СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Регуляция психо-эмоционального состояния детей и подростков с особыми возможностями здоровья (интеллектуальные нарушения) «Рукам работа- сердцу радость»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представление опыта на III педагогических чтениях с межмуниципальным участием «Образование детей с ОВЗ: опыт и перспективы», г. Назарово, 2023г.

 

Просмотр содержимого документа
«Регуляция психо-эмоционального состояния детей и подростков с особыми возможностями здоровья (интеллектуальные нарушения) «Рукам работа- сердцу радость»»

Регуляция психо-эмоционального состояния детей и подростков с особыми возможностями здоровья (интеллектуальные нарушения) «Рукам работа- сердцу радость»


Гореева Лариса Валентиновна, г. Ачинск, КГБОУ «Ачинская школа №3», педагог-психолог


Разнообразие эмоциональных проявлений приводит к необходимости искать новые возможности психологической поддержки, предупреждения негативных эмоций у детей с особыми возможностями здоровья. По моим наблюдениям у обучающихся с легкой умственной отсталостью наблюдаются: эмоциональная неустойчивость, переживание эмоционального отвержения другими людьми, чувство одиночества, межличностные конфликты, повышенная тревожность, страхи, низкая самооценка. Эмоциональное благополучие обучающихся важно, оно также влияет на процесс протекания учебной деятельности и усвоения материала. Для снижения негативных проявлений, а также в коррекционно-развивающей деятельности использую … манку.

Идея использовать манную крупу в арт-терапевтической работе появилась на основе песочной терапии. Свойства манки во многом совпадают со свойствами песка. Познакомилась я с данным методом на видеозанятиях психолога Елены Тарариной и решила использовать его на практике.

Манка – как элемент арт-терапии. Арт-терапия - популярное направление не только в работе с детьми, но и со взрослыми. Термин арт-терапия введен Адрианом Хиллом в 1938 году и означает «Арт» –искусство, «Терапия» –лечение.

Необычна сфера использования манной крупы. Этот продукт некоторыми свойствами похож на песок: обладает сыпучестью, шероховатостью, способен заполнять пространство, перемещаться, принимать разную форму и цвет, быть фоном для рисунка и т. д. Манка экологична, удобна для работы как индивидуально, так и в группе. Крупа легко стряхивается и почти не оставляет следов на одежде.

Во время арт-терапии важна атмосфера (доверия и расположения к деятельности) и целеполагание (что и для чего мы сейчас будем делать). В процессе творческого процесса дети испытывают интерес, погружаются в состояние расслабления, сбрасывают негативную энергию, испытывают живые и яркие чувства. Творческая и теплая атмосфера арт- терапевтического пространства располагает к свободе самовыражения, способствует усвоению знаний. Использование данной техники еще и способ исцеления: стабилизирует эмоциональное состояние, совершенствует координацию движений, пальцевую моторику, расширяет сенсорное восприятие. На занятиях (групповых/индивидуальных) участники снимают стресс, открывают в себе творческое начало, выражают себя, наполняются новыми впечатлениями, эмоциями, ощущениями.

При организации занятий я использую следующие материалы: манка (можно окрасить пищевыми красителями), листы (размер А3) на которых каждый участник осваивает сыпучий материал; листы цветной бумаги «подложка» (размер А4) - для создания картин, иллюстраций; рисунки –иллюстрации к сказкам; мелкие игрушки; трубочки для коктейля. Оборудование: столы, стулья, колонка, фотоаппарат (телефон).

Каждое занятие структурировано: Приветствие –основная часть и рефлексия. Упражнения-приветствия могут быть разнообразными. Например, «Здравствуйте! Я - … (имя), я умею…, и это здорово!», «Меня зовут … (имя), Здравствуй, мир!», «Я - подарок для человечества, так как я …», «Я радуюсь, когда слышу…», «Передай улыбку по кругу» (в групповом занятии) и другие. Данные упражнения знакомят участников друг с другом, заряжают хорошим настроением. С таким положительным настроем прикасаемся к манке. Начинаем работу с манкой с мотивационных техник. Они вызывают доверие и интерес к этому продукту. Манка приятна на ощупь. Несколько незатейливых движений по манке – и могут получиться замечательные манные художества. А если вдруг что-то не получится, всё можно повторить сначала. Обычно в самом начале дети говорят: «О, я не умею рисовать» или «Я плохо рисую», но у нас иная задача: выплеснуть, выразить весь накопившийся негатив, стресс, чтобы улучшить эмоциональное состояние и почувствовать крупинки подушечками пальцев.

Далее во время занятия предлагаю участникам положить руки на манку, рассыпанную на листе бумаги, ладонями вниз. Прошу описать свои ощущения при соприкосновении с крупой, когда «поскользили» ладонями, пальчиками, ребром ладони по поверхности манки, рисуя круги и зигзаги, «прошлись» ладошками по проложенным трассам, представив, что это мы путешествуем. Порисовать на поверхности манки отдельно каждым пальчиком поочередно правой и левой рукой, а потом одновременно.

Когда дети погружаются в процесс взаимодействия с манкой, выполнения упражнений и/или по окончанию, возможно включать релаксационную музыку, для лучшего эффекта расслабления и одновременно стимулирования к поиску. Также в начале занятия можно применять другие мотивационные игры: сделать 3 дождика из крупы: низкий, средний и высокий, набрав манку в ладони и подняв их над листом на разную высоту. Отследить, какому дождику соответствует настроение в данный момент; собрать крупу в кучку и превратить ее в блинчик, толщиной в мизинчик (способ разравнивания участники выбирают самостоятельно: разглаживают, размазывают, рассыпают, встряхивают); разукрасить блинчик (декоративную тарелку) узорами, действуя только мизинцами пальцев, притом одновременно обоими. При работе обеими руками слаженно действуют правое и левое полушария мозга. Можно полюбоваться своим произведением, похвалиться соседям, сфотографировать; придумать по 5 способов перемещения манной крупы. Работа по очереди, сначала один человек показывает способ, потом второй отвечает. Каждый демонстрирует по 3-5 вариантов. Упражнение подходит для работы в парах; придумать по 3 оригинальных способа зарывания разных частей кисти руки в песок; действие по образцу (работа в паре). Один - ведущий, другой - ведомый. Ведущий делает любые действия с манкой, ведомый в точности повторяет за ведущим. Задача - чётко, в том же ритме повторять все действия ведущего. Определённое время, например, минуту или две, партнёры работают в одну сторону, затем меняются.

Когда участники выполняют упражнения важно уточнить, что они при этом испытывают, какие ощущения вызывает контакт с манкой.

Следующие упражнения- упражнения основной части: например, «Пальчиковый поход». Разравниваем манку в широкий круг. Один участник закрывает глаза, а другой размещает на этом поле 2-3 мелких предмета.

Игрок с закрытыми глазами отправляется в поиски спрятанных предметов. Для этого ставит два пальца на край поля и начинает движение, не размыкая пальцев, «шажками» в полсантиметра. У участников-поисковиков возникает ощущение, что этот круг безразмерный. Огромный исследовательский интерес активируется в момент выполнения этого занятия, снимает напряжение, активизируется мелкая моторика, тактильные ощущения, чувство пространства, скорость движения, стратегия работы.

Действия участников разнообразны: один «поисковик» «топчется» пальчиками у края поля, не смея двинуться вперед; другой ходит взад и вперед; третий «бродит» вокруг да около, так и не находя предметы. Кто-то начинает нервничать, бросая все на полпути, кто-то сосредоточенно исследует участок за участком, собирая свои призы.

Поведение в «пальчиковом походе» наглядно демонстрирует манеру действовать в проблемной ситуации. Специально организованная игровая ситуация позволяет человеку визуализировать и скорректировать свое поведение.

К упражнениям основной части можно отнести: «Дневник событий», «Космическое путешествие», «Четыре стихии», «Праздник» и другие.

Также как художники пишут свои картины и передают в ней свое настроение и каждая их картина пропитана волнением, радостью, тревогой, улыбками и другими переживаниями. Так и наши дети-участники, соприкасаясь с манкой, переживают восхитительные ощущения погружения в детство с его незамысловатыми играми в песочнице и простыми, но глубокими эмоциями. При использовании данной методики негативные эмоции преобразуются в позитивные.

Во время проведения данной арт-терапевтической технологии проводится чередование самостоятельной и групповой работы. Участники активно обсуждают, обмениваются ассоциациями и поясняют полученный материал. Сама атмосфера напоминает игру – путешествие. При этом участники знакомятся с малоизвестными сторонами собственного внутреннего мира и учатся решать проблемы по-другому, более эффективно, чем решали их раньше.

В основной части допустимо использовать рисование известной или сочиненной сказки, пересказанной старой на новый лад. Сказка – как философия победы добра над злом. Активизация знаний о законах жизни и способах проявления созидательной творческой силы, о моральных нормах и принципах социальных взаимоотношений. В сказках описываются положительные опыты проживания страхов, эмоциональных кризисов, характерных для развивающегося человека. Сказка учит продуктивно преодолевать страх. Сказка служит средством встречи с самим собой. Сказка - как способ исцеления, излечения.

Заключительная часть -  рефлексия. Используются такие упражнения, как «Кувшин» (наполняем кувшин своим настроением: делимся какие ощущения, эмоции остались от занятия), «Мое настроение» и другие. Участники вспоминают, какие упражнения проводились и обсуждают, что им больше всего понравилось и вызвало интерес. Поясняют, что этот трудоемкий, требующий усидчивости, предельного внимания, аккуратности и терпения процесс дает невероятный результат. Арт-терапия является хорошим способом социальной адаптации, так как она в основном использует средства невербального общения. Это очень важно для детей, которым сложно выразить свои мысли в словах.

Работа с манкой развивает воображение, фантазию, тактильную чувствительность, снижают эмоциональное напряжение, расслабляет. Использование манки, несет большой психотерапевтический эффект с застенчивыми и тревожными детьми. Они, как правило, избегают эмоциональных проявлений, испытывают страх совершить ошибку, замыкаются в себе. Работа с манкой снимает внутреннюю зажатость, снижает уровень тревожности, поскольку человек имеет возможность исправить ошибку и выводит на новый уровень общения.

Детям с проявлением агрессии данная методика дает возможность переключиться на более спокойный процесс, они становятся сосредоточенными, внимательными и спокойными, т.е. манка снимает напряжение.

Использование методов арт-терапии существенно повышает личную ценность, содействует формированию позитивной самооценки и повышению уверенности в себе.

Данную арт-терапевтическую методику возможно использовать и со взрослыми: родителями, педагогами. Она гармонизирует психическое состояние, повышает способность к рефлексии и самовыражению, самопознание, раскрывает творческий потенциал и способствует нахождению внутренних ресурсов.

Список использованной литературы

Воронова, А.А. Арт-терапия для детей и родителей /А.А. Воронова. – Рн/Д: Феникс, 2013. – 253 с.

Киселева, М.В. Арт-терапия в работе с детьми / М.В. Киселева. – м.: Речь, 2014. – 160 сю

Никитин, В.Н. Арт-терапия: Учебное пособие / В.Н. Никитин. – М.: Когито-центр, 2014.-328 с.

Тарарина, Елена. Практикум по арт-терапии в работе с детьми. /Елена Тарарина – К.2018., 256 стр.