ТЕМА:Рейтинговая система как средство самооценивания результатов обучения младших школьников.
Аннотация. В статье затрагивается одна из актуальнейших проблем в педагогической теории и практики- проблема оценочной деятельности, в частности системы самооценивания младших школьников. Подчеркивается, что предлагаемая автором рейтинговая система способствует формированию у школьников коммуникативных навыков, умения обосновывать свое решение, отстаивать свою точку зрения, развивает критическое мышление, приводит к повышению мотивации учебной деятельности.
Ключевые слова: самооценка, самооценивание, самопознание, рейтинговая система, младший школьник, учебная деятельность.
Требования к метапредметным результатом начального общего образования в ФГОС предусматривают умение планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Ориентация образовательных стандартов ( а следовательно, и учебного процесса) на достижение планируемых результатов образования особое место в учебном процессе отводит оценке- она выступает одновременно и как цель и элемент содержания, и как средство обучения и учения.
Так, входя в состав универсальных учебных действий, оценка и контрольно-оценочная деятельность в целом выступает как самостоятельный элемент содержания образования, который необходимо формировать и развивать.
Системы оценивания позволяют получать интегральную и дифференцированную информацию о процессе преподавания и процессе учения, отслеживать индивидуальный прогресс учащихся в достижении планируемых результатов, обеспечивать обратную связь для учителей, учащихся и родителей, отслеживать эффективность образовательной программы.
В основе развития личности младших школьников лежит формирование учебной деятельности в процессе усвоения теоретических знаний посредством выполнения анализа, планирования, рефлексии. Учебная деятельность включает соответствующие потребности, мотивы, задачи, действия, операции. У детей , приходящих в первый класс, целостной ее структуры нет. она формируется в течение нескольких лет, особенно интенсивно в начальных классах. В младшем школьном возрасте учебная деятельность является основной и ведущей среди других видов деятельности.
Носитель учебной деятельности- ее субъект. Развитие субъекта происходит в самом процессе его становления, когда школьник постепенно превращается обучающегося, изменяющего и совершенствующего самого себя. для этого он должен знать о своих ограниченных возможностях в чем либо, оценивать самого себя, стремиться и уметь преодолевать собственную ограниченность. Это означает, что ребенок должен рассматривать основания своих собственных действий и знаний, те рефлексировать. приобретение ребенком потребности в учебной деятельности, соответствующих мотивов способствует укреплению желания учиться. именно желание и умение учиться характеризует младшего школьника как субъекта учебной деятельности.
Чтобы содействовать детям открыть самих себя, познакомить с путями их совершенствования и саморазвития на основе взаимодействия школы и семьи у нас в школе ведется инновационная работа под девизом «Я познаю мир и себя в этом».
«Школа познания» является структурным подразделением школы организационной культуры и создается в целях совершенствования и развития учащихся начальных класса, на основе взаимодействия школы и семьи, общественности.
Задачи этой работы:
создать условия для сотрудничества школы и семьи в открытой общественной школе.
учитывать индивидуальные способности каждого ученика
выработать каждому уверенность в наличии у него способностей к успешному учению, развитию в условиях открытой общественной школы.
расширения поля позитивного общения в открытой общественной школе, реализуя совместных проектов родителей и детей.
создать условия для формирования самоорганизации учащихся в открытой школе.
Процесс самопознания лежит в основе любого акта самосовершенствования. В «Школе познания» ребенок должен осознать кто он есть, как он себя оценивает, что и почему с ним происходит. для этого следует помогать детям понять себя через осознание образа своего Я.
Чтобы сделать систему образования прозрачной и открытой для всех категорий пользователей образовательными услугами, мы ввели рейтингувую систему как средство оценивания результатов обучения в школе.
Мониторинг учебной деятельности организовали по трем направлениям: периодические итоговые контрольные работы, зачетные работы, предметное тестирование. Оценка результатов обученности ставилась по трем предметам.
Ученик сам себя оценивал по десятибалльной системе.
10б-5+( вне программы, 9б- 5 (отлично), 8б- 5 (почти отлично), 7б – 4 (хорошо)
6б- 4 (почти хорошо), 5б- 3 (удовлетворительно),4б- 3 (почти удовлетворительно)
3б- 2 (неудовлетворительно), 2б- 2 (неудовлетворительно).
Отслеживания велось один раз в четверть. Всего в исследовании участвовали четыре класса, 68 учеников. В общем итоге самооценка ученика, оценка учителя не имеют большой разницы. Значит, данное исследование показало, что ученики могут стать полноправными участниками процесса образования, позволяют установить пробелы в знаниях и стараются исправить свои ошибки. Такая работа является для учащихся, как средство своевременной корректировки учебной деятельности, для внесения изменений в планировании последующего обучения учителя и предупреждения неуспеваемости учащихся.
При совместном оценивании результатов обучения решается проблема объективности выставленной отметки, так как дети фактически ставят ее себе сами. При этом у учеников вырабатывается умение правильно оценивать. В дальнейшем это пригодится им в жизни при оценке любых явлений, работы, ситуации. Они будут знать, что в основе любого оценивания лежат определенные критерии. И чем точнее критерии, тем объективнее оценивание. Данная деятельность будет способствовать развитию критического мышления учащихся.
Данная система работы оперативно влияет на образовательные процессы, тем самым повышая качество образования:
- возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни;
-индивидуальный подход к каждому ученику;
-умение искать, анализировать, преобразовывать, принимать информации для решения проблем;
-умение ставить цели, планировать, ответственно относится к учебе, полноценно использовать личностные ресурсы;
-готовность конструировать свои потребности в учебную деятельность.
Все эти качества мы видим в дальнейшей их учебной деятельности ( при переходе в 5 класс или в другую школу), когда у них появляется высокая мотивация к учебе и в целом формируется организационная культура.
Подтверждением этого мы считаем и то, что качество обучения выпускников в 2008 году составляло 64%, а в 2009 году-82%? 2016 году- 84%, 2017- 92% Также увеличивалось количество отличников.(2008г-2, 2009-5, 2016г- 5, 2017-9)
В заключение можно сказать, что оценочная деятельность ученика способствует формированию его коммуникативных навыков, умения обосновывать свое решение, отстаивать свою точку зрения, развивает критическое мышление, приводит к повышению мотивации учебной деятельности.
В конечном счете , перечисленные обстоятельства способны привести к изменению отношений между всеми участниками образовательного процесса, сделав его более открытым.Особенно это относится к учащимися, так как критериальное оценивание дает им возможность активно участвовать в учебной деятельности, самостоятельно ставит цели и задачи, формулировать критерии выполнения задания , выстраивать ответы, устанавливать причины затруднений, проводить работу по исправлению ошибок.