8
Речь не является врожденным качеством человека. Она формируется у ребенка после рождения в общении с родителями, другими взрослыми, детьми. Речь чрезвычайно тесно связана с мышлением, поведением, эмоциями ребенка. Поэтому ее нарушения могут отрицательно сказываться на умственном развитии ребенка, на состоянии его нервной системы, на характере поведения и, конечно же, на его будущей учебе в школе.
Чтобы дети умели красиво говорить, им необходимо прививать это с детства. Научи ребенка говорить красиво – дай ему шанс на успех в жизни!
Да, но как это сделать?
Речь взрослых должна быть четкая, неторопливая, грамматически и фонетически правильно оформленная, не следует искажать слова, имитировать детскую речь;
Обращайте внимание детей, на то, как они согласовывают слова в предложении, поправляйте ребенка (исправляйте допущенные ошибки);
Не нервничайте, если ребенок говорит неправильно. Не ругайте, а помогайте.
Играйте в звуковые кубики, детское лото или домино с изображением животных, овощей, предметов быта, одежды.
Играя с ребенком, упражняйте в согласовании имен существительных с разными частями речи, например с глаголами: взять куклу и спросить: "Кто к нам приехал в гости? и ребенок дает полный ответ: "К нам в гости приехала кукла";
Используйте игру "Чего не стало?" им. существительное в р.п. ед.ч. - использовать игрушку для обучения предлогов;
Учите ребенка самостоятельно описывать игрушку;
Учите детей сравнивать предметы, находить общее, чем отличается;
Учите подбирать слова к определенным глаголам: собака бежит, а кто ещё может бегать и т.д.;
Для совершенствования правильного звукопроизношения использовать артикуляционную гимнастику:
Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Артикуляционная гимнастика выполняется с детьми в игровой форме перед зеркалом 5-10 минут.
Для губ:
"Улыбка"
"Заборчик" удерживать, считая до 5
"Хоботок"
"Трубочка"
Чередование этих же упражнений, как усложнение.
Для языка:
"Блинок"
"Лошадка"
"Часики"
Массаж:
"Покусать язычок"
"Язычок вырывается, а зубки стараются удержать"
"Наказать непослушный язык" Расслабить язык
Развивайте у детей мелкую моторику рук;
Читайте малышу больше книжек
Литературный материал:
Должен затрагивать эмоциональную сферу ребенка;
Стихи, сказки, рассказы должны быть небольшие по объему, несложные по содержанию, доступны для понимания;
Одно и тоже произведение можно читать по несколько раз в день;
Спросить - о чем говорится, что происходит с главными героями;
Учить пересказывать сказки, начиная задавать вопросы по содержанию;
Передавая содержание, ребенок учится четко, точно, полно, последовательно излагать свои мысли.
Обязательно объясняйте ребенку значения новых слов, используя только знакомые слова. Чтобы ребенок научился говорить предложениями и более ясно и связно излагать свои мысли, чаще вовлекайте его в диалог, задавайте ему больше вопросов;
Расширяйте словарный запас, учите причинно-следственным рассуждениям (начать можно с игры в антонимы: большой - маленький, холодный - горячий и т.п.);
Учите стишки, маленький ребенок, как правило, спешит, и поэтому тараторит. Важно объяснить ребенку, что он должен рассказать стих так, чтобы все слова расслышали слушатели;
Если ребенок стесняется, говорит тихо, глотает окончания, запишите его на диктофон и дайте послушать. А потом скажите: «Давай потренируемся, и ты расскажешь папе стих так, чтобы было хорошо слышно слова».
Приучайте ребенка самостоятельно следить за своей речью, слышать самого себя;
Не забывайте хвалить ребенка, отмечать его успехи.
Уважаемые родители, я надеюсь, что полученные знания будут применяться в работе с детьми и дадут хорошие результаты. Успехов вам!!!