увеличение количества и повышение качества исследовательских работ учащихся.
Содержательными компонентами курса, кроме знаний, являются социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям, система гуманистических и демократических ценностей.
Учебно-тематическое планирование регионального курса «Брянский край»
по модулю «Исследовательский проект»
Тема | Количество часов | Формы контроля |
Аудиторные часы | Самостоятельная работа |
1. Научное исследование и исследовательский проект | 2 | 2 | Оценка плана работ |
2. Цели, задачи, планирование исследовательского проекта | 2 | 2 | Оценка плана работ |
3. Источники информации и способы работы с ними | 2 | 2 | Оценка качества решения практических задач темы |
4. Организация и проведение полевого/кабинетного исследовательского проекта | 4 | 4 | Оценка рабочего дневника полевого/ кабинетного проекта |
5. Обработка результатов проведенного исследовательского проекта | 4 | 4 | Оценка качества решения практических задач темы проекта |
6. Подготовка отчета о проекте и презентации | 3 | 3 | Оценка отчета и презентации |
Всего: | 17 | 17 | |
Поляков Г.П., к.и.н., доцент
кафедры ОИДиС БГУ
Примерная тематика проектов и исследовательской работы
учащихся по истории г. Брянска
Охотники на мамонтов на современной территории г. Брянска и его ближайших окрестностей. Стоянки «Карачиж», «ТимоновкаI и II», «Супонево».
Охотники-лучники с мезолитических стоянок «Лысая Гора» и «Бордовичи».
Рыбная ловля у обитателей неолитической стоянки «Черененьки».
Оружие эпохи ранней бронзы со стоянок и могильников территории современного г. Брянска.
Городища раннего железного века «Торфоель», «Бежичи», «Свенский монастырь».
Древний Дебрянск (в урочище «Чашин курган»).
Археолог-краевед Ф.М. Заверняев и его исследования на территории г. Брянска.
Раннехристианские реликвии (древние кресты и т.п.) Дебрянска.
Роман Михайлович Старый – великий князь Черниговский и Бряснкий.
Чернигово-Брянская епархия РПЦ во второй половине XII – XV вв.
Святой благоверный князь Олег Брянский.
Чудотворная икона Богоматери Печерской Свенской.
Брянцы – участники Куликовской битвы.
Денежное обращение в г. Брянске в XIV – XVII вв.
Брянская крепость в XVI – XVII вв.
Брянские пушкари в XVI – нач. XVIII в.
Осада Брянска Лжедмитрием II.
Свенский Успенский Печерский монастырь в XVII в.
Свенская ярмарка в XVII – XVIII вв.
Брянский период службы капитана гвардии В.Д. Корчмина – сподвижника Петра I.
Брянские уездные воеводы XVII – XVIII вв.
Монастыри г. Брянска и его ближайших окрестностей в XVI – XVIII вв.
Брянское Адмиралтейство и флотилия.
Брянский Арсенал в 1783 – 1811 гг.
«Брянская смута» 1747 – 1752 гг.
Брянское духовное училище в XVIII в.
Архитектурные памятники Брянска в XVIII в.
Герб г. Брянска.
Полиция г. Брянска в XVIII – нач. XX вв.
Брянский Арсенал в Отечественной войне 1812 г.
Промышленность, торговля и ремесла в Брянске в первой половине XIX в.
Культура и быт горожан в XIX в.
Участие уроженцев Брянска в войнах России в XIX – нач. XX вв.
Брянский завод в Бежице (ОАО БМЗ) в XIX – нач. XXI вв.
Брянск как железнодорожный узел в 1868 – 2012 гг.
Город в годы Первой Мировой и Гражданской войн.
Культура и быт населения Брянска в 30-е гг. XX в.
Брянск – столица Брянской губернии.
Брянск и брянцы на начальном этапе ВОВ (до 6 октября 1941 г.).
Оккупационный режим в Брянске (6.10.1941 – 16.09.1943).
Освобождение Брянска и Бежицы Советской армией.
Восстановление городской промышленности.
Восстановление инфраструктуры города.
Экономика Брянска во второй половине 40-х – 80-е гг. XX в.
Общественно-политическая жизнь горожан в конце 40-х – 80-е гг. XX в.
Культура населения Брянска во второй половине 40-х – 80-е гг. XX в.
Быт горожан во второй половине 40-х – 80-е гг. XX в.
Экономика города в 90-х гг. XX – 10-х гг. XXI вв.
Общественно-политические перемены в городе в постсоветский период.
Культура и быт горожан в постсоветский период.
Брянские приходы и монастыри в XVI – конце 80-х гг. XX вв. Возрождение и деятельность Брянской епархии на территории областного центра.
Список учебников и учебных пособий
1.Буковский М.Е., Гродненская Е.В. Юный исследователь: Учебная программа.-Тамбов: ТОИПКРО,2006.-73с
2.Голованова В.И., Карбонович О.В., Лупоядова Л.Ю., Якимович И.Г.. Проектная и исследовательская деятельность. – Методическое пособие.-Брянск: Издательство « Курсив», 2012.-с.132
3.Петряева Е.Ю.,Пластинини В.М., Содномова Л.П. Реферат и исследовательская работа: рекомендации по написанию и представлению._ М.: Библиотека журнала « Исследовательская работа школьников», 2008.-48 с. – Серия « Методическое обеспечение»
4.Савенков А.И. Путь в неизведанное. Развитие исследовательских способностей школьников: Методическое пособие для школьных психологов.-М,:Гегнзис, 2005.-203с.
5.История Брянского края. ХХ век. Крашенинников В.В. -Издательство Клинцовской городской типографии,- 2003 год.
6.История Брянского края ( с древнейших до конца 19 века) Учебно- методическое пособие для учителей школ и студентов. /под общей редакцией Е.А.Шинакова.- Брянск : Курсив- 2012 г.
7.История Брянского края. Методическое пособие для учителей. Гражданско – правовое образование..г. Брянск, -2006 год.
8.Брянщина через века. Электронный учебник. Брянск, - 2003.
Тематическое планирование по Брянскому краю
«Проектная и исследовательская деятельность» 11 класс
Авторы: В.И.Голованова, О. В. Карбанович, Л.Ю. Лупоядова, И.Г. Якимович, 34 часа
Дата | № урока | Тема и основное содержание урока. | Кол-во часов | Практические работы | Тип урока | Вид контроля | Примечания |
план | факт | |
| | 1 | Научное исследование | 1 | | Водный урок с элементами беседы | Фронтальный устный опрос | |
| | 2 | Исследовательский проект | 1 | | Лекция | Фронтальный устный опрос | |
| | 3 | Методы научного исследования | 1 | | Лекция | Фронтальный устный опрос | |
| | 4 | Поиск и отбор проблем для исследования | 1 | | Комбинированный | Оценка плана работ | |
| | 5 | Цели, планирование исследовательского проекта | 1 | | Лекция | Оценка плана работ | |
| | 6 | Задачи исследования | 1 | | Лекция | Оценка плана работ | |
| | 7 | Сбор информации для исследования | 1 | | Самостоятельная работа | Оценка плана работ | |
| | 8 | Анализ информации для исследования | 1 | | Самостоятельная работа | Оценка плана работ | |
| | 9 | Планирование подготовки исследования | 1 | | Практикум | Оценка качества решения практических задач темы | |
| | 10 | Как проводить исследование? | 1 | | Практикум | Оценка качества решения практических задач темы | |
| | 11 | Источник информации | 1 | | | Оценка качества решения практических задач темы | |
| | 12 | Способы работы с источниками информации | 1 | | Практикум | Оценка качества решения практических задач темы | |
| | 13 | Организация полевого/кабинетного исследования проекта | 1 | | Семинар | Оценка качества решения практических задач темы | |
| | 14 | Методика проведения исследования | 1 | | Семинар | Оценка рабочего дневника полевого/кабинетного проекта | |
| | 15 | Сбор фактов и материалов | 1 | | Семинар | Оценка рабочего дневника полевого/кабинетного проекта | |
| | 16 | Наблюдение | 1 | | Практикум | Оценка рабочего дневника полевого/кабинетного проекта | |
| | 17 | Исследование | 1 | | Практикум | Оценка рабочего дневника полевого/кабинетного проекта | |
| | 18 | Эксперемент | 1 | | Практикум | Оценка рабочего дневника полевого/кабинетного проекта | |
| | 19 | Статистические обработки данных | 1 | | Практикум | Оценка рабочего дневника полевого/кабинетного проекта | |
| | 20 | Подготовка доклада (реферата) | 1 | + | Семинар | Оценка рабочего дневника полевого/кабинетного проекта | |
| | 21 | Обработка результатов проведенного исследовательского проекта | 1 | | Практикум | Оценка качества решения практических задач темы проектов | |
| | 22 | Создание статистических таблиц | 1 | | Практикум | Оценка рабочего дневника полевого/кабинетного проекта | |
| | 23 | Создание статистических таблиц | 1 | + | Практикум | Оценка рабочего дневника полевого/кабинетного проекта | |
| | 24 | Создание графиков | 1 | | Практикум | Оценка рабочего дневника полевого/кабинетного проекта | |
| | 25 | Создание графиков | 1 | + | Практикум | Оценка рабочего дневника полевого/кабинетного проекта | |
| | 26 | Построение диаграмм | 1 | | Практикум | Оценка рабочего дневника полевого/кабинетного проекта | |
| | 27 | Построение диаграмм | 1 | + | Практикум | Оценка рабочего дневника полевого/кабинетного проекта | |
| | 28 | Подготовка отчета о проекте | 1 | + | Практикум | Оценка отчета и презентации | |
| | 29 | Создание презентации | 1 | | Практикум | Оценка отчета и презентации | |
| | 30 | Создание презентации | 1 | + | Практикум | Оценка отчета и презентации | |
| | 31 | Создание презентации | 1 | + | Практикум | Оценка отчета и презентации | |
| | 32 | Защита проекта. Рефлексия | 1 | | Практикум | Оценка отчета и презентации | |
| | 33 | Защита проекта. Рефлексия | 1 | | Практикум | Оценка отчета и презентации | |
| | 34 | Итоговый урок. Обобщение | 1 | | Обобщение, контроль и коррекция знаний и умений | Оценка отчета и презентации | |