СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рейтинговая система как средство самооценивания результатов обучения младших школьников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рейтинговая система как средство самооценивания результатов обучения младших школьников.

Просмотр содержимого документа
«Рейтинговая система как средство самооценивания результатов обучения младших школьников.»


ТЕМА:Рейтинговая система как средство самооценивания результатов обучения младших школьников.


Аннотация. В статье затрагивается одна из актуальнейших проблем в педагогической теории и практики- проблема оценочной деятельности, в частности системы самооценивания младших школьников. Подчеркивается, что предлагаемая автором рейтинговая система способствует формированию у школьников коммуникативных навыков, умения обосновывать свое решение, отстаивать свою точку зрения, развивает критическое мышление, приводит к повышению мотивации учебной деятельности.


Ключевые слова: самооценка, самооценивание, самопознание, рейтинговая система, младший школьник, учебная деятельность.


Требования к метапредметным результатом начального общего образования в ФГОС предусматривают умение планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Ориентация образовательных стандартов ( а следовательно, и учебного процесса) на достижение планируемых результатов образования особое место в учебном процессе отводит оценке- она выступает одновременно и как цель и элемент содержания, и как средство обучения и учения.

Так, входя в состав универсальных учебных действий, оценка и контрольно-оценочная деятельность в целом выступает как самостоятельный элемент содержания образования, который необходимо формировать и развивать.

Системы оценивания позволяют получать интегральную и дифференцированную информацию о процессе преподавания и процессе учения, отслеживать индивидуальный прогресс учащихся в достижении планируемых результатов, обеспечивать обратную связь для учителей, учащихся и родителей, отслеживать эффективность образовательной программы.

В основе развития личности младших школьников лежит формирование учебной деятельности в процессе усвоения теоретических знаний посредством выполнения анализа, планирования, рефлексии. Учебная деятельность включает соответствующие потребности, мотивы, задачи, действия, операции. У детей , приходящих в первый класс, целостной ее структуры нет. она формируется в течение нескольких лет, особенно интенсивно в начальных классах. В младшем школьном возрасте учебная деятельность является основной и ведущей среди других видов деятельности.

Носитель учебной деятельности- ее субъект. Развитие субъекта происходит в самом процессе его становления, когда школьник постепенно превращается обучающегося, изменяющего и совершенствующего самого себя. для этого он должен знать о своих ограниченных возможностях в чем либо, оценивать самого себя, стремиться и уметь преодолевать собственную ограниченность. Это означает, что ребенок должен рассматривать основания своих собственных действий и знаний, те рефлексировать. приобретение ребенком потребности в учебной деятельности, соответствующих мотивов способствует укреплению желания учиться. именно желание и умение учиться характеризует младшего школьника как субъекта учебной деятельности.

Чтобы содействовать детям открыть самих себя, познакомить с путями их совершенствования и саморазвития на основе взаимодействия школы и семьи у нас в школе ведется инновационная работа под девизом «Я познаю мир и себя в этом».

«Школа познания» является структурным подразделением школы организационной культуры и создается в целях совершенствования и развития учащихся начальных класса, на основе взаимодействия школы и семьи, общественности.

Задачи этой работы:

  • создать условия для сотрудничества школы и семьи в открытой общественной школе.

  • учитывать индивидуальные способности каждого ученика

  • выработать каждому уверенность в наличии у него способностей к успешному учению, развитию в условиях открытой общественной школы.

  • расширения поля позитивного общения в открытой общественной школе, реализуя совместных проектов родителей и детей.

  • создать условия для формирования самоорганизации учащихся в открытой школе.


Процесс самопознания лежит в основе любого акта самосовершенствования. В «Школе познания» ребенок должен осознать кто он есть, как он себя оценивает, что и почему с ним происходит. для этого следует помогать детям понять себя через осознание образа своего Я.

Чтобы сделать систему образования прозрачной и открытой для всех категорий пользователей образовательными услугами, мы ввели рейтингувую систему как средство оценивания результатов обучения в школе.

Мониторинг учебной деятельности организовали по трем направлениям: периодические итоговые контрольные работы, зачетные работы, предметное тестирование. Оценка результатов обученности ставилась по трем предметам.

Ученик сам себя оценивал по десятибалльной системе.

10б-5+( вне программы, 9б- 5 (отлично), 8б- 5 (почти отлично), 7б – 4 (хорошо)

6б- 4 (почти хорошо), 5б- 3 (удовлетворительно),4б- 3 (почти удовлетворительно)

3б- 2 (неудовлетворительно), 2б- 2 (неудовлетворительно).

Отслеживания велось один раз в четверть. Всего в исследовании участвовали четыре класса, 68 учеников. В общем итоге самооценка ученика, оценка учителя не имеют большой разницы. Значит, данное исследование показало, что ученики могут стать полноправными участниками процесса образования, позволяют установить пробелы в знаниях и стараются исправить свои ошибки. Такая работа является для учащихся, как средство своевременной корректировки учебной деятельности, для внесения изменений в планировании последующего обучения учителя и предупреждения неуспеваемости учащихся.

При совместном оценивании результатов обучения решается проблема объективности выставленной отметки, так как дети фактически ставят ее себе сами. При этом у учеников вырабатывается умение правильно оценивать. В дальнейшем это пригодится им в жизни при оценке любых явлений, работы, ситуации. Они будут знать, что в основе любого оценивания лежат определенные критерии. И чем точнее критерии, тем объективнее оценивание. Данная деятельность будет способствовать развитию критического мышления учащихся.

Данная система работы оперативно влияет на образовательные процессы, тем самым повышая качество образования:

- возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни;

-индивидуальный подход к каждому ученику;

-умение искать, анализировать, преобразовывать, принимать информации для решения проблем;

-умение ставить цели, планировать, ответственно относится к учебе, полноценно использовать личностные ресурсы;

-готовность конструировать свои потребности в учебную деятельность.

Все эти качества мы видим в дальнейшей их учебной деятельности ( при переходе в 5 класс или в другую школу), когда у них появляется высокая мотивация к учебе и в целом формируется организационная культура.

Подтверждением этого мы считаем и то, что качество обучения выпускников в 2008 году составляло 64%, а в 2009 году-82%? 2016 году- 84%, 2017- 92% Также увеличивалось количество отличников.(2008г-2, 2009-5, 2016г- 5, 2017-9)

В заключение можно сказать, что оценочная деятельность ученика способствует формированию его коммуникативных навыков, умения обосновывать свое решение, отстаивать свою точку зрения, развивает критическое мышление, приводит к повышению мотивации учебной деятельности.

В конечном счете , перечисленные обстоятельства способны привести к изменению отношений между всеми участниками образовательного процесса, сделав его более открытым.Особенно это относится к учащимися, так как критериальное оценивание дает им возможность активно участвовать в учебной деятельности, самостоятельно ставит цели и задачи, формулировать критерии выполнения задания , выстраивать ответы, устанавливать причины затруднений, проводить работу по исправлению ошибок.