СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рекомендации педагогам по проведению социально-психолого-педагогических занятий по профилактике потребления психоактивных веществ (ПАВ) среди детей и подростков.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рекомендации педагогам по проведению социально-психолого-педагогических занятий по профилактике потребления психоактивных веществ (ПАВ) среди детей и подростков.»

Рекомендации педагогам по проведению социально-психолого-педагогических занятий по профилактике потребления психоактивных веществ (ПАВ) среди детей и подростков.

Организационное обеспечение

Групповые или индивидуальные занятия (беседы, лекции, небольшое выступление, презентация) с учащимися проводятся на базе образовательной организации. Занятие (беседы, лекции и т.п.) можно проводить на классном часу, таких предметах, как ОБЖ, обществознание, физкультура, биология. Возможно использование Интернет-ресурсов, традиционных бумаги, карандашей, ручек, маркеров.

Точки риска при реализации

1. В классе могут одновременно находится учащиеся, для которых данная тема абсолютно не актуальна и те, которые имеют опыт употребления психоактивных веществ, например,табака.

2. Для учащихся, которым данная тема не актуальна, занятие может служить «скрытой рекламой».

Содержание

Для начала хочется напомнить педагогам основные термины, упоминающиеся в рекомендациях.

Психоактивные вещества – любое химическое вещество (или смесь) естественного или искусственного происхождения, которое влияет на функционирование центральной нервной системы, приводя к изменению психического состояния. Эти изменения могут носить как положительный, так и отрицательный характер.

Психоактивные вещества, влияющие на высшие психические функции, и часто используемые в медицине для лечения психических заболеваний, называются психотропными. Психоактивные вещества, вызывающие привыкание и запрещённые законодательством, часто называются наркотиками.

Факторы риска – средовые, биологические, психологические силы и силы, связанные со взаимодействием с окружающей средой и ведущие к повышенной вероятности поведенческого нарушения.Вероятность развития поведенческого нарушения резко возрастает с увеличением числа факторов риска.

Факторы риска потребления ПАВ

Их несколько, они могут сочетаться, а может влиять и один какой-либо фактор. Перечислим их:

  1. Обстановка в семье: отчуждение в семье. Конфликты всемье неизбежны: они могут быть в парах мать-ребенок, мать-отец и т.п. Проблемы случаются не только в неблагополучных (асоциальных) семьях, но и в «благополучных».

Конфликтные семьи:

  • Неустойчивое восприятие ребенка – неприятие. Не нравится его голос, активность, не устраивает прическа, увлечения и т.д. В данном варианте возможны такие родительские фразы: «Вот бестолковый! Сколько раз нужно объяснять! Любой бы уже понял на твоем месте».

  • Деспотичная семья (диктатура родителей). Один или оба родители – деспоты. Деспот – это человек, который унижает достоиство другого человека, одни члены семьи подавляются другими. При этом подавляется самостоятельность, чувство собственного достоинства. Родители вторгаются на территорию ребенка, в его душу. Этого ребенка всегда ругают, но забывают похвалить. «А зачем его хвалить, это же его обязанность».

  • Мирное сосуществование – скрытый конфликт, равнодушие. Здесь царит позиция невмешательства. Выглядит обстановка вполне благопристойно. У каждого свои успехи, победы, проблемы. Никто не нарушает границ. А ребенок считает себя ненужным. Глубокое одиночество, отсутствие понимания со стороны взрослых, нет системы запретов, полное равнодушие – так считает подросток. Уникальность подросткового возраста: подросток хочет свободы с одной стороны, с другой – хочет границ.

  • Семья гиперопеки (конфликт опеки). Опека – это забота, ограждение от трудностей, участие. В начальной школе – это нормально. Но с наступлением подросткового возраста ответственность передаем ребенку.

  • Авторитарная семья (не путать с авторитетом).Авторитарная семья - это семья, основанная на жестком и непререкаемом авторитете родителей. Детей в такой семье воспитывают кропотливо: замечают любой промах, обращают на него внимание. Авторитарный стиль вызывает у детей отчуждение от родителей, чувство своей незначительности и нежеланности в семье. Родительские требования, если они кажутся необоснованными, вызывают либо протест и агрессию, либо апатию и пассивность.

Ослабление родительского начала, как и его гипертрофия способствуют формированию личности со слабым «Я».

  1. Психологические проблемы подросткового возраста.

Любопытство, беззаботность (со мной этого не случится), эффект компании, потребность в самоутверждении, появление чувства взрослости и желание признания своей «взрослости»и др.

  1. Личностные особенности подростков: неумение расслабиться (ПАВ способ ухода от проблем), опыт употребления ПАВ, слабость характера, незрелая личность,половое созревание и неравномерное физиологическое развитие, обуславливающее эмоциональную неустойчивость и резкие колебания настроения. Зрелая личность –стержень её закладываетсяв семье.

  2. Социальные проблемы: неорганизованность досуга. Ни родители, ни школа не могут уследить за ребенком 24 часа в сутки. Привлекательный образ ПАВ через СМИ и продукты массовой культуры.

Принципы, которыми следует руководствоваться всем должностным лицам при осуществлении комплекса профилактических мероприятий:

    • Приоритет права несовершеннолетнего на получение образования. Основная функция школы – образовательная (пока ещё).

    • Обеспечение адекватности профилактических мероприятий реальным обстоятельствам («Не буди лихо, пока оно тихо»и/или известный случай употребления), возрасту детей (излишне говорить о наркотиках в 3 классе, а такие случаи бывали).

    • Приоритет педагогических, воспитательно-психологических мер над репрессивными.Поясним этот важный момент. Важнее провести занятия, беседы классные часы на предложенные ниже темы, чем информировать о различных ПАВ-веществах, пугать (о том, что капля никотина убивает лошадь, все наслышаны).

Примерный список тем для профилактических занятий: общение и его виды;конфликты, стратегии выходы их конфликта. Эмоции и чувства, их проявление. Личность, особенности подросткового возраста. Мужественность и женственность, взаимоотношения юноши и девушки. Любовь, дружба, привязанность, семья, конфликт как таковой и конфликт поколений и т.д. Какая тема актуальна в каждом конкретном классе, из этого и надо исходить в подборе тематики профилактического занятия.

    • Предпочтение индивидуальных форм работы перед коллективными (профилактическая работа с конкретным случаем, а не со всем классом).

    • Приоритет прав ребенка и его семьи. Если произошел случай (выпил, покурил) с конкретным ребенком, то не стоит привлекать весь класс к профилактике, возможно для всего класса это неактуально.Чтобы информировать, просвещать, а не рекламировать, то наиболее оправданно будет занятие по формированию навыка уверенного отказа – «Как сказать «нет» (конспект занятия в Приложении 1). Занятие по данной теме актуально и для всего класса, так как многие не умеют отказывать, испытывают чувство вины при отказе. Навык очень важный и нужный человеку и пригодится в дальнейшей жизни абсолютно всем.

    • Обеспечение максимально возможной конфиденциальности и осторожности действий.

    • Построение отношений на доверительной основе.

    • Максимальная компетентность специалистов.

Алгоритм действий в критической ситуации.

Если у вас возникли подозрения, что подросток употребляет ПАВ, то наиболее оправданы следующие действия:

    • Предельно тактично сообщить о своих подозрениях родителям или опекунам подростка.

    • При подозрении в групповом употреблении ПАВ рекомендуется провести беседу с родителями всех членов «группы», можно это сделать с приглашением инспектора ПДН, врача-нарколога.

    • Организовать встречу подростков со специалистами на психолого-педагогическое занятие через социального педагога или педагогов-психологов, организовать консультирование родителей.

    • Дать подросткам и их родителям информацию о возможности анонимного обследования и лечения, указать адреса и телефоны организаций, работающих в таком режиме.

    • Если у вас возникли подозрения, что подросток находится в состоянии опьянения:

  • Пригласить медицинского работника. В случае если состояние учащегося говорит о наличии угрозы здоровью, необходимо вызвать врача. Состояние опьянения устанавливается наркологической экспертизой, на которую подросток может быть направлен сотрудниками милиции при согласии родителей.

  • Поставить в известность руководителей школы.

  • В случае однозначного определения состояния подростка как состояния опьянения, немедленно поставить в известность родителей или опекунов подростка. Помните, что в разговоре с родителями вам следует говорить только о фактах и описать случившееся четко и кратко. При необходимости опираться на официальное заключение, сделанное специалистами. Будьте готовы предложить родителям возможные варианты дальнейших совместных действий.

Социально-психолого-педагогическое занятие: Как сказать «нет». Моя уверенность в себе.

Цель: познакомить с навыками уверенного поведения через умение отказывать.

Вводное слово.

В нашей жизни нам часто необходимо от чего-то отказываться. Ситуации отказа нередко связаны с неприятными переживаниями: страхом обидеть, испортить отношения, чувством вины. Но когда мы отказываем уверенно, спокойно, убедительно, оказывается, что и наш отказ воспринимается спокойно, не вызывает отрицательных эмоций.

Отказывая, важно быть вежливым, но уверенным. Если ваш ответ неубедителен, предлагающий может подумать, что вы колеблетесь и нуждаетесь в более долгом уговаривании. Уверенный, спокойный ответ спасет вас от ненужной суеты

Содержание занятия

  1. Упражнение «Очередь»

Инструкция. Поделитесь, пожалуйста, на две команды: одна – очередь, другая – эксперты. Все встают в очередь, кроме одного, который пытается пролезть вперед. Необходимо отказать нахалу. Эксперты оценивают, насколько удачно удалось отказать. Условие: нельзя кричать, ругаться и использовать физическую силу.

Вопросы:

  • Какие чувства возникают в момент отказа?

  • В чем основная трудность отказа?

  • Почему нам это трудно делать?

  • Чего мы боимся?

  1. 8 способов сказать «нет»

2.1. Вежливого «нет, спасибо» обычно достаточно.

Люди понимают, что вы не хотите.

    1. Чаще всего простое «нет, спасибо» не работает. Люди продолжают предлагать вам что либо, хотя вы уже отказались. Их может остановить, если вы повторите ваш отказ.

    2. В каких-то ситуациях можно изменить тему разговора:

    3. Может случиться, что кто-то действительно начнет беспокоить вас, настаиватьна своем. Вас могут брать «на слабо» и т.д. В этой ситуации попытайтесь оставаться спокойным, не поддавайтесь на провокации, не ссорьтесь. Вы можете спросить у предлагающего: «Почему тебе нужно?Зачем тебе это нужно? Трудно сразу найтись, что ответить на этот вопрос.

    4. Иногда лучше извиниться и просто уйти или пройти мимо. В этом случае вы даже не должны отказываться.

Просто проходишь мимо, не обращая внимания на компанию, которая предлагает тебечто-либо.

    1. Избегай тех мест, в которых часто собираются компании с нежелательным, неприятным для тебя времяпровождением.

    2. Чаще бывай в компании, в которой тебе нравится.

    3. Уверенно отказать можно и без слов, иногда жесты бывают красноречивее любых объяснений.

Часто, когда мы отказываем, мы ищем причины, убедительные для других.
Но вы имеете право не объяснять причины.

  1. Упражнение «Я умею отказать».

Инструкция. Разбейтесьна тройки. Один из вас будет человеком, который хочет что-то предложить своему партнеру. Второй – человек, не желающий, он отказывает одним из тех способов сказать «нет», которые мы с вами только что узнали. Третий участник – наблюдатель, задача которого внимательно следить за происходящим и пока ничего не комментировать.

Для того чтобы игра была более интересной, ведущий должен сказать на ушко человеку, который предлагает, чтобы он настаивал очень упорно, но, не применяя физической силы.Проиграйте ситуацию отказа.

  • Что увидел наблюдатель?

  • Какой из известных нам способов использовал отказывающий?

  • Насколько эффективен был данный способ?

  • Трудно ли было отказывать? Почему?


  1. Вопросы.

Далее участники меняются ролями. Наблюдающий становится отказывающим, отказывающий – предлагающим, предлагающий – наблюдающим.

  • Поделитесь, пожалуйста, впечатлениями о том, что происходило.

  • Какие мысли у вас возникли в ходе упражнения?

  1. Заключительная часть.Подведение итогов. Это в моих интересах!

Я говорю «нет», когда речь идет о …. (курении, хулиганстве, предательстве и др.) и я говорю «да», когда …. (надо помочь близким, можно вместе провести время и др.)

  1. Итоги занятия.

Что нового вы узнали из сегодняшнего занятия? (На этот вопрос по возможности должны ответить все участники занятия.).


Педагог-психолог Ещенко В.Г.


5