Методическая разработка по литературному чтению в начальных классах по теме: «Формирование техники чтения»
Учитель начальных классов МБОУ СОШ имени П.П.Лановенчика:
Головина Оксана Сергеевна, 2024 год
КАК ПРОВЕРИТЬ ТЕХНИКУ ЧТЕНИЯ? или "Зачем проверять технику чтения?"
Эти вопросы волнуют многих родителей младших школьников. Учителям не нужно объяснять важность этой деятельности, т.к. от техники чтения зависит напрямую успешность учеников в обучении.
Цель проверки техники чтения — следить за динамикой формирования навыка чтения.
Ведь от этого навыка зависят многие направления школьной жизни ребёнка. Это и успеваемость по предметам, где важно читать и понимать тексты (литература, русский язык, окружающий мир, математика и др), и самостоятельность, и самооценка ребёнка, и формирование важных личностных качеств.
Техника чтения включает в себя несколько элементов, а именно:
- осознанность чтения (понимание ребенком того, о чем прочитал);
- скорость чтения (характеризуется количеством слов, прочитанных за определенный промежуток времени);
- способ чтения (читает ребенок по слогам или целыми словами);
- выразительность чтения (проявляется в использовании пауз, нахождении нужной интонации, верной постановке ударения);
- правильность чтения (отсутствие ошибок).
Как выбрать текст для проверки техники чтения?
1. Для проверки техники чтения подбирается текст, незнакомый ребенку. Он должен быть написан простым шрифтом, размер букв не меньше 14. Предложения должны быть короткими, без каких-либо усложняющих конструкций или знаков. Слова в тексте должны быть понятны ребёнку.
2. Лучше, если текст для проверки чтения будет без иллюстраций и диалогов, чтобы дети во время чтения не отвлекались.
3. Текст должен быть размещен на одной странице.
Как проверить скорость чтения?
Способ 1. Предлагаем ребёнку читать текст одну минуту. Затем считаем количество слов, которые ребенок прочитал.
Способ 2. Предлагаем ребёнку прочитать от начала до конца небольшой текст. С помощью секундомера определяем, сколько секунд понадобилось ребенку на прочтение всего текста. Затем количество слов в тексте делим на количество секунд, которые ребёнок потратил на прочтение данного текста, и результат умножаем на 60.
Например, в тексте 66 слов. Ребёнок читал этот текст 1 минуту и 20 секунд, то есть 80 секунд. Мы 66 делим на 80 и получаем 0.825 (количество слов в секунду). Затем умножаем 0.825 на 60 и получаем 49.5 (количество слов в минуту).
Я предпочитаю первый вариант, он наиболее распространён в педагогической практике и занимает меньше времени на проверку. Ориентир оценивания скорости чтения представлен в Приложении. Данные по технике чтения ученика вносятся в Таблицу, где отмечают способы чтения, наличие ошибок, выразительность, осознанность. Все эти данные влияют на итоговую оценку. К примеру, если ученик читает даже 150 слов в минуту в 3 классе, но не может ответить на вопросы по содержанию прочитанного, оценку "5" за чтение он не получит.
Простые рекомендации для отличного чтения:
1.Учите детей читать сразу правильно! (Плавное соединение букв в слоги и слова; формирование привычки читать с пониманием с первых занятий, позитивное отношение к чтению.)
2.Используйте разнообразные задания для формирования правильного чтения, чтобы ученику был интересен сам процесс чтения.
Хочу представить некоторые упражнения, которые формируют читательскую грамотность.
Все упражнения разделены на четыре группы: для развития сознательного чтения; для формирования правильности чтения; для развития беглости чтения; для развития выразительности чтения.
Данные упражнения могут быть использованы на различных этапах урока литературного чтения. Выбор упражнения обуславливается целями, задачами, содержанием и этапом урока. Задания можно использовать как на уроках, так и при выполнении домашних заданий, во внеурочной деятельности.
I. Упражнения для развития сознательного (осознанного) чтения
1.1.Артикуляционная гимнастика (скороговорки и чистоговорки, упражнения на дикцию):
а) чтение гласных, согласных, сочетаний, открытых и закрытых слогов;
б) слова, трудные для произношения.
-Артикуляция гласных, согласных, сочетаний гласных и согласных.
Цель: развивать подвижность речевого аппарата.
АОУЫИЭ АЫОУЭИ, ОУАЭИЫ.
З-С-Ж, Ш-Ж-С, С-Ч-Щ
С-Ж-З-Ш, Б-Д-П-Т, Г-Ж- К- Ш.
Ба-бя бо-бе бу-бю бэ –бе бы –би
За –зя зо- зе зу –зе зэ –зе зы –зи
Фа – фе фо –фе фу –фю фэ –фе фы – фи
Ла –ля ло –ле лу –лю лэ –ле лы –ли
-Чтение слогов справа налево и наоборот
ПО ОП АР РА
НА АН ЧИ ИЧ
МУ УМ ДИ ИД
-Чтение слов первого столбика слева направо, второго столбика справа налево
СЕЛ СЕЛ
КОМ КОМ
ЧУДО ЧУДО
СЛОВО СЛОВО
ЗЕРНО ЗЕРНО
-Чтение строк слева направо
ЧУДАК МАТЕМАТИК
В ГЕРМАНИИ ЖИЛ
ОН ХЛЕБ С КОЛБАСОЮ
СЛУЧАЙНО СЛОЖИЛ
ЗАТЕМ ПОЛОЖИЛ СЕБЕ В РОТ
ВОТ ТАК ЧЕЛОВЕК
ИЗОБРЁЛ БУТЕРБРОД
6) Чтение гласных и согласных букв
БТМПВЧФКНШЛЖЗЦС
КВМСПЛБШГРДБЛСТ
ПРЛГНТВСЧЦФБХНМ
ВМРГКТБДЗЩЗБЧВН
ФЩМЖДШХЧМКПБРВС
ПТКЗРМВДГБФКЗРЧ
1.2.Упражнения на дыхание учащихся.
Цель: развивать дыхание учащихся.
Произнести несколько раз гласные звуки, помните, что вдох и выдох должны быть бесшумными.
Произнесите сочетания согласных звуков с гласным, чётко выговаривая каждый звук:
ПА-ПО-ПУ-ПЭ-ПИ-ПЫ
ДА-ДО-ДУ-ДЭ-ДИ- ДЫ
КА –КО –КУ –КЭ –КИ
ПТА-ПТО-ПТУ-ПТЭ-ПТИ-ПТЫ
БТА-БТО-БТУ-БТЭ-БТИ-БТЫ
Произнесите резко на выдохе:
РЛУ- ЛРУ РЛО-ЛРО РЛА- ЛРА
РЛУ РЛО РЛА РЛЭ РЛИ РЛЫ
РЛЭ-ЛРЭ РЛИ- ЛРИ РЛЫ-ЛРЫ
ЛРУ ЛРО ЛРА ЛРЭ ЛРИ ЛРЫ
1.3.Скороговорки и чистоговорки
Цель: научить детей внятно произносить слова, чётко выговаривать звуки речи.
Работа со скороговорками.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
- произнести шёпотом , чётко,
-произнести беззвучно,
- произнести вполголоса,
- произнести голосом,
Постепенно увеличивать темп.
Примечание: на первом этапе не торопите ребёнка, пусть он читает скороговорки в комфортном для себя темпе. Взрослые должны следить за чёткостью произношения. Когда чтение станет чётким, увеличивайте темп произнесения. Старайтесь отрабатывать скороговорку в хорошем темпе.
1.4. Упражнения на логическое ударение
1.Задайте вопрос: «Карл у Клары украл кораллы?», последовательно голосом выделяя слова:
Карл у Клары украл кораллы?
Карл у Клары украл кораллы?
Карл у Клары украл кораллы?
Карл у Клары украл кораллы?
2.Ты завтра встречаешь подругу?
Ты завтра встречаешь подругу?
Ты завтра встречаешь подругу?
Ты завтра встречаешь подругу?
II. Упражнения для формирования правильности чтения.
2.1.Игра «Фотографирование предметов»
Нужно за одну секунду запомнить всё, что изображено на карточке.
Перед показом необходимо предупредить детей о том, чтобы они смотрели внимательно. По команде смотреть: «Приготовились! Внимание! Фотографируем!»
2.2.Повтори то, что сказал учитель (шесть слов попарно сходных по звучанию)
Бочка –точка, бабушка –бабочка, кошка-ложка.
2.3.Упражнение «Из одного слова –несколько»
Учитель записывает на доске слово. Дети с каждой буквой данного слова придумывают свои слова.
Например: квартира (комната, вагон, автобус, работа, товар, игра, рука, арбуз)
2.4.Упражнения для развития памяти:
«Вспомни и воспроизведи»
Ребёнку называют слова и просят воспроизвести (от 5 до 10 слов)
2.5.Чтение «Пирамиды»
Снег,
Весна,
Ручьи,
Побежала,
Зазеленела.
2.6. Чтение слов, отличающихся одной буквой
Мел –мель –мыл –мыль –мал –мял; мышка – мошка –мишка –миска.
2.7.Чтение слов, в написании которых имеются одинаковые буквы.
Куст –стук, сосна –насос, мех –смех, мышка –камыш, марка –рамка, марш- шрам, масло –смола, мошкара –ромашка.
2.8. Чтение перевёртышей.
Лев ел волов. Иди искать такси, иди.
2.9.Упражнения для расширения поля чтения
Числовые и буквенные пирамиды.
Зафиксировать зрение на средней линии или ряде чисел и прочтение слогов.
М!а М1а
М ! о М 2 о
М ! у М 3 у
2.10.Чтение текста через строчку, начиная со второго слова.
ДЕЛО В РУКИ НЕ ДАВАЛОСЬ
ДЕЛО МАСТЕРА БОЯЛОСЬ
ОН РАБОТАЛ НЕ УМЕЛО
МАСТЕР САМ БОЯЛСЯ ДЕЛА!
2.11.Читай слова
РОЗА, ЛОЖКА, МЫШИ, НОС, ЛУК, МАЛИНА, ЛЁД, РАМА, НОЧЬ, МЕЛ, ЛИМОН, РЕКА, ЛЫЖИ, МЕДВЕДЬ, РОГ, НОРА, РАК, МАК, НЕБО, ЛИСА, ЛОШАДЬ, РАКОВИНА, НОТЫ, РЫСЬ, МУЗЫКА, МАШИНА, НОГИ, ЛОПАТА, НАРЯД, РОМАШКА, МАСЛО, НОЖ, ЛЯГУШКА, МОЛОКО, РУСАЛКА, НИТКИ
2.12. Упражнения, развивающие память и устойчивое внимание
-«Найди лишнюю букву»
А О Б У И Ы Б В У Р К Б В Г Д Ш Н М Л Р Д
- «Найди лишнее слово»
СЛОН ЛЕВ
МЕДВЕДЬ БАБОЧКА
ТИГР РЫСЬ
III. Упражнения для развития беглости чтения
3.1. Для предупреждения активного внешнего проговаривания при чтении молча вводила упражнение «Губы». К плотно сжатым губам по команде читать «про себя» дети прикладывают палец левой руки – этим подкрепляется психологическая установка на беззвучное чтение.
3.2.Для развития скорости чтения и умения выделять основную информацию предлагала упражнение «Финиш». Когда детям даётся текст и указывается слово, до которого должны дочитать дети. Дочитав, дети поднимают руку. Проверяю правильность.
3.3.«Игра в прятки»
Учитель указывает страницу учебника и начинает читать, дети находят и подстраиваются под чтение учителя.
3.4.Для развития скорости и гибкости чтения использую упражнение «Буксир». Учитель громко читает текст, варьируя темп чтения в соответствии с заранее намеченным планом в пределах скорости учащихся. Дети стараются поспеть за учителем. Используя «чтение строки с прикрытой верхней половиной», обучающие приучаются менять скорость и ритм чтения по содержанию и структуре самого текста.
3.5. Упражнение «Спрятанные буквы». Возьмите книжку и непрозрачную линейку. Прикройте линейкой одну строчку в книге так, чтобы было видно только верхнюю часть слов. Задача: прочитать текст, видя только верхушки букв.
Переместите линейку выше и покажите только нижнюю часть слов. Читаем. Это, кстати, уже труднее.
3.6.«Молния». Упражнение заключается в чередовании чтения в комфортном режиме с чтением в максимально быстром темпе. Переход на чтение в ускоренном режиме осуществляется по команде «Молния».
3.7.Чтение с пропущенными окончаниями.
Котё… Васька сидел на по… возле комода и ло… мух. А на комо…, на самом краю, лежа… шляпа. И вот кот Вась… уви…, что одна му… села на шля…. Он как подпрыгнет – и уцепился когтями за шля…. Шляпа соскользну… с комо…, Васька сорвался и как полетит на пол! А шля… - бух! – и накрыла его сверху.
А в комнате сидели Володя и Вадик. Они раскрашива... картинки и не виде…, как кот Вась… попал под шля…. Они только услыша…, как позади что-то плюхнулось- упало на пол.
3.8. Разное чтение.
Бинарное чтение (читают сразу два ученика)
Прыжки (чтение через слово, через два слова, через три слова и т.д.
Голова и хвост (учитель или ученик начинают читать, остальные быстро находят и дочитывают все вместе)
Спринт (дети читают одновременно вслух, кто быстрее. По сигналу «Стоп» показывают где остановились)
Чтение перевернутого текста (задача учащихся прочитать текст перевернутый вверх ногами на 180 градусов. Учащиеся совершают путешествие по перевернутому миру)
3.9.Повышают интерес к чтению и скорость такие задания как:
-придумывать свой конец к рассказу или сказке;
-чтение по ролям;
- инсценирование;
-составлять вопросы к тексту.
IV. Упражнения для развития выразительности чтения:
-чтение предложений с разной интонацией;
-чтение текста с передачей эмоций в зависимости от содержания;
-словарь настроений(веселье, удивление, возбуждение, счастье, радость, грусть) Дети слушают текст, затем на стол выкладывают карточки со словами, которые соответствуют произведению. Какие чувства вы испытываете?
После этой работы дети читают намного выразительнее, стараясь передать своё настроение и настроение автора.
Все эти упражнения позволяют формировать правильное и быстрое чтение у учащихся.
Приложение
ТАБЛИЦА ПРОВЕРКИ ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ |
№ п/п | ФИ учащегося | Кол-во слов в минуту | Темп чтения | Способ чтения | Правильность чтения | Выразительность | Осознанность (ответы на вопросы) | Оценка |
Ниже нормы | Норма | Выше нормы | По слогам | Слог+ целое слово | Целыми словами | Без ошибок | Пропуск букв, слогов | Замена букв, слогов | Повторы слогов, слов | Ударение в словах | Окончания слов | Логические паузы, ударения | Интонация |
1 | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
2 | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
3…. | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | |