Маленкова Елена Яковлевна,
заместитель директора по работе с одаренными детьми
КГУ «Средняя школа № 13 акимата города Рудного»
Рейтинг одаренных детей в средней школе как средство выявления, сохранения и развития фактора одаренности у детей и подростков.
Проблема воспитания и обучения одаренных детей обусловлена необходимостью сохранения и развития интеллектуального потенциала Республики Казахстан. Поэтому выявление, сохранение и развитие фактора одаренности у детей – дело первостепенной важности.
Организация работы с одаренными детьми является приоритетной в системе методической работы нашей школы. Осуществляя планомерную работу с одаренными детьми, мы уже сегодня решаем самую главную задачу нового проекта образования – формируем высокоинтеллектуальную, конкурентоспособную личность.
Одним из важнейших этапов работы с одаренными детьми – мониторинг их развития и отслеживание успешности каждого ребенка. Для решения этой задачи в школе уже много лет ведется методическая работа по составлению рейтинга одаренных детей.
В школе реализуется утвержденная программа «Одаренные дети» на 2019-2024 гг., которая определяет стратегию, основные направления деятельности педагогического коллектива по выявлению, поддержке и развитию академической одаренности учащихся школы.
Ежегодно психологами школы совместно с классными руководителями и учителями – предметниками проводится диагностика по уточнению банка данных одаренных (способных) детей, и выявлению обучающихся, обладающих высокими способностями в какой-либо области. Из года в год наблюдается рост достижений обучающихся, состоящих в данной базе. Каждый педагог школы представил рейтинг одаренных (способных) детей, в котором в течение учебного года отслеживал качество участия в предметных конкурсах и олимпиадах по своему предмету.
Развитие одаренных (способных) детей в школе осуществляется посредством использования вариативного компонента рабочего плана, индивидуальной работы, обеспечения участия в проектно-исследовательской деятельности, в предметных олимпиадах, интеллектуальных, творческих конкурсах и спортивных соревнованиях.
Вариативная часть
Было осуществлено 92 факультативных, прикладных курсов, занятий по выбору, индивидуальных и групповых консультаций по развитию и углублению учащихся КПП, 1-10 классов в различных предметных областях. 18 – в группах дошкольного воспитания, 7 – в области дополнительного образования. Педагоги представили отчеты по результативности данного вида деятельности.
Научное общество учащихся
Целью научно-исследовательской работы учеников является углубленное изучение и закрепление учебного материала, овладение разносторонними методами познания, современной методикой научных исследований.
Задачи научного общества учащихся:
• создание условий для развития интеллектуальных способностей обучающихся через информативно-коммуникативные технологии;
• вовлечение педагогов в инновационную деятельность
• работа с одаренными детьми через проектно-исследовательскую деятельность.
• учить работать с научной литературой, отбирать, анализировать, систематизировать информацию; выявлять и формулировать исследовательские проблемы; грамотно оформлять научную работу;
• способствовать овладению учащимися искусством дискуссии, выступления перед аудиторией с докладами;
• содействовать профессиональному самоопределению учащихся.
Научное общество учеников действует уже более 10 лет. Ребята и педагоги показывают достаточно высокий уровень подготовки и достойно представляют нашу школу на городском, областном и республиканском уровне конкурса научных и исследовательских работ «Зерде».
Год | Кол-во работ | % качества |
| Гор. Обл. Респ. | Гор. Обл. Респ. |
2016 – 2017 | 9 | 2 | - | 66% | 50% | - |
2017 – 2018 | 8 | 1 | - | 25% | 0 | - |
2018 - 2019 | 4 | 2 | - | 50% | 100% | - |
2019-2020 | 2 | 3 | - | - | 100% | - |
В 2019 – 2020 на городском уровне было представлено две исследовательские работы – Есимовой Аяжан (руководитель Калиева С. М) и Омарова Айдынбека (Айдарова Д. Л.), получены сертификаты участников.
На 15 региональной научно-практической конференции школьников им. Т. Е. Даулетбаева было представлено три работы, занявшие призовые места. Качество – 100%. 1 место – Омаров Айдынбек, 8 класс с работой «Мүмкіндігі шектеулі жандар - қоғамның бір бөлшегі, оларға табыс көзін үйрету», руководитель Айдарова Д. Л., учитель истории. 3 место – Есимова Аяжан, 5 класс «Фаст фуд тағамдарының адам ағзасына әсері», руководитель Оспанова С.М., учитель английского языка. 3 место - Ниязбекова Айдана, 6 класс. Работа «Қазақтың байырғы сусабыны» тақырыбы бойынша мектебіміздің намысын қорғап,руководитель, учитель казахского языка и литературы Жусипова У. А.
Анализ показывает: расширяется диапазон мероприятий различного уровня, стабильно высокое качество представленных работ, особенно на областном уровне. Однако снизилось количество работ в начальной школе и классах с русским языком обучения. То есть число обучающихся, вовлеченных в исследовательскую деятельность, снижается.
Выводы: Работа НОУ ведется удовлетворительно; необходимо вовлекать в исследовательскую деятельность больше обучающихся, начиная с начальной школы, так как это является одним из важнейших условий обновления образования.
Задачи на следующий 2020-2021 учебный год
1. Развивать творческие способности и познавательную активность учащихся, продолжить работу над развитием самореализации исследовательского потенциала учащихся.
2. Повысить активность и результативность учащихся в олимпиадах, конкурсах, турнирах, конференциях.
Результативность участия в городских, областных, республиканских предметных олимпиадах
Предмет | Участники олимпиад | Качество |
| Всего | Гор | Обл | Респ | Межд | |
Казахский язык и литература | 100 | 4 | - | 61 | - | 61% |
Русский язык и литература | 35 | 4 | - | - | 7 | 45% |
Английский язык | 43 | 3 | 23 | - | 2 | 62% |
Математика | 39 | 1 | - | 6 | 11 | 58% |
Информатика | 27 | - | - | 1 | 10 | 51% |
География | 57 | 6 | 10 | 7 | 5 | 51% |
Биология | 35 | 5 | 1 | 7 | 8 | 63% |
Физика | 19 | 2 | - | - | 4 | 43% |
Химия | 22 | 3 | - | 5 | - | 41% |
История Казахстана | 34 | 3 | - | 10 | 5 | 44% |
Основы права | 11 | 3 | - | - | - | 45% |
Начальные классы | 31 | 12 | - | - | 8 | 48% |
Музыка | 7 | - | - | 7 | - | 100% |
Ежегодно на основании Положения о предметных олимпиадах с целью выявления одаренных (способных) детей, повышения интереса обучающихся к углубленному изучению определенных предметов, повышения уровня учебной мотивации в школе проводится олимпиада по общеобразовательным предметам. В этом учебном году школьная олимпиада была проведена по предметам: казахскому языку, русскому языку, английскому языку, истории Казахстана, математике, биологии, географии, химии, физике, информатике. Среди обучающихся 8-10 классов проводились по текстам Регионального научно-практического центра «Костанай Дарыны». Для обучающихся 5-7 классов, по данным предметам, задания составлены педагогами школы.
В школьной олимпиаде по общеобразовательным предметам приняли участие 232 обучающихся школы, качество участия составило 56%, на 1% выше, чем в прошлом учебном году.
Количество участников 2 этапа Республиканской олимпиады в этом учебном году составило 35, качество участия 34%, выше прошлогоднего результата на 13%. В областном этапе Республиканской олимпиады участвовал Сапаров Асет, 9 кл. (Рақымжанов И. Ғ.). Предмет – география, результат – 2 место.
Есимова Аяжан, ученица 5 Ә класса приняла участие в очной областной юниорской олимпиаде по биологии 5 – 8 классы. Результат – 2 место (Маленкова Е. Я., Рақымжанов И. Ғ.).
Участники школьного этапа олимпиады, набравшие наибольшее количество баллов были признаны победителями школьного этапа и награждены дипломами различной степени. Призеры городских и областных этапов награждены грамотами ГУ «Рудненский отдел образования».
Качество участия в городских этапах за три года
В 2019 - 2020 учебном году результативность участия в старшем звене повысилась - 12 призовых мест:
2 место: казахский язык – Рахматулла А., 8 кл (Сабитова Г. Ж.), русский язык - Анучкина Д., 8 кл. (Жабакова М. Т.), биология - Балгабаева А., 8 кл (Спанова Г. А.), английский язык – Айтуарова Д, 9 кл. (Абденова Б. К.);
3 место: казахский язык – Ли Александр, 8 кл. (Валиева Ш. К.), русский язык – Исетова А., 9 кл, Горбунова А., 9 кл. (Жабакова М. Т.), казахский язык - Сейтова Г., 10 кл (Сабитова Г. Ж.), биология – Насонов В., 9 кл (Маленкова Е. Я.), география – Сапаров А., 9 кл. (Рақымжанов И. Ғ.), Балакин С., 10 кл. (Симонова Т. М.), математика – Супрядкин А., 9 кл. (Гридневская А. П.)
От начальной школы в I (городском) этапе Олимпиады для учащихся начальных классов по общеобразовательным предметам принимали участие 12 обучающихся, 1 призовое место: 3 место Снигур Владислав, 3 кл. (Байбурдина С. Б.).
Городская олимпиада по основам наук для 5 – 7 классов в этом учебном году не проводилась в связи с объявлением режима ЧС и перехода в 4 четверти на дистанционное обучение.
В областной дистанционной олимпиаде «Дарын» участвовало 32 ученика (22 участников в прошлом году) по предметам: английский язык «Funny English», география. 17 призовых мест.
Ф.И. участника | Класс | Предмет, учитель | место |
Сырисова Кристина | 7 | География (Испамбетова Л. В.) | 3 |
Балакин Станислав | 10 | География (Симонова Т. М.) | 3 |
Никитин Алексей | 10 | География (Симонова Т. М.) | 3 |
Седьмой год учителя и учащиеся участвуют в дистанционной республиканской олимпиаде КИО. Всего участников КИО в 2013- 2014 – 67, 2014 – 2015 учебном году было 64, в 2015-2016 – 45 (из них учащихся 28), в 2017 – 2018 – 95 (из них учащихся 38), в 2018 – 2019 – 131, в 2019 – 2020 – 61 (из них учащихся 26).
Олимпиада | Кол-во участников | Средний балл | Максимальный балл | Коэффициент | Начисленный рейтинг |
История Казахстана 1 тур | 6 | 14.833 | 40 | 0.1 | 0.223 |
Математика для учителей | 1 | 19.000 | 40 | 3 | 1.425 |
Английский язык для учителей | 1 | 25.000 | 40 | 3 | 1.875 |
Олимпиада для учителей начальных классов | 4 | 18.750 | 40 | 3 | 5.625 |
Казахский язык 1 тур | 7 | 33.143 | 40 | 0.1 | 0.580 |
Педагогика: традиции и инновации | 1 | 20.000 | 40 | 3 | 1.500 |
Русский язык для учителей | 1 | 11.000 | 40 | 3 | 0.825 |
Казахский язык для учителей | 7 | 21.429 | 40 | 3 | 11.250 |
Казахская литература для учителей | 2 | 6.000 | 40 | 3 | 0.900 |
Математика для учителей | 1 | 26.000 | 40 | 3 | 1.950 |
Биология 1 тур | 4 | 26.250 | 40 | 0.1 | 0.263 |
Основы безопасности жизнедеятельности | 1 | 23.000 | 40 | 3 | 1.725 |
Естествознание (5-6 кл) 1 тур | 3 | 31.000 | 40 | 0.1 | 0.233 |
Математика 1 тур | 3 | 32.667 | 40 | 0.1 | 0.245 |
Олимпиада для учителей начальных классов | 12 | 20.250 | 40 | 3 | 18.225 |
Математика для учителей | 1 | 5.000 | 40 | 3 | 0.375 |
Математика 2 тур | 2 | 25.500 | 40 | 3 | 3.825 |
Казахский язык для учителей | 1 | 28.000 | 40 | 3 | 2.100 |
Информатика 1 тур | 1 | 24.000 | 40 | 0.1 | 0.060 |
Самопознание | 1 | 22.000 | 40 | 3 | 1.650 |
Информатика для учителей | 1 | 34.000 | 40 | 3 | 2.550 |
Итого | 61 | | | | 57.403 |
Наибольший рейтинг в этом учебном году по предмету математика – 4,07 балла.
Восьмой год наши ученики принимают участие в Международной олимпиаде по основам наук. В этом году соревновались 37 обучающихся (в два раза больше, чем в прошлом учебном году): 5 учеников по предмету география, 8 по биологии, 2 по английскому языку, 11 по математике, 4 по физике, 3 по русскому языку, 4 по истории. Все участники дошли до финала и стали обладателями Дипломов 1, 2, 3 степени. Под руководством учителя Симоновой Т. М. завоевал бронзовую медаль по предмету география Куваков Алексей, ученик 8 класса.
Шестой год ученики школы результативно принимают участие в дистанционной Республиканской олимпиаде по казахскому языку «Зият» - для учащихся 5-10 классов школ с негосударственным языком обучения. Качество участия в данной олимпиаде в этом году 100%.
Второй год подобная олимпиада проводится для учеников начальных классов. В конкурсе ««ZIYAT- UNIOR» -2019» по казахскому языку приняли участие 28 обучающихся классов с государственным языком обучения, 26 призовых мест, качество 93%. Конкурс «ЗИЯТ-ЮНИОР» -2019 по казахскому языку – 16 участников, 15 призовых мест, качество 94%.
Учителя казахского языка и литературы готовят учеников к конкурсам различного уровня. Изухович Яна, 9 класс, заняла 1 место в Республиканском конкурсе эссе «Ел тірегі - Елбасы», руководитель Есентемирова Б. Т. Ученица 10 Ә класса Куанышева Асия стала победительницей городского этапа, на областном этапе заняла 2 место Республиканского конкурса эссе, посвященного году молодежи, руководитель Сабитова Г. Ж. Сейтова Гулзираш заняла 1 место в городском областном конкурсе «Абай оқулары» (Сабитова Г. Ж.), Балгабаева Балнур – 3 место в городском этапе (Жусипова У. А.). Омаров Айдынбек занял 1 место в областном конкурсе выразительного чтения (Сабитова Г. Ж.). Сырисова Кристина – 3 место в городском нонкурсе «Тіл шамшырағы» (Мусина Д. Т.).
Обучающиеся КПП и мини – центров в этом учебном году приняли участие:
Название конкурса | Уровень | Число участников | Число призовых мест |
ПОНИ – «Палитра» | Республиканский | 18 | 7 |
ПОНИ – «Речецветик» | Международный | 15 | 5 |
Обучающиеся школы продолжают принимать участие в областных, республиканских, международных интеллектуальных конкурсах таких, как «Ақ Бота», «Атамекен», «Золотое руно», «Кенгуру – Математика для всех», «Зият – юниор».
Наименование конкурса | 2017 – 2018 | 2018 – 2019 | 2019 - 2020 |
учебный год | учебный год | учебный год |
Кол-во учащихся | Кол-во призовых мест | Кол-во учащихся | Кол-во призовых мест | Кол-во учащихся | Кол-во призовых мест |
Областной конкурс Атамекен | 30 | 3 | 51 | 13 | 77 | 3 |
Республиканский конкурс «Ақ бота» | 32 | 5 | 25 | 4 | 28 | 5 |
Республиканский конкурс ««ZIYAT- UNIOR»-2019» | | | 13 | 9 | 28 | 26 |
Республиканский конкурс «ЗИЯТ-ЮНИОР»-2019 | | | 3 | 3 | 16 | 15 |
Республиканский конкурс «ЗИЯТ»-2018 | | | 10 | 10 | 13 | 13 |
Международный конкурс «Золотое Руно» | | | 21 | Сертификаты | 7 | 3 |
Международный конкурс «Кенгуру-математик» | - | - | 3 | Сертификаты | 12 | 3 |
Международный «Русский +» | 6 сертификатов | | 10 | Сертификаты | | |
Международный дистанционный онлайн – турнир «Орфо – Эверест» | 6 сертификатов | | | | 4 | Сертификаты |
Республиканская олимпиада по музыке «Аккорд» | | | | | 7 | 7 |
Конкурс «Умники и умницы. Краеведение» | 9 | 6 | | | | |
Конкурс «Умники и умницы. Следствие ведут Колобки» | 22 | 19 | | | | |
«Фоксфорд X, XI, XII сезон | 28 | 11 | 6 | 4 | 10 | 10 |
Funny English олимпиада | 15 | 12 | 18 | 3 | | |
Международная олимпиада по основам наук | 33 | 22 | 18 | 18 | 37 | 31 |
Количество призовых мест остается высоким. Разнообразие конкурсов, предлагаемых учащимся, возросло, учащиеся имеют возможность выбора и реализации своих знаний и умений.
В 4 четверти в связи с переходом на дистанционное обучение некоторые конкурсы не были проведены. Однако обучающимся было предложено большое количество онлайн олимпиад и конкурсов, в которых они принимали участие под руководством учителей и с помощью родителей. Большое внимание уделялось правильной организации дистанционного обучения школьников. Абылхайыров Ердос, ученик 3 Ә стал победителем республиканского конкурса «Цифрлық білім беру: кашықтан оқыту!», организованного Республиканской образовательной платформой BilimLand (руководитель Бақытбек І. Б).
Творческие конкурсы
Творческие конкурсы – это соревнования, в которых каждому из участников на конкурсной основе дается возможность реализовать свои знания в той или иной области науки, искусства. В школе под руководством учителя музыки Дегтяревой Н. А. действует вокально-хоровой кружок «Звонкий ручеёк». Кружок посещают 30 учащихся с 1 по 10 класс, где успешно развиваются творческие способности обучающихся.
№ | Название мероприятия | ФИ учащихся | Результат |
1 | «Әсем ӘнІм» | Гайсина А., 9 А | 3 место |
2 | «Атамекен» | Сайдуллаева Маншук 9 Ә Дуэт: Гайсина А., 9 кл. Минуллина А. 10 кл. Жангаскина А. кл. | 1 место 3место Участие |
3 | «Голос Рудного» | Сайдуллаева М. Гайсина А. 9а Минуллина А.9э Жангаскина А. 2а. | 3 место Участие |
4 | «Потому что солдат» к 75летиюПобеды | Сайдуллаева Маншук 9э | 3место |
5 | Конкурс песен на английском языке | Трио(9э,10Э) | 2место |
6 | Республиканская олимпиада «Жарқын болашақ» | Сайдуллаева Маншук 9э | Городской этап 1место Областной этап 1 место |
7 | Онлайн-конкурс «Рудный stars» | Жангаскина А. 2а. Бердалинов Чингизхан 3а | 3 место Победитель зрительского голосования |
8 | Дистанционный вокальный фестиваль – конкурс, посвященный 75 – летию победы в ВОВ «Салют, Победа!» | Бердалинов Чингизхан 3а | Результат ожидается |
9 | Городской этап областного дистанционного конкурса школьных клубов «Адал Ұрпақ» Номинация патриотических песен «Наш Казахстан» | Дуэт: Гайсина А 9а, МинуллинаА.9э | Результат ожидается |
10 | Пятая Республиканская олимпиада по музыке «Аккорд» | Липовцев М. 3а Аукенова З. 3а Карасёва А. 3б Рыбалка М. 4а Рыбалка Н. 6а Миронюк А. 6а Курушпаева В. 6в | 1место 1 место 1место 1место 3 место 3место 3место |
11 | Школьный конкурс исследовательских работ «Туган өлке тарихы» | Мошкарёва Е. Акмурзинова А. | 2 место |
Вокалисты школы активно участвовали в вокальных конкурсах городского, областного, республиканского уровня, принося школе рейтинговые, победные места, а также в онлайн-конкурсах, работая с Жанабаевой А. Т. и Дегтярёвой Н.А. дистанционно. Родители помогали, осуществляли видеосъёмку юных вокалистов.
Сайдуллаева Маншук, ученица 9 Ә класса была приглашена для съёмок на РЦТ (Рудненское цифровое телевидение), где стартовала новая программа «Рудный Life». Маншук участвовала в рубрике «Музыкальный гость».
Все участники вокально-хорового кружка принимают активное участие в массовых мероприятиях школы: общешкольных родительских собраниях, торжественных линейках, праздниках и конкурсных программах.
Учащиеся школы участвовали в традиционных рейтинговых городских и областных конкурсах. Команда ЮИД нашей школы достойно представила Костанайскую область на республиканском конкурсе, заняв 5 общекомандное призовое место. В личном первенстве в конкурсе юных регулировщиков 1 место заняла Балгабаева Айгерим, «Знатоки ПДД» - Гайсина Айгуль - 1 место, Олейник Екатерина – 2 место. В командных соревнованиях заняли 2 место в конкурсах «Юный санитар», «Агидбригада», «Знатоки ПДД».
Спортивные мероприятия
Городская Спартакиада школьников в 2019 – 2020 учебном году не проводилась, многие спортивные соревнования, запланированные на весну были отменены из-за введения режима ЧС. Учащиеся школы принимали участие в городском легкоатлетическом кроссе, эстафете, лыжном фестивале.
Таблица результативности учеников предствлена в Приложении 2 .
На основании достигнутых результатов можно сделать вывод о том, что работа с одаренными детьми в школе ведется целенаправленно, системно, необходимо усилить качество индивидуальной подготовки участников конкурсов, олимпиад, соревнований.
8.5. | Число школьников, ставших победителями и призерами предметных олимпиадах (в том числе дистанционных) | Человек | 263 | |
8.5.1. | школьного уровня | Человек | 130 | |
8.5.2. | городского уровня | Человек | 13 | |
8.5.3. | областного уровня | Человек | 22 | |
8.5.4 | республиканского уровня | Человек | 52 | |
8.5.5 | Международного уровня | Человек | 46 | |
8.6. | Число школьников, ставших победителями и призерами творческих конкурсов (в том числе заочных) | Человек | 54 | |
8.6.1. | городского уровня | Человек | 42 | |
8.6.2. | областного уровня | Человек | 4 | |
8.6.3. | республиканского уровня | Человек | 8 | |
8.7. | Число школьников, ставших победителями и призерами спортивных соревнований | Человек | 12 | |
8.7.1. | городского уровня | Человек | 6 | |
8.7.2. | областного уровня | Человек | 6 | |
8.7.3. | Республиканского | Человек | | |
8.7.4. | Научно-исследовательские работы: Городской Областной Республиканский | Человек | 3 3 | |