Интеграция национально-регионального компонента в обучении ИЯ
Иноязычная культура есть часть мировой культуры. Таким образом, через иностранный язык, передавая учащимся иноязычную культуру, можно внести большой вклад в общее образование, в формирование всесторонне развитой, гармоничной личности. Включение краеведческого материала способствует повышению мотивации в обучении иностранному языку. Использование национально-регионального компонента при обучении иностранному языку повышает эффективность педагогического процесса, требует учета возрастных особенностей учащихся, уровня их языковой подготовки, разработки программ и адаптации краеведческого материала, применения творческих приемов развития личности учащихся.
Развитие учащихся осуществляется в процессе включения их в проектную, исследовательскую, поисковую, творческую работу, значимую как для самих учащихся, так и для других людей, в том числе говорящих на и. языке. В результате такого участия ученики приобретают умения: искать и обрабатывать нужную информацию; переносить знания и навыки из различных областей, учебных ситуаций в реалистичную или реальную ситуацию общения, работать в команде и самостоятельно; критически оценивать себя, окружающую жизнь в школе и за ее пределами; вступать в общение на иностранном языке.
Межличностное общение представителей различных языков и культур может быть реализовано, если собеседники будут интересны друг другу, если они будут устремлены к одной цели - взаимопониманию, взаимообогащению средствами межкультурной коммуникации. В таком диалоге большое место занимает обмен информацией о своей культуре, традициях, обычаях народа, к которому принадлежит собеседник, о своей малой Родине. Другими словами, это тот пласт культуры, который в специальной литературе называется краеведением.
На протяжении учебного года мы постоянно включаем в свои уроки отдельные фрагменты или посвящаем целые уроки теме краеведения. Основу таких занятий составляют знания учащихся о регионе, полученные учащимися в ходе изучения школьных предметов гуманитарного и естественно - научного цикла, а также самостоятельной работы. Предметное содержание включает только те предметы речи, которые создают наиболее полное и разностороннее представление о регионе. Они могут быть представлены следующим списком.
1. Земля и люди. Природа. Климат. Население. Города. Районы. Известные люди.
2. История региона. Основные этапы. Личности. Достопримечательности.
3. Экономика. Промышленность. Флора и фауна.
4. Социальная сфера. Экология. Спорт.
5. Культура. Литература. Музеи. Театры. Школа. Вузы.
Формами обучения могут быть уроки-экскурсии, ролевые игры, заочные путешествия по родным местам, урок - конференция, интегрированный урок. Часто бывает, что учащийся уверенно называет достопримечательности Лондона, Великобритании, а затрудняется назвать интересные места своего родного края, района, города Новополоцка.
Конечные цели здесь различны, например: разработка и проведение экскурсии, микроэкскурсии (с записью на видеокамеру) по своей местности или региональному центру для иностранных гостей, учащихся.
Другой целью может стать подготовка к ролевой игре, в ходе которой школьники предлагают свои варианты маршрутов экскурсий или миниэкскурсий, а также создание постеров и рекламных буклетов о наиболее привлекательных местах республики и родного города. Эта работа дополнит часто практикуемые “заочные” экскурсии по столицам стран изучаемого языка.
Проектная методика обучения находит всё более широкое распространение в обучении иностранным языкам за рубежом, а в последнее время и у нас. В качестве примера проекта регионального содержания приведём краткое описание проекта: “Willkommen nach Novopolozk!” Его целью является изучение региона и существующих здесь достопримечательностей культуры и традиций. Работа над проектом предполагает несколько этапов.
Первый этап – это представление проекта в целом. Учащиеся ориентированы на сбор необходимой информации по нескольким направлениям:
- основная информация о городе Новополоцке (географическое положение, население, площадь, символика, значимые предприятия);
- Достопримечательности города;
- Культурная жизнь Новополоцка,
- Выдающиеся личности города.
Если работа над проектом вызвала у школьников интерес, то следует предложить им подумать над темой очередного проекта и над тем, как лучше выполнить его. Перспективной признана разработка проектов, темами которых является сравнительное изучение традиций, обычаев, праздников страны изучаемого языка и своего региона.
Можно отметить следующие положительные результаты внедрения национально-регионального компонента:
- расширяется и обогащается коммуникативный опыт, кругозор учащихся;
- развиваются умения в говорении, чтении, понимании и письме на иностранном языке;
- расширяются знания учащихся в области культуры, истории, географии, этнографии и природы Новополоцка;
- учащиеся включаются в разнообразные формы исследовательской деятельности, развивается их познавательная активность, творческий поиск, учащиеся осознают значимость культуры родного края и её вклада в мировую культуру;
- у учащихся формируются патриотические и гражданские качества.