Рекомендации по результатам исследования
№ 1
Кому: кл.рук. 5 класса, ФИО (по результатам социометрии).
1. Не афишировать (!) результаты социометрии ни среди детей, ни среди их родителей. Особенно осторожно обращаться с информацией о «непринятых» детях.
2. Использовать на уроках коллективные формы работы. Например, разделить детей на подгруппы и придумать для них творческое задание (нарисовать что-то, представить в виде схемы тему урока, а потом группой представить свою работу). При этом стараться чтобы «непринятые» учащиеся оказались в команде с «лидерами», «предпочитаемыми». «Лидеров» и «предпочитаемых» нужно разделить так, чтобы они были в каждой команде учащихся.
3. Организовать внеклассное мероприятие, направленное на сплочение класса.*
4. Для сплочения класса можно сделать традицией поздравлять именинников класса. В конце каждого сезона поздравлять учащихся на классных вечерах (осенних, зимних, весенних именинников соответственно осенью, зимой, весной; летних можно поздравлять или в начале осени, или в конце весны). Также сделать традицией отмечать другие праздники (Новый Год, 14 февраля, 23 февраля, 8 марта и т.д.).
5. Организовывать посещение всем классом культурных и увеселительных мероприятий (кино, выставки, музей, походы, экскурсии и т.д.).
6. Участие детей в организации общего пространства, создание «дизайна» класса. Например, всем классом создать плакат «Наш класс» на котором будет фотография каждого ребенка и классного руководителя, а также совместные фотографии всего класса. Можно дать возможность каждому учащемуся под своей фотографией написать что-то интересное о себе.
Можно предложить учащимся создать правила класса и повесить их на видном месте. Обговорить с учащимися, какие могут быть последствия при невыполнении этих правил.
7. Никогда не говорите про учащихся плохо, особенно избегайте приписывать им отрицательные черты – «глупый», «неспособный», «неисправимый» и т.д.
8. Критикуйте поступки, а не личность ребёнка (говорите: «Ты плохо поступил», а не «Ты плохой»).
9. Показывайте учащимся свою доброжелательность (чаще улыбайтесь, будьте вежливы и т.д.), делайте акцент на положительных поступках учащихся (меньше ругайте, чаще хвалите). Поощрять все проявления самостоятельности, уверенности.
10. Не сравнивайте достижения ребёнка с другими детьми, сравнивайте с его собственными достижениями, оценивайте улучшения его собственных результатов.
Приложение (пример игр на сплочение класса для кл.рук.).*
«Ангел - хранитель»
Участвует весь класс (классный руководитель тоже может принимать участие в игре). Фамилии участников пишутся на отдельных бумажках и сворачиваются так, чтобы написанного не было видно. Каждый участник вытягивает одну бумажку с фамилией (не своей), которую он не имеет право называть никому. Именно этому человеку, чья фамилия написана на бумажке, участник и будут являться Ангелом – хранителем, именно ему участник должен будет в течение заранее обговорённого времени посылать записки (хорошие), маленькие подарки (открытки, конфетки и т.д.), стараясь быть не узнанным. Игру рекомендуется проводить не меньше одного месяца. По истечении определённого срока, на вечере или классом часе необходимо рассказать, кто кому дарил «подарки». Данную игру можно приурочить к Новому году.
Печатная машинка
Описание игры: каждому участнику игры назначается одна из букв алфавита. Ведущий предлагает всем представить, что они – клавиши печатной машинки. На этой удивительной машинке можно печатать слова. Для этого «клавиши» должны по очереди хлопать в ладоши. Возьмем слово «дом». Чтобы его напечатать, должен вначале хлопнуть человек, у которого буква «Д», затем тот, у кого буква «О», и, наконец, тот, у кого буква «М». Чем быстрее они справятся с заданием, тем лучше. Ведущий предлагает ребятам все более длинные и сложные слова и фразы.
Комментарий: если играет меньше тридцати трех человек, можно не использовать редко встречающиеся буквы или подобрать слова, где они не используются.
Гомеостат
Описание игры: играющих просят встать в круг, вытянуть вперед руку, сжатую в кулак, и по знаку ведущего выбросить произвольное количество пальцев. Задача: не разговаривая, не перемигиваясь и не используя никаких других способов общения, добиться того, чтобы все играющие выбросили одно и то же количество пальцев. Попытки повторяются произвольное число раз.
Комментарий: гомеостат – это прибор, который используют психологи для изучения групповой совместимости. Можно для тех же целей вместо прибора воспользоваться игрой. Понаблюдав за играющими, учитель сумеет выявить лидеров, под которых подстраивается большинство ребят. Возможно, себя проявят стойкие «одиночки», которые не захотят согласовывать свои действия с другими играющими, или отдельные группировки, успешно решившие проблему внутри своей группы, но не желающие подстраиваться под остальных.
«Поймай хвост дракона»
Ребята выстраиваются в колонну, каждый держит впереди стоящего за пояс. Они изображают «дракона». Первый в колонне — это голова дракона, последний — хвост. По команде ведущего «дракон» начинает двигаться. Задача «головы» — поймать «хвост». А задача «хвоста», в свою очередь, — убежать от «головы». Туловище дракона не должно разрываться, т. е. играющие не имеют права отцеплять руки. После поимки «хвоста» можно выбрать новую «голову» и новый «хвост».
«Солнышко»
Один человек становится в центре и закрывает глаза. Это "солнце". Группа ("планеты") становится на том расстоянии, на котором им комфортно. Также можно принимать различные позы. Затем "солнце" открывавет глаза и смотрит на образовавшуюся картинку. После этого человек, стоящий в центре может передвинуть людей на то расстояние, на котором было бы комфортно ему. В результате все видят реальную и желаемую картину отношений группы к человеку и человека к группе. Это некий вариант социометрии.
«Поздороваться носами»
За 1 минуту поздороваться с как можно большим количеством человек. Здороваться можно руками, носами, коленками и т.д.
«Острова»
У каждого есть свой «остров» – газета. Периодически наступает «выходной», и все гуляют по своей территории. Ведущий «отбирает» по несколько островов, жители должны искать себе другой остров. В заключение идет обсуждение: как вас приняли на другом острове, не оттолкнули ли, пригласили ли сами и т.п.
Обязательно стоит обратить внимание на тех, кому не предлагали присоединиться на другом острове. Сумейте корректно перейти к подобным ситуациям в жизни: не чаще ли мы готовы оказывать помощь, поддержку тем, кто нам нравится, кто нам симпатичен, и не способны ли мы «не замечать» проблем тех, кого относится к тем, кто нам не нравится и т.п.
«Узелки»
Задание: участники образуют круг и берутся за руки, причем руки одного человека должны быть сцеплены с руками разных людей. Задача: не расцепляя рук, распутать узел и образовать круг.
«Клубочек»
Играющие становятся в круг. Клубочек перебрасывается от одного играющего другому, сообщая своё имя и увлечение. После того как клубочек полностью размотается (не останется играющих без нитки) - клубочек сматывают, по средствам называния имени и увлечения того, от кого пришла нить клубочка. Тот от кого начал разматываться клубочек должен назвать имя и увлечение последнего, кому пришла нить. О правилах сматывания клубочка заранее сообщать нельзя.