Рекомендации для родителей «Как развивать ориентировку в пространстве у детей старшего дошкольного возраста
с задержкой психического развития»
Ребенок с ранних лет сталкивается с необходимостью ориентироваться в пространстве. Благодаря взрослым, окружающим ребенка, происходит усвоение самых простых представлений об этом: лево, право, слева, справа, вверху, внизу, в центре, над, под, между, за и многое другое.
Формирование пространственных представлений у детей - это сложный и длительный процесс. Существуют такие понятия как макро пространство и микро пространство. Сначала ребенок знакомится с микро пространством. Микро пространство - это в первую очередь комната, дом - это все то, что находится в поле зрения ребенка.
Сначала ребёнок учится запоминать с какой стороны от него находится окно, дверь, где находится пол, потолок, стол, диван; в какую сторону нужно повернуть, чтобы оказаться в другой комнате и т.д.
Макро пространство - это наше окружение, ориентировка на улице около дома, на детской площадке, в городе, на участке детского сада.
Дети старшего дошкольного возраста могут различать протяжённость расстояния комнаты, улицы или дороги в детский сад.
Одной из характерных особенностей детей с задержкой психического развития является нарушение ориентировки в пространстве. У детей с ЗПР имеются: стойкие трудности освоении пространства. Представление пространства находится на уровне приблизительных словесных обозначений, а имеющиеся представления приобретают вербальный характер.
У детей отмечается запаздывание в сроках формирования умения ориентироваться в направлении пространства, в сторонах собственного тела. Дети сталкиваются с трудностями при овладении представлениями о пространственных отношениях между предметами.
Очень важно, чтобы и родители проводили игры и упражнения по формированию пространственных представлений у детей в дошкольном возрасте.
Развитие ориентировки в макро и в микро пространстве у ребенка в дошкольном возрасте в дальнейшем поможет ему ориентироваться в учебнике и в тетради, а это значит, что поможет подготовить к школьному обучению.
Как родители могут развивать пространственное восприятие у детей старшего дошкольного возраста?
Вот несколько вариантов игр.
1) Выходя из дома (детского сада), можно спросить ребёнка в какую сторону нужно повернуть, или в каком направлении нужно идти, чтобы оказаться в детском саду (дома)?
2) Игра «Найди клад» Вы можете спрятать какую-нибудь игрушку или предмет в определённом месте, а ребёнок должен найти её, слушая ваши словесные указания, либо ориентируясь по плану.
Например: 10 шагов прямо, повернуть налево, 3 шага вперёд, 2 шага назад, повернуть налево, этот предмет находится в шкафу на второй полке сверху, слева от коробки.
Родителям очень важно помнить: если ребёнок делает что-то неправильно, не нужно ему говорить, «Ты не туда пошел» или «Ты всегда делаешь неправильно». Лучше спросить: «Ты хорошо подумал?» или сказать «Подумай!».
3)Игра «Что изменилось?» (фигуры, игрушки, цифры) Выстроить ряд фигур. Назвать, что посередине, что слева, что справа? По сигналу закрываем глаза, взрослый меняет местами фигуры. Открыв глаза, ребенок называет что изменилось.
4)Действия с предметами: поставь кубик на стол, спрячь под стол, поставь между машинками, слева от домика, справа от куклы и т.д.
5)Сказка «Репка» (картинка в книге или игрушки) Вопросы: Кто впереди? Кто позади? Кто между дедом и внучкой?
6) Игры с карточками.
Выкладываем перед ребёнком карточку и задаём вопрос: «В каком углу квадрата нарисован шарик?» В каком углу домик? В каком углу цветок? В каком углу елочка? Можно перемещать предмет по клеткам пустого квадрата.
7) Ориентировка на листе бумаги. Ребёнку предлагают нарисовать на листе бумаги в верхнем правом углу гриб, в верхнем левом углу круг, в нижнем левом углу треугольник, в нижнем правом углу овал, а в центре листа ромб.
8) Пальчиковые игры, физкультминутки.
9) Графические упражнения. Раскрась рыбок красным карандашом, которые плывут налево. Раскрась рыбок синим карандашом, которые плывут направо.
10) Графические диктанты. Диктант заключается в рисовании по клеточкам под диктовку взрослого.