Возрастные кризисы — особые, относительно непродолжительные по времени (до года) периоды развития, характеризующиеся резкими психологическими изменениями.
Почти у всех родителей наступает такой момент, когда их ребенок начинает делать все наоборот: игнорирует просьбы, разбрасывает только что собранные игрушки, кричит или даже пытается ударить.
Это свидетельствует о том, что у ребенка наступил кризисный возраст.
Осознание себя как постоянного источника разных желаний и действий, отделённого от других людей, происходит к концу 3 года жизни под влиянием возрастающей практической самостоятельности ребёнка. Ребёнок овладевает возможностью выполнять без помощи взрослого разные действия, усваивает простейшие навыки самообслуживания. В результате этого он начинает понимать, что то или иное действие выполняет именно он. Он начинает говорить о себе не в третьем, а в первом лице.
Отделение себя от других людей и осознание своих возросших возможностей приводит к появлению нового отношения ребёнка ко взрослым. Он начинает сравнивать себя со взрослыми, хочет быть таким как взрослые, выполнять такие же действия, пользоваться такой же независимостью и самостоятельностью. Это желание «быть большим» дети хотят реализовать немедленно. Это ярко выражается в форме стремления к самостоятельности, противопоставления своих желаний желаниям взрослых.
Так возникает кризис трех лет.
Продолжительность протекания кризиса зависит от выбранной модели воспитания родителей, особенностей психического развития ребенка и его личности.
Как проявляется кризис 3-х лет, основные симптомы:
негативизм – Ребёнок отказывается делать то, что мы его просим не потому, что ему не хочется, а только потому, что его попросили об этом.
упрямство – ребенок требует что то не потому что ему это надо, а потому что он то требует.
своеволие - проявляется в том, что ребёнок всё хочет делать сам, даже если ничего не умеет.
протест - поведение ребёнка носит протестующий характер.
обесценивание - в данном случае у ребенка обесцениваются старые привязанности к вещам, людям.
Таким образом, «кризис трёх лет» - это протест ребёнка, требующего самостоятельности, переросшего те нормы и формы опёки, которые сложились в раннем возрасте.
Все эти особенности проявления в поведении ребенка объясняется тем, что ребенок начинает осознавать себя как личность.
Типичные ошибки родителей, которые могут наблюдаются в этот кризисный период у ребенка:
Первая ошибка - заключается в отсутствии у них твердой позиции, они не определили, чего именно требовать от ребенка. Часто разные члены семьи не могут договориться друг с другом, что создает дополнительные трудности в решении ситуации.
Вторая ошибка – неготовность к изменениям в поведении ребенка, отсутствие знаний об особенностях этого возраста, стремление сохранить свой родительский авторитет любой ценой или, наоборот излишняя мягкость и уступчивость.
Третья ошибка - советчики родителей становятся те родственники или специалисты, которые дают общие советы, не разбираясь в деталях ситуации, у каждого ребенка свои индивидуальные особенности.
Четвертая ошибка - неуверенность мамы в своих силах, её желание соответствовать всем противоречивым советам, метание из крайности в крайность создают неблагоприятные внешние условия и привносят еще больше путаницы.
Рекомендации родителям по преодолению кризиса 3 лет у ребенка:
Не применяйте авторитарный стиль воспитания, откажитесь от гиперопеки.
Придерживайтесь единой тактики воспитания. Детям следует предъявлять единые требования.
При возникновении у ребёнка вспышки гнева, слез, истерик, проявляйте спокойствие и терпение. Не позволяйте себе кричать и срываться в ответ, если ребенок будет видеть ваше спокойствие, он быстрее успокоиться в ответ.
Старайтесь не спорить с ребёнком. Не пытайтесь силой переломить его упрямство.
Не командуйте своим ребенком. Это лишь приведет к нервному напряжению.
Постарайтесь давать возможность ребенку быть самостоятельным.
Дайте ребёнку возможность проявлять самостоятельность. Поручите ему несложные задания: полить цветы, накрыть на стол, подмести пол, вытереть пыль и т.д.
Позвольте ребенку делать самостоятельный выбор: спрашивайте, какую игрушку он бы хотел взять с собой в садик или на прогулку.
Ищите вместе с ребёнком компромиссные решения в сложившейся конфликтной ситуации.
Чаще показывайте ребенку свою любовь, хвалите, обнимайте его. И, когда ругаете, объясняйте ребенку, что его самого вы очень любите, вам не нравится, то что он сделал.
Важно знать, что в возрасте 3 лет игра становится для ребенка ведущей деятельностью, поэтому используйте игровые приемы в общении с ребенком.
Не следует ставить ребёнку общих оценок, обзывать ребенка.
А если у ребенка началась истерика, то стоит поступить следующим образом:
1) задайте неожиданный вопрос;
2) не пытайтесь что-либо внушать ребёнку – он сильно возбуждён и не может вас услышать;
3) достаньте из кармана интересный предмет, чтобы его заинтересовать.
5) предложите другую деятельность (попытайтесь переключить внимание);
6) если ребёнок требует что-либо надрывно, спокойно скажите: «Я дам тебе конфету, как только ты успокоишься и попросишь красиво. Ты умеешь это делать».