СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рейтинг одаренных детей в средней школе как средство выявления, сохранения и развития фактора одаренности у детей и подростков.

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одним из важнейших этапов развития одаренных детей - мониторинг их развития и отслеживание успешности каждого ребенка.для решения этой задачи в нашей школе уже много лет ведется работа по составлению рейтинга одаренных детей.

Просмотр содержимого документа
«Рейтинг одаренных детей в средней школе как средство выявления, сохранения и развития фактора одаренности у детей и подростков.»

Маленкова Елена Яковлевна,

заместитель директора по работе с одаренными детьми

КГУ «Средняя школа № 13 акимата города Рудного»


Рейтинг одаренных детей в средней школе как средство выявления, сохранения и развития фактора одаренности у детей и подростков.


Проблема воспитания и обучения одаренных детей обусловлена необходимостью сохранения и развития интеллектуального потенциала Республики Казахстан. Поэтому выявление, сохранение и развитие фактора одаренности у детей – дело первостепенной важности. 

Организация работы с одаренными детьми является приоритетной в системе методической работы нашей школы. Осуществляя планомерную работу с одаренными детьми, мы уже сегодня решаем самую главную задачу нового проекта образования – формируем высокоинтеллектуальную, конкурентоспособную личность. 

Одним из важнейших этапов работы с одаренными детьми – мониторинг их развития и отслеживание успешности каждого ребенка. Для решения этой задачи в школе уже много лет ведется методическая работа по составлению рейтинга одаренных детей.

В школе реализуется утвержденная программа «Одаренные дети» на 2019-2024 гг., которая определяет стратегию, основные направления деятельности педагогического коллектива по выявлению, поддержке и развитию академической одаренности учащихся школы.

Ежегодно психологами школы совместно с классными руководителями и учителями – предметниками проводится диагностика по уточнению банка данных одаренных (способных) детей, и выявлению обучающихся, обладающих высокими способностями в какой-либо области. Из года в год наблюдается рост достижений обучающихся, состоящих в данной базе. Каждый педагог школы представил рейтинг одаренных (способных) детей, в котором в течение учебного года отслеживал качество участия в предметных конкурсах и олимпиадах по своему предмету.

Развитие одаренных (способных) детей в школе осуществляется посредством использования вариативного компонента рабочего плана, индивидуальной работы, обеспечения участия в проектно-исследовательской деятельности, в предметных олимпиадах, интеллектуальных, творческих конкурсах и спортивных соревнованиях.

Вариативная часть

Было осуществлено 92 факультативных, прикладных курсов, занятий по выбору, индивидуальных и групповых консультаций по развитию и углублению учащихся КПП, 1-10 классов в различных предметных областях. 18 – в группах дошкольного воспитания, 7 – в области дополнительного образования. Педагоги представили отчеты по результативности данного вида деятельности.


Научное общество учащихся

Целью научно-исследовательской работы учеников является углубленное изучение и закрепление учебного материала, овладение разносторонними методами познания, современной методикой научных исследований.

Задачи научного общества учащихся:

• создание условий для развития интеллектуальных способностей обучающихся через информативно-коммуникативные технологии;

• вовлечение педагогов в инновационную деятельность

• работа с одаренными детьми через проектно-исследовательскую деятельность.

• учить работать с научной литературой, отбирать, анализировать, систематизировать информацию; выявлять и формулировать исследовательские проблемы; грамотно оформлять научную работу;

• способствовать овладению учащимися искусством дискуссии, выступления перед аудиторией с докладами;

• содействовать профессиональному самоопределению учащихся.

Научное общество учеников действует уже более 10 лет. Ребята и педагоги показывают достаточно высокий уровень подготовки и достойно представляют нашу школу на городском, областном и республиканском уровне конкурса научных и исследовательских работ «Зерде».


Год

Кол-во работ

% качества


Гор. Обл. Респ.

Гор. Обл. Респ.

2016 – 2017

9

2

-

66%

50%

-

2017 – 2018

8

1

-

25%

0

-

2018 - 2019

4

2

-

50%

100%

-

2019-2020

2

3

-

-

100%

-






В 2019 – 2020 на городском уровне было представлено две исследовательские работы – Есимовой Аяжан (руководитель Калиева С. М) и Омарова Айдынбека (Айдарова Д. Л.), получены сертификаты участников.

На 15 региональной научно-практической конференции школьников им. Т. Е. Даулетбаева было представлено три работы, занявшие призовые места. Качество – 100%. 1 место – Омаров Айдынбек, 8 класс с работой «Мүмкіндігі шектеулі жандар - қоғамның бір бөлшегі, оларға табыс көзін үйрету», руководитель Айдарова Д. Л., учитель истории. 3 место – Есимова Аяжан, 5 класс «Фаст фуд тағамдарының адам ағзасына әсері», руководитель Оспанова С.М., учитель английского языка. 3 место - Ниязбекова Айдана, 6 класс. Работа «Қазақтың байырғы сусабыны» тақырыбы бойынша мектебіміздің намысын қорғап,руководитель, учитель казахского языка и литературы Жусипова У. А.

Анализ показывает: расширяется диапазон мероприятий различного уровня, стабильно высокое качество представленных работ, особенно на областном уровне. Однако снизилось количество работ в начальной школе и классах с русским языком обучения. То есть число обучающихся, вовлеченных в исследовательскую деятельность, снижается.

Выводы: Работа НОУ ведется удовлетворительно; необходимо вовлекать в исследовательскую деятельность больше обучающихся, начиная с начальной школы, так как это является одним из важнейших условий обновления образования.

Задачи на следующий 2020-2021 учебный год

1. Развивать творческие способности и познавательную активность учащихся, продолжить работу над развитием самореализации исследовательского потенциала учащихся.

2. Повысить активность и результативность учащихся в олимпиадах, конкурсах, турнирах, конференциях.





Результативность участия в городских, областных, республиканских предметных олимпиадах


Предмет

Участники олимпиад

Качество


Всего

Гор

Обл

Респ

Межд


Казахский язык и литература

100

4

-

61

-

61%

Русский язык и литература

35

4

-

-

7

45%

Английский язык

43

3

23

-

2

62%

Математика

39

1

-

6

11

58%

Информатика

27

-

-

1

10

51%

География

57

6

10

7

5

51%

Биология

35

5

1

7

8

63%

Физика

19

2

-

-

4

43%

Химия

22

3

-

5

-

41%

История Казахстана

34

3

-

10

5

44%

Основы права

11

3

-

-

-

45%

Начальные классы

31

12

-

-

8

48%

Музыка

7

-

-

7

-

100%


Ежегодно на основании Положения о предметных олимпиадах с целью выявления одаренных (способных) детей, повышения интереса обучающихся к углубленному изучению определенных предметов, повышения уровня учебной мотивации в школе проводится олимпиада по общеобразовательным предметам. В этом учебном году школьная олимпиада была проведена по предметам: казахскому языку, русскому языку, английскому языку, истории Казахстана, математике, биологии, географии, химии, физике, информатике. Среди обучающихся 8-10 классов проводились по текстам Регионального научно-практического центра «Костанай Дарыны». Для обучающихся 5-7 классов, по данным предметам, задания составлены педагогами школы.

В школьной олимпиаде по общеобразовательным предметам приняли участие 232 обучающихся школы, качество участия составило 56%, на 1% выше, чем в прошлом учебном году.

Количество участников 2 этапа Республиканской олимпиады в этом учебном году составило 35, качество участия 34%, выше прошлогоднего результата на 13%. В областном этапе Республиканской олимпиады участвовал Сапаров Асет, 9 кл. (Рақымжанов И. Ғ.). Предмет – география, результат – 2 место.


Есимова Аяжан, ученица 5 Ә класса приняла участие в очной областной юниорской олимпиаде по биологии 5 – 8 классы. Результат – 2 место (Маленкова Е. Я., Рақымжанов И. Ғ.).

Участники школьного этапа олимпиады, набравшие наибольшее количество баллов были признаны победителями школьного этапа и награждены дипломами различной степени. Призеры городских и областных этапов награждены грамотами ГУ «Рудненский отдел образования».


Качество участия в городских этапах за три года

В 2019 - 2020 учебном году результативность участия в старшем звене повысилась - 12 призовых мест:

2 место: казахский язык – Рахматулла А., 8 кл (Сабитова Г. Ж.), русский язык - Анучкина Д., 8 кл. (Жабакова М. Т.), биология - Балгабаева А., 8 кл (Спанова Г. А.), английский язык – Айтуарова Д, 9 кл. (Абденова Б. К.);

3 место: казахский язык – Ли Александр, 8 кл. (Валиева Ш. К.), русский язык – Исетова А., 9 кл, Горбунова А., 9 кл. (Жабакова М. Т.), казахский язык - Сейтова Г., 10 кл (Сабитова Г. Ж.), биология – Насонов В., 9 кл (Маленкова Е. Я.), география – Сапаров А., 9 кл. (Рақымжанов И. Ғ.), Балакин С., 10 кл. (Симонова Т. М.), математика – Супрядкин А., 9 кл. (Гридневская А. П.)


От начальной школы в I (городском) этапе Олимпиады для учащихся начальных классов по общеобразовательным предметам принимали участие 12 обучающихся, 1 призовое место: 3 место Снигур Владислав, 3 кл. (Байбурдина С. Б.).



Городская олимпиада по основам наук для 5 – 7 классов в этом учебном году не проводилась в связи с объявлением режима ЧС и перехода в 4 четверти на дистанционное обучение.

В областной дистанционной олимпиаде «Дарын» участвовало 32 ученика (22 участников в прошлом году) по предметам: английский язык «Funny English», география. 17 призовых мест.


Ф.И. участника

Класс

Предмет, учитель

место

Сырисова Кристина

7

География (Испамбетова Л. В.)

3

Балакин Станислав

10

География (Симонова Т. М.)

3

Никитин Алексей

10

География (Симонова Т. М.)

3


Седьмой год учителя и учащиеся участвуют в дистанционной республиканской олимпиаде КИО. Всего участников КИО в 2013- 2014 – 67, 2014 – 2015 учебном году было 64, в 2015-2016 – 45 (из них учащихся 28), в 2017 – 2018 – 95 (из них учащихся 38), в 2018 – 2019 – 131, в 2019 – 2020 – 61 (из них учащихся 26).


Олимпиада

Кол-во участников

Средний балл

Максимальный балл

Коэффициент

Начисленный рейтинг

История Казахстана 1 тур

6

14.833

40

0.1

0.223

Математика для учителей

1

19.000

40

3

1.425

Английский язык для учителей

1

25.000

40

3

1.875

Олимпиада для учителей начальных классов

4

18.750

40

3

5.625

Казахский язык 1 тур

7

33.143

40

0.1

0.580

Педагогика: традиции и инновации

1

20.000

40

3

1.500

Русский язык для учителей

1

11.000

40

3

0.825

Казахский язык для учителей

7

21.429

40

3

11.250

Казахская литература для учителей

2

6.000

40

3

0.900

Математика для учителей

1

26.000

40

3

1.950

Биология 1 тур

4

26.250

40

0.1

0.263

Основы безопасности жизнедеятельности

1

23.000

40

3

1.725

Естествознание (5-6 кл) 1 тур

3

31.000

40

0.1

0.233

Математика 1 тур

3

32.667

40

0.1

0.245

Олимпиада для учителей начальных классов

12

20.250

40

3

18.225

Математика для учителей

1

5.000

40

3

0.375

Математика 2 тур

2

25.500

40

3

3.825

Казахский язык для учителей

1

28.000

40

3

2.100

Информатика 1 тур

1

24.000

40

0.1

0.060

Самопознание

1

22.000

40

3

1.650

Информатика для учителей

1

34.000

40

3

2.550

Итого

61




57.403



Наибольший рейтинг в этом учебном году по предмету математика – 4,07 балла.

Восьмой год наши ученики принимают участие в Международной олимпиаде по основам наук. В этом году соревновались 37 обучающихся (в два раза больше, чем в прошлом учебном году): 5 учеников по предмету география, 8 по биологии, 2 по английскому языку, 11 по математике, 4 по физике, 3 по русскому языку, 4 по истории. Все участники дошли до финала и стали обладателями Дипломов 1, 2, 3 степени. Под руководством учителя Симоновой Т. М. завоевал бронзовую медаль по предмету география Куваков Алексей, ученик 8 класса.

Шестой год ученики школы результативно принимают участие в дистанционной Республиканской олимпиаде по казахскому языку «Зият» - для учащихся 5-10 классов школ с негосударственным языком обучения. Качество участия в данной олимпиаде в этом году 100%.

Второй год подобная олимпиада проводится для учеников начальных классов. В конкурсе ««ZIYAT- UNIOR» -2019» по казахскому языку приняли участие 28 обучающихся классов с государственным языком обучения, 26 призовых мест, качество 93%. Конкурс «ЗИЯТ-ЮНИОР» -2019 по казахскому языку – 16 участников, 15 призовых мест, качество 94%.

Учителя казахского языка и литературы готовят учеников к конкурсам различного уровня. Изухович Яна, 9 класс, заняла 1 место в Республиканском конкурсе эссе «Ел тірегі - Елбасы», руководитель Есентемирова Б. Т. Ученица 10 Ә класса Куанышева Асия стала победительницей городского этапа, на областном этапе заняла 2 место Республиканского конкурса эссе, посвященного году молодежи, руководитель Сабитова Г. Ж. Сейтова Гулзираш заняла 1 место в городском областном конкурсе «Абай оқулары» (Сабитова Г. Ж.), Балгабаева Балнур – 3 место в городском этапе (Жусипова У. А.). Омаров Айдынбек занял 1 место в областном конкурсе выразительного чтения (Сабитова Г. Ж.). Сырисова Кристина – 3 место в городском нонкурсе «Тіл шамшырағы» (Мусина Д. Т.).

Обучающиеся КПП и мини – центров в этом учебном году приняли участие:


Название конкурса

Уровень

Число участников

Число призовых мест

ПОНИ – «Палитра»

Республиканский

18

7

ПОНИ – «Речецветик»

Международный

15

5


Обучающиеся школы продолжают принимать участие в областных, республиканских, международных интеллектуальных конкурсах таких, как «Ақ Бота», «Атамекен», «Золотое руно», «Кенгуру – Математика для всех», «Зият – юниор».



Наименование конкурса

2017 – 2018

2018 – 2019

2019 - 2020

учебный год

учебный год

учебный год

Кол-во учащихся

Кол-во призовых мест

Кол-во учащихся

Кол-во призовых мест

Кол-во учащихся

Кол-во призовых мест

Областной конкурс Атамекен

30

3

51

13

77

3

Республиканский конкурс «Ақ бота»

32

5

25

4

28

5

Республиканский конкурс ««ZIYAT- UNIOR»-2019»



13

9

28

26

Республиканский конкурс «ЗИЯТ-ЮНИОР»-2019



3

3

16

15

Республиканский конкурс «ЗИЯТ»-2018



10

10

13

13

Международный конкурс «Золотое Руно»



21

Сертификаты

7

3

Международный конкурс «Кенгуру-математик»

-

-

3

Сертификаты

12

3

Международный «Русский +»

6 сертификатов


10

Сертификаты



Международный дистанционный онлайн – турнир «Орфо – Эверест»

6 сертификатов




4

Сертификаты

Республиканская олимпиада по музыке «Аккорд»





7

7

Конкурс «Умники и умницы. Краеведение»

9

6





Конкурс «Умники и умницы. Следствие ведут Колобки»

22

19





«Фоксфорд X, XI, XII сезон

28

11

6

4

10

10

Funny English олимпиада

15

12

18

3



Международная олимпиада по основам наук

33

22

18

18

37

31


Количество призовых мест остается высоким. Разнообразие конкурсов, предлагаемых учащимся, возросло, учащиеся имеют возможность выбора и реализации своих знаний и умений.

В 4 четверти в связи с переходом на дистанционное обучение некоторые конкурсы не были проведены. Однако обучающимся было предложено большое количество онлайн олимпиад и конкурсов, в которых они принимали участие под руководством учителей и с помощью родителей. Большое внимание уделялось правильной организации дистанционного обучения школьников. Абылхайыров Ердос, ученик 3 Ә стал победителем республиканского конкурса «Цифрлық білім беру: кашықтан оқыту!», организованного Республиканской образовательной платформой BilimLand (руководитель Бақытбек І. Б).


Творческие конкурсы

Творческие конкурсы – это соревнования, в которых каждому из участников на конкурсной основе дается возможность реализовать свои знания в той или иной области науки, искусства. В школе под руководством учителя музыки Дегтяревой Н. А. действует вокально-хоровой кружок «Звонкий ручеёк». Кружок посещают 30 учащихся с 1 по 10 класс, где успешно развиваются творческие способности обучающихся.


Название мероприятия

ФИ учащихся

Результат

1

«Әсем ӘнІм»

Гайсина А., 9 А



3 место



2

«Атамекен»

Сайдуллаева Маншук 9 Ә


Дуэт:

Гайсина А., 9 кл.

Минуллина А. 10 кл.


Жангаскина А. кл.

1 место



3место



Участие

3

«Голос Рудного»

Сайдуллаева М.


Гайсина А. 9а

Минуллина А.9э

Жангаскина А. 2а.

3 место


Участие

4

«Потому что солдат»

к 75летиюПобеды

Сайдуллаева Маншук 9э

3место


5

Конкурс песен на английском языке

Трио(9э,10Э)


2место



6

Республиканская олимпиада «Жарқын болашақ»

Сайдуллаева Маншук 9э

Городской этап 1место

Областной этап

1 место

7

Онлайн-конкурс «Рудный stars»

Жангаскина А. 2а.

Бердалинов Чингизхан 3а


3 место

Победитель зрительского голосования

8

Дистанционный вокальный фестиваль – конкурс, посвященный 75 – летию победы в ВОВ «Салют, Победа!»

Бердалинов Чингизхан 3а


Результат ожидается

9

Городской этап областного дистанционного конкурса школьных клубов «Адал Ұрпақ»

Номинация патриотических песен «Наш Казахстан»

Дуэт:

Гайсина А 9а, МинуллинаА.9э


Результат ожидается

10

Пятая Республиканская олимпиада по музыке «Аккорд»

Липовцев М. 3а

Аукенова З. 3а

Карасёва А. 3б

Рыбалка М. 4а

Рыбалка Н. 6а

Миронюк А. 6а

Курушпаева В. 6в


1место

1 место

1место

1место

3 место

3место

3место

11

Школьный конкурс исследовательских работ «Туган

өлке тарихы»

Мошкарёва Е.

Акмурзинова А.

2 место

Вокалисты школы активно участвовали в вокальных конкурсах городского, областного, республиканского уровня, принося школе рейтинговые, победные места, а также в онлайн-конкурсах, работая с Жанабаевой А. Т. и Дегтярёвой Н.А. дистанционно. Родители помогали, осуществляли видеосъёмку юных вокалистов.

Сайдуллаева Маншук, ученица 9 Ә класса была приглашена для съёмок на РЦТ (Рудненское цифровое телевидение), где стартовала новая программа «Рудный Life». Маншук участвовала в рубрике «Музыкальный гость».

Все участники вокально-хорового кружка принимают активное участие в массовых мероприятиях школы: общешкольных родительских собраниях, торжественных линейках, праздниках и конкурсных программах.

Учащиеся школы участвовали в традиционных рейтинговых городских и областных конкурсах. Команда ЮИД нашей школы достойно представила Костанайскую область на республиканском конкурсе, заняв 5 общекомандное призовое место. В личном первенстве в конкурсе юных регулировщиков 1 место заняла Балгабаева Айгерим, «Знатоки ПДД» - Гайсина Айгуль - 1 место, Олейник Екатерина – 2 место. В командных соревнованиях заняли 2 место в конкурсах «Юный санитар», «Агидбригада», «Знатоки ПДД».

Спортивные мероприятия

Городская Спартакиада школьников в 2019 – 2020 учебном году не проводилась, многие спортивные соревнования, запланированные на весну были отменены из-за введения режима ЧС. Учащиеся школы принимали участие в городском легкоатлетическом кроссе, эстафете, лыжном фестивале.


Таблица результативности учеников предствлена в Приложении 2 .

На основании достигнутых результатов можно сделать вывод о том, что работа с одаренными детьми в школе ведется целенаправленно, системно, необходимо усилить качество индивидуальной подготовки участников конкурсов, олимпиад, соревнований.

8.5.

Число школьников, ставших победителями и призерами предметных олимпиадах (в том числе дистанционных)

Человек

263


8.5.1.

школьного уровня

Человек

130


8.5.2.

городского уровня

Человек

13


8.5.3.

областного уровня

Человек

22


8.5.4

республиканского уровня

Человек

52


8.5.5

Международного уровня

Человек

46


8.6.

Число школьников, ставших победителями и призерами творческих конкурсов (в том числе заочных)

Человек

54


8.6.1.

городского уровня

Человек

42


8.6.2.

областного уровня

Человек

4


8.6.3.

республиканского уровня

Человек

8


8.7.

Число школьников, ставших победителями и призерами спортивных соревнований

Человек

12


8.7.1.

городского уровня

Человек

6


8.7.2.

областного уровня

Человек

6


8.7.3.

Республиканского

Человек



8.7.4.

Научно-исследовательские работы:

Городской

Областной

Республиканский

Человек




3



3