Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 100» г. Оренбурга
Создание условий
для проведения занятий по речевому развитию
Подготовила:
Бондарь Юлия Юрьевна, воспитатель,
первая квалификационная категория
Оренбург, 2022г.
Слайд 1.
Создание условий в ДОУ для проведения занятий по речевому развитию дошкольников
Слайд 2.
«В пустых стенах ребёнок не заговорит»… - заметила в своё время Е.И. Тихеева
Слайд 3.
Важнейшим условием для полноценного речевого развития детей является обеспечение предметно-пространственной развивающей среды в группах детского сада. Для реализации данной задачи необходима организация двух центров (уголков), стимулирующих речевую активность детей.
Это литературный центр (книжный уголок) и центр (уголок) речевого развития.
Слайд 4.
Для центра речевого развития необходимо свободное место, достаточное для смены положения ребенка: занятий сидя на полу или на ковре, движений в различных направлениях в ходе сюжетных подвижных игр, занятий за столами и т. п.
Во всех возрастных группах в центре речевого развития организуются уголки для театрализованных игр. В них отводится место для режиссерских игр с пальчиковым театром, театра на рукавичках, настольного театра, стендового театра, костюмов для игр-драматизаций. Для театрализованных игр подбираются различные куклы-бибабо, режиссерские куклы, плоскостные изображения кукол и т. п. Для разыгрывания сказки или игровой ситуации на плоскости используется ковролинограф или фланелеграф. Такого рода игры влияют не только на формирование грамматического и лексического строя речи, но и на воспитание звуковой культуры речи, развития ее мелодико-интонационной стороны.
Слайд 5.
В центре речевого развития при работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста рекомендуется обращать большее внимание на дидактические материалы и пособия, связанные с развитием лексической стороны речи, формированием словаря .
Для этого используются комплекты:
- игрушек (дидактические, образные, наборы игрушек),
- предметных картинок и открыток по основным лексическим темам
- различного типа лото («Домашние животные и птицы», «Дикие животные», «Звуковое лото» и др.),
- альбом О. С. Соловьёвой «Говори правильно», картины для упражнения детей в правильном звукопроизношении и т. д.
Слайд 6.
Обязательными элементами содержания центра в старшем дошкольном возрасте должны быть результаты их творческой деятельности: альбомы детских загадок, книжки детских сказок, портреты литературных героев, сделанные детьми в процессе проектной деятельности книжки и альбомы являются хорошим средством активизации творческих проявлений детей и упражнением для речи: дети «озвучивают», воспроизводят тексты, используя свои средства выразительности речи.
В центре речевого развития также хранится наглядный дидактический материал (демонстрационный и раздаточный).
Слайд 7.
Чем рекомендуется наполнять речевые уголки в разных возрастных группах?
Младший дошкольный возраст
1. Наборы картинок для группировки, до 4-6 в каждой группе: домашние животные, дикие животные, животные с детёнышами, птицы, рыбы, деревья, цветы, овощи, фрукты, продукты питания, одежда, посуда, мебель, транспорт, предметы обихода.
2. Наборы предметных картинок для последовательной группировки по разным признакам (назначению и т.п.).
3. Серии из 3-4 картинок для установления последовательности событий (сказки, социобытовые ситуации).
4. Серии из 4 картинок: части суток (деятельность людей ближайшего окружения).
5. Серии из 4 картинок: времена года (природа и сезонная деятельность людей).
6. Сюжетные картинки крупного формата (с различной тематикой, близкой ребенку, - сказочной, социобытовой).
Слайд 8.
Средний дошкольный возраст
1. Наборы картинок для группировки и обобщения (до 8-10 в каждой группе): животные, птицы, рыбы, насекомые, растения, продукты питания, одежда, мебель, здания, транспорт, профессии, предметы обихода и др.
2.Наборы парных картинок типа «Лото» из 6-8 частей.
3. Наборы парных картинок на соотнесение (сравнение): найди отличия (по внешнему виду), ошибки (по смыслу).
4. Наборы табличек и карточек для сравнения по 1-2 признакам (логические таблицы).
5. Наборы предметных картинок для группировки по разным признакам (2-3)
6. Серии картинок (по 4-6) для установления последовательности событий (сказки, социобытовые ситуации, литературные сюжеты).
7. Серии картинок «Времена года» (сезонные явления и деятельность людей).
8. Сюжетные картинки с разной тематикой, крупного и мелкого формата.
9. Разрезные (складные) кубики с сюжетными картинками (6-8 частей).
10. Разрезные сюжетные картинки (6-8 частей).
11. Разрезные контурные картинки (4-6 частей).
12. Набор кубиков с буквами.
13. Набор карточек с изображением предмета и названием.
Слайд 9.
Старший дошкольный возраст
1. Пособия для воспитания правильного физиологического дыхания (тренажеры, «Мыльные пузыри», надувные игрушки).
2. Материалы для звукового и слогового анализа и синтеза, анализа и синтеза предложений (разноцветные фишки или магниты).
3. Игры для совершенствования навыков языкового анализа («Слоговое лото», «Определи место звука», «Подбери слова», «Цепочка звуков» и др.).
4. Игры для совершенствования грамматического строя речи.
«Назови ласково»
«Один-много, много-один»
«Составь слово из двух»
«Добавь слово»
5. Уточнение, обогащение и активизация словарного запаса.
«Мяч бросай животных называй»
«Кто чем занимается»
«Горячий – холодный»
Слайд 10.
При работе с детьми старшего дошкольного возраста особое внимание обращается, кроме того, на наличие пособий и демонстрационных материалов по подготовке детей к обучению грамоте. Это могут быть:
• Азбука в картинках.
• Дидактическая игра «Буква за буквой»,
• Дидактическая игра «33 богатыря»,
• Дидактическая игра «Умный телефон»,
• Таблицы по обучению грамоте с рисунками.
• Звуковые линейки.
• Комплект наглядных пособий “Обучение грамоте” (автор Н. В. Дурова).
• Дидактический материал “Ступеньки грамоты” (авторы Н. В. Дурова, Л. Н. Невская).
• Наглядно-дидактическое пособие для детского сада “Звучащее слово” (автор Г. А. Тумакова) и др.
• Компьютерные программы по развитию речи и обучению грамоте детей дошкольного возраста и др.
Слайд 11
Большое влияние на развитие связной речи и речевого творчества оказывает правильно подобранный книжный уголок группы. Дети рассматривают иллюстрации знакомых и не знакомых художественных произведений. Обращение к знакомым произведениям закрепляет память детей, рассказывание по картинкам, иллюстрациям развивает и обогащает речь.
Здесь хочу подробнее остановится на содержании книжного уголка
Слайд 12
Развитию речевой активности на занятиях способствуют игры-драматизации. Театрализованная деятельность детей вообще является огромным стимулом для развития и совершенствования речи дошкольников. В таких играх вырабатывается навык правильной выразительной речи и уверенного общения в коллективе. Данные игры используются при пересказе рассказов, сказок и диалогов.
Игры – драматизации помогают развитию связной речи, значительно пополняют словарный запас, делают речь более грамотной, выразительной, чистой и правильной.
Слайд 13
На занятиях по развитию речи можно применять и дидактические упражнения с конструктором . Так, кубики с буквами можно эффективно применять при проведении занятий по подготовке к обучению грамоте, коррекции звукопроизношения. Конструктор «ЛЕГО» также используется для речевого развития детей. Он развивает фантазию, умение составлять творческие рассказы.
Слайд 14
Одной из нестандартных форм работы по развитию речи является лэпбук.
Лэпбук – тематическая папка с играми и речевым материалом, который подбирается и изготавливается педагогом вместе с детьми или родителями в течение какого-либо периода. Лэпбуки направлены на развитие всех сторон речи (фонетику, лексику,
грамматику и связную речь), расширение знаний и представлений об окружающем, развитие мыслительных процессов, произвольного внимания и восприятия, мелкой
моторики, пространственной ориентировки, речевого творчества, подготовку к обучению в школе. Данная форма работы способствует реализации содержания речевых задач, обозначенных в ФГОС ДО.
Слайд 15
Основной формой организации процесса обучения в дошкольном учреждении является занятие, а ведущей деятельностью является игра . В данном контексте целесообразно включать в ход занятия по развитию речи включать элементы игр, например, сюжетно – ролевых. В таких играх при разыгрывании различных моделей жизненных ситуаций у детей возникает естественная потребность в инициативной речи. Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, с другой - сама игра развивается под влиянием развития речи.
Слайд 16
Мнемотаблицы служат дидактическим материалом по развитию связной речи детей. Мнемотехнику целесообразно вводить в занятия с 4 - 5 лет, когда у детей накоплен основной словарный запас. С их помощью на занятиях совершенствуется монологическая речь, а именно - умение связно, последовательно излагать содержание усвоенной информации, составлять логические высказывания. Их используют для:
• обогащения словарного запаса,
• при обучении составлению рассказов,
• при пересказах художественной литературы,
• при заучивании стихов.
Слайд 17
Необходимо помнить, что работа по развитию речи дошкольников – процесс постепенный. Для того, чтобы он протекал интересно, весело и без принуждений, педагогу нужно быть во всеоружии. В помощь педагогу на занятиях по развитию речи приходит демонстрационный материал. Его использование вызывает активную работу мышления, памяти и речи. Он побуждает детей к активности, помогает включаться в совместную с взрослым деятельность.
Слайд 18
Раздаточный материал
Использование раздаточного материала на занятиях мобилизует активность ребенка,
повышает интерес к получаемой информации, уменьшает утомляемость. Карточки учат сравнивать, описывать предметы и составлять рассказ по картинкам, а также
способствуют развитию речи, пополнению словарного запаса.
Слайд 19
Бизикова Ольга Анатольевна предлагает дидактические игры с готовыми текстами.
«Так бывает или нет?» (Небылицы)
Цели. Учить детей доброжелательно реагировать на нереальные (ложные) сообщения и тактично их исправлять; развивать доказательную речь; воспитывать культуру диалога: не перебивать друг друга, не выкрикивать с места.
Ход игры
Дети по очереди рассказывают какие-либо небылицы. Игрок, заметивший небылицу, должен доказать, почему так не бывает.
- Вначале несколько небылиц разыгрывает воспитатель.
—Летним солнечным днем мы вышли с ребятами на прогулку.
Сделали из снега горку и стали с нее кататься.
—Наступила весна, все птицы улетели, без них стало грустно.
—У Вити день рождения. Он принес в детский сад угощение:
сладкие лимоны, соленые конфеты, горькое печенье.
Примечание. Вначале в рассказы включается одна небылица, при повторном проведении игры их количество увеличивают.
Рекомендации по оснащению книжного уголка
Возрастная группа | Оснащение центра (уголка) |
1 младшая | В книжном уголке должно находиться немного книг – 4-5, но у воспитателя в запасе должны иметься дополнительные экземпляры этих же книг: Книги на плотной основе по знакомым программным сказкам, потешкам, объемом не более 5 листов; Книги с динамичными элементами (двигающиеся глазки, открывающиеся и закрывающиеся окошки и т.п.); Книжки разного формата: книжки-половинки (в половину альбомного листа), книжки – четвертушки, книжки – малышки; Книжки-панорамы (с раскладывающимися декорациями, двигающимися фигурками); Музыкальные книжки (с голосами животных, песенками сказочных героев и т.п.); Книжки-раскладушки, в том числе и изготовленные своими руками; Предметные картинки с изображением предметов ближайшего окружения (предметы мебели, одежды, посуды, животных), сюжетные картинки с самыми простыми сюжетами. |
2 младшая | В уголке должно находиться 4 – 5 наименований книг. Книги с твердыми листами, что и в 1 младшей; книги с обычной листовой структурой; эстампы на темы русских народных сказок. Сюжетные картинки по сказкам, программным произведениям. |
Средняя | В книжном уголке необходимо помещать знакомые сказки, рассказы о природе, животных и т.п. (4-6 книг, остальные - в шкафу). Книги с одним и тем же произведением, но иллюстрированные разными художниками; Альбомы дополняются по темам: «Российская армия», «Труд взрослых», «Цветы», «Времена года»; Открытки для рассматривания по произведениям; Портреты писателей: С.Маршак, В.Маяковский, А.Пушкин; Оформляются тематические выставки «Сказки», «Времена года», «Сказки о дружбе зверей» и др. (1 раз в квартал); Материал для ремонта книг |
Старшая | Наполняемость: 10-12 книг различной тематики и жанров (может быть книги одного наименования, но иллюстрированные разными художниками); Портреты писателей: М.Горький, С.Михалков, Б.Житков, Л.Толстой, Н.Носов, К. Чуковский; Книги, рекомендованные программой; Книги – самоделки, состоящие из рассказов детей, записанных взрослыми, иллюстрированные самими детьми; Энциклопедии («умные» книжки), словари; Альбомы или иллюстрации дополняются о Родине, о технике, космосе; наборы открыток, связанных по содержанию с тематикой сказок, литературных произведений, мультфильмов; Периодически (1 раз в квартал) оформляются тематические выставки «Веселые книжки», «Книги о нашей стране» и т.п., выставки с рисунками детей на заданную тему. |
Подготовительная к школе | Количество книг в уголке не регламентировано. книги на различную тематику (каждый ребёнок должен найти книгу по своему желанию и вкусу: рассказы о Родине, войне, приключениях, животных, о жизни природы, растениях, стихи, юмористические произведения и т.д.): 2-3 сказочных произведения; стихи, рассказы, направленные на формирование гражданских черт личности ребёнка, знакомящие его с историей нашей родины, с её сегодняшней жизнью; издания произведений, с которыми в данное время детей знакомят на занятиях; весёлые книги С. Маршака, С. Михалкова, Н. Носова, В. Драгунского, Э.Успенского и многих других писателей с иллюстрациями наших лучших художников; книги, которые дети приносят из дома; добавляются книги на школьную тематику; портреты известных детских писателей, поэтов. В книжном уголке подготовительных групп должна быть библиотечка по книжкам – малышкам. Необходимо подготовить атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Библиотека» (формуляры на каждого ребёнка, учётные карточки на каждую книгу и др.) |