РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГУ ПО РАБОТЕ С
АГРЕССИВНЫМИ ДЕТЬМИ
С каждым годом в школах агрессивных детей становится все больше. Педагогам с ними трудно работать, и, зачастую, они просто не знают, как справиться с их поведением. Поэтому педагогу важно выработать «правильное поведение» в этих ситуациях, способствующее грамотному разрешению конфликта.
Основная задача педагога при работе с агрессивными детьми - уменьшить напряжение ситуации. Ни в коем случае не повышайте голос, не изменяйте тон на угрожающий, а также не демонстрируйте власть («Учитель здесь пока еще я», «Будет так, как я скажу».
ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ ПО РАБОТЕ С АГРЕССИВНЫМИ ДЕТЬМИ
Создание в группе эмоционального комфорта для детей;
Научить ребенка выражать свои чувства социально приемлемым способом;
Формирование адекватной самооценки;
Формирование навыков самоконтроля;
Обучение навыкам сотрудничества;
Развитие творчества у детей.
ПОМНИТЕ! Ребенку очень трудно признать свою неправоту и поражение. Самое страшное для него - публичное осуждение и негативная оценка. Для сохранения положительной репутации целесообразно:
публично минимизировать вину ребенка («Ты неважно себя чувствуешь», «Ты не хотел его обидеть»), но в беседе с глазу на глаз показать истину;
не требовать полного подчинения, позволить ребенку выполнить ваше требование по-своему;
предложить ребенку компромисс, договор с взаимными уступками.
Настаивая на полном подчинении (то есть на том, чтобы ребенок не только немедленно сделал то, что вы хотите, но и тем способом, каким вы хотите), можно спровоцировать новый взрыв агрессии.
Также в работе с агрессивными детьми можно использовать следующий способ: спокойное отношение в случае незначительной агрессии. В этих случаях, когда агрессия детей не опасна и объяснима, можно использовать следующие позитивные стратегии:
полное игнорирование реакций ребенка - весьма мощный способ прекращения нежелательного поведения;
выражение понимания чувств ребенка («Конечно, тебе обидно...»);
переключение внимания, предложение какого-либо задания («Помоги мне, пожалуйста, раздать тетради»);
позитивное обозначение поведения («Ты злишься потому, что ты, скорей всего, устал»).
Так как агрессия естественна для людей, то адекватная и неопасная агрессивная реакция часто не требует вмешательства со стороны. Дети нередко используют агрессию просто для привлечения к ним внимания. Если ребенок проявляет гнев в допустимых пределах и по вполне объяснимым причинам, нужно позволить ему отреагировать, внимательно выслушать и переключить его внимание на что-то другое.
Один из важных путей снижения агрессии - установление с ребенком обратной связи. Для этого используются следующие приемы:
констатация факта («ты ведешь себя агрессивно»);
констатирующий вопрос («ты злишься?», «ты обижен?»);
раскрытие мотивов агрессивного поведения («Ты хочешь меня обидеть»", «Ты хочешь продемонстрировать силу?»);
обнаружение своих собственных чувств по отношению к нежелательному поведению («Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне», «Я сержусь, когда на меня кто-то громко кричит»);
апелляция к правилам («Мы же с тобой договаривались!»).
Давая обратную связь агрессивному поведению ребенка, педагог должен проявить, по меньшей мере, три качества: заинтересованность, доброжелательность и твердость. Твердость проявляется только в конкретном проступке. Ребенок должен понять, что любят его, но против того, как он себя ведет.
ВАЖНО! Чем меньше возраст ребенка, тем более миролюбивым должно быть поведение взрослого в ответ на агрессивные реакции детей.