СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рекомендации для учителей по взаимодействию с учащимися с различными типами нервной системы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рекомендации для учителей по взаимодействию с учащимися с различными типами нервной системы

Просмотр содержимого документа
«Рекомендации для учителей по взаимодействию с учащимися с различными типами нервной системы»

Рекомендации для учителей по взаимодействию с учащимися с различными типами нервной системы


Взаимодействие с учащимися с сильной нервной системой

Он чаще всего бодрый, уверенный в себе, не испытывающий какого-либо напряжения в учении, поражающий легкостью, с которой он усваивает значительный по объему материал. Он полон энергии, неутомим, постоянно готов к деятельности. Он почти не бывает усталым, вялым, расслабленным. Включаясь в работу, он почти не испытывает: ему нипочем дополнительные нагрузки, переход к незнакомой новой деятельности. Чаще всего он обнаруживает полную поглощенность своим очередным занятием. Его также отличает большая эффективность использования времени, способность выполнить за тот же отрезок больше, чем другие учащиеся, благодаря своей выносливости, отсутствию остановок и сбоев в работе. Но ученики с сильной нервной системой не склонны к работе, требующей систематизации, упорядочения материала, не любят планировать свою деятельность и проверять выполненное задание. Им скучно при повторении пройденного материала, когда учитель опрашивает других учащихся. При однообразной, монотонной работе они испытывают чувство раздражения, неудовольствия и начинают отвлекаться. Отсутствует самоконтроль.

Рекомендации по работе:

  1. Обеспечивать частую смену упражнений во избежание монотонности;

  2. Использовать приемы, направленные на тренировку навыков самоконтроля;

  3. Предоставлять им роль “заводил” в групповых формах обучения;

  4. Учитывать предпочтение ими устной речи письменной.


Признаки сильного типа нервной системы (холерик, сангвиник)


  • Сохраняет высокую работоспособность в течении урока;

  • Не снижает качество выполнения заданий к концу урока;

  • В состоянии заниматься дополнительно сразу же после уроков;

  • Не склонен поддаваться чувству усталости;

  • Спокоен в новой, неожиданной обстановке;

  • Стремится к соперничеству и состязаниям;

  • На контрольных, показывает результаты лучше, чем в обычных условиях;

  • Готовится к уроку тщательно и неторопливо;

  • Терпелив и настойчив при многократном выполнении задания;

  • Легко приспосабливается к более медленном темпу работы товарищей;

  • Не допускает раздражительности в общении. Способен быстро успокоиться, «взять себя в руки»;

  • Легко втягивается в занятия после каникул;

  • Не снижает качество работы при необходимости повысить её темп, скорость работы




Взаимодействие с учащимися со слабой нервной системой


Чаще всего спокойный, тихий, осторожный, послушный. Отличается повышенной утомляемостью; склонен к аккуратности, доходящей до педантизма. Ему характерна повышенная впечатлительность. В незнакомых условиях он теряется, не находит нужных слов, не отвечает на вопросы. Нередко таким детям не хватает уверенности в себе, им свойственна боязнь неудачи, страх глупо выглядеть, вследствие чего для них значительно осложняется продвижение к успеху.

Рекомендации по работе:

  1. Не ставить их в ситуацию неожиданного вопроса, требующего быстрого ответа; предоставлять достаточное время на обдумывание и подготовку; во время подготовки ответов давать время для проверки и исправления;

  2. Не требовать отвечать новый, только что усвоенный материал: лучше отложить опрос на следующий урок;

  3. Путем правильной тактики опросов и поощрений формировать уверенность в своих силах;

  4. В минимальной степени отвлекать их от работы, создавать им спокойную обстановку;

  5. Желательно, чтоб ответ был не устной, а в письменной форме;

  6. По возможности спрашивать в начале урока.



Признаки среднего и слабого типа нервной системы (флегматик, меланхолик)


  • Работает рывками, быстро начинает, затем снижает темп;

  • Не способен долго ждать, суетлив, неусидчив;

  • С трудом переносит монотонность и однообразие;

  • С трудом приспосабливается к манерам и темпу других людей;

  • С трудом перестраивает сложившиеся стереотипы поведения и привычки;

  • С трудом сдерживает раздражение, волнение;

  • Стремительно реагирует на неожиданные раздражители


Положительные особенности слабых учащихся

  • Выносливы и терпеливы в ситуациях требующих монотонной работы (легче действуют по шаблону, по схеме);

  • Любят выполнять последовательную, планомерную работу;

  • При ответе им легче, когда используются внешние опоры (схемы, таблицы, рисунки)




Виды учебных ситуаций, затрудняющих деятельность учащихся со слабой НС


  • Длительная, напряженная работа;

  • Контрольные или экзаменационные работы;

  • Работа после неудачного ответа, оцененного отрицательно;

  • Работа в шумной, неспокойной обстановке;

  • Работа под руководством вспыльчивого, несдержанного педагога;

  • Работа после резкого замечания, сделанного учителем;

  • Работа в ситуации, требующей распределения внимания или его переключения;

  • Ситуация, когда требуется на уроке усвоить большой по объему, разнообразный по содержанию материал;

  • Учитель подает материал в высоком темпе;

  • Время работы ограниченно и невыполнение в срок грозит отрицательной оценкой


Взаимодействие с учащимися подвижного типа

Такие дети долго не могут собраться и приняться за работу. Их постоянно что-то отвлекает, они вертятся, разговаривают. Им скучно заниматься какой-то одной деятельностью, у них много разнообразных занятий, и, переходя от одного дела к другому, они полностью вытесняют из сознания предыдущее. Подвижный ученик ничего не планирует. Его не смущает известная неопределенность в том, чем и когда ему нужно заниматься. Он способен на ходу принять решение или изменить прежнее намерение, быстро и без труда приспосабливаясь к новым условиям, легко следуя за ними и подчиняясь складывающимся обстоятельствам.

Рекомендации по работе:

  1. Увеличение объема материала по частям: на первых порах ученику сокращают объем работы. После того как намеченная часть выполняется, ему либо предлагают следующую часть, либо ограничиваются сделанным: это зависит от отношения ребенка;

  2. Разнообразие содержания заданий, частые переходы от одного их вида к другому;

  3. Опрашивать их первыми, т.к. они не любят ждать.


Взаимодействие с учащимися инертного типа

Спокоен на уроках. Он не склонен “разбрасываться” на разнообразные занятия; чаще всего его свободное время полностью занято учением, приготовлением уроков. Больше он практически ничего не успевает. Каждое непредвиденное обстоятельство выбивает его из колеи. Много времени и сил уходит у него на такие мелочи, которых почти не замечают другие дети.

Рекомендации по работе:

  1. Не требовать от них немедленного включения в деятельность, поскольку их активность в выполнении нового вида заданий возрастает постепенно;

  2. Помнить, что они не могут активно работать с разнообразными заданиями;

  3. Не требовать быстрого изменения неудачных формулировок при устных ответах; им необходимо время на обдумывание, поскольку они в ответах чаще следуют принятым стандартам, домашним заготовкам, избегая импровизаций;

  4. Не спрашивать их вначале урока, поскольку инертные ученики с трудом отвлекаются от предыдущей ситуации;

  5. Избегать ситуации, когда нужно получить быстрый устный ответ на неожиданный вопрос; необходимо предоставить время на обдумывание и подготовку;

  6. В момент выполнения заданий не надо их отвлекать.

В работе с подвижными и инертными учениками следует обращать внимание на следующие учебные ситуации:

  1. задания, разнообразные по содержанию и способам решения;

  2. ситуации, требующие высокого темпа работы;

  3. ситуации, требующие быстрого переключения внимания;

  4. ситуации, когда время жестко ограничено;

  5. однообразная монотонная работа;

  6. длительная работа, требующая высокого умственного напряжения;

  7. одновременное усвоение нового и повторение старого материала.


Взаимодействие с учащимися с разными доминирующими репрезентативными системами

Активный репрезентативный канал восприятия – доминирующий канал восприятия.

Виды каналов восприятия:

  1. Визуальный – восприятие мира (предметов и явлений) через органы зрения;

  2. Аудиальный – восприятие мира (предметов и явлений) через органы слуха;

  3. Кинестетический – восприятие мира (предметов и явлений) через ощущения.

Как узнать визуала?

Визуальный ученик: всегда смотрит вверх, во время рассказа. Когда учитель читает учебник, он всегда читает сам. Его тетрадь - самая аккуратная во всем классе. Каждая часть пронумерована и отделена. Придает большое значение своему внешнему виду и порядку на парте. В рабочих таблицах отмечает то, что важно ему. Всегда пропускает одно - два сложных слова на диктанте. При разговоре применяет много прилагательных. С трудом запоминает длинные словесные инструкции (переспрашивает) без демонстрации.

Сажать на первую парту. Они должны видеть больше наглядности и описательных слов.

Как узнать аудиала?

Аудиальный ученик, читая текст, он проговаривает, шепчет. Гораздо чаще отвлекается, чем его более способные визуальные соседи. Он способен повторить все слово в слово, даже когда он, казалось бы, не слушал. У него затруднения с вычислениями, поскольку при этом требуется удерживать отдельные числа в уме. Он часто садится в классе на последнюю парту в углу класса, если ему предстоит серьезная работа, так как он легко отвлекается даже на шепот. В письменных работах его слог и пунктуация страдают. Он расскажет свое сочинение лучше, чем напишет. Успешен в изучении иностранных языков. Не может сосредоточиться в условиях шума.

Могут сидеть от педагога дальше, чем визуалы; но голос педагога должен быть понятным и отчетливым. Учителю при объяснении материала использовать красочные эпитеты.

Как узнать кинестета?

Кинестетический ученик обычно вскакивает, чтобы по просьбе учителя раздать детям карточки, тетради или карандаши. Он редко поднимает руку, ждет приближения учителя, старается прикоснуться к нему. При чтении такой ученик может водить пальцем по строчкам. Этот ученик не может выучить грамматическое правило, без игры. Он постоянно тянется к тому, что перед ним, над головой, над партой. Прикасается к другим детям. Если его сосед окажется также кинестетиком, то у них будет минимум две потасовки за урок.

Система восприятия визуала – самая медленная.

Должен всё время чувствовать присутствие педагога и осознавать свою значимость для него. Использовать тактильные контакты со словами поддержки.

Не сравнивать с другими не в его пользу.

Рекомендации учителям по использованию приемом предупреждающих утомляемость учащихся


  1. Темп речи;

  2. Дидактические (использование различных видов деятельности на уроке, активная форма урока, проведение нестандартных уроков);

  3. Психологические (активизация познавательных процессов, создание комфорта в классе);

  4. Технические (физкультминутки, паузы до и после постановки вопроса, повторение важнейших мыслей, понижение или повышение голоса)



5