Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 43 "Солнышко" д.Афонино
"Конструирование с детьми 3 лет"
Выполнила:
Воспитатель 2 младшей группы
Романова И.А.
Введение
Конструирование из строительного материала является одним из важнейших и интереснейших видов детской продуктивной деятельности. Конструирование является практической деятельностью, направленной на получение определенного, заранее задуманного продукта.
В младшем дошкольном возрасте эти виды деятельности тесно переплетаются с игрой. Также развитие продуктивной деятельности связано с развитием восприятия, речи, мышления, воображения, т.е. со всеми психическими функциями.
Термин «конструирование» произошел от латинского слова «construere», что означает создание модели, построение, приведение в определенный порядок и взаимоотношение различных отдельных предметов, частей, элементов. Под детским конструированием принято подразумевать создание разных конструкций и моделей из строительного материала и деталей конструкторов, изготовление поделок из бумаги, картона, различного
природного материала (мох, ветки, шишки, камни и т.п.).
Конструктивная деятельность-это практическая деятельность, направленная на изучение определенного заранее задуманного реального продукта соответствующего его функциональному назначению.
Значение.
Конструирование обладает широкими возможностями для умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания. При правильно организованной деятельности дети учатся не только сооружать отдельные предметы из строительного материала (дома, машины, башни и т.д.), но и приобретают обобщенные умения – целенаправленного рассматривать предметы, сравнивать их, видеть в них общее и различное, находить части из которых оно состоит, делать выводы и обобщения.
Важно, что мышление детей в процессе конструктивной деятельности имеет практическую направленность и носит творческий характер. При обучении конструированию развивается планирующая мыслительная деятельность, т.е. дети, конструируя постройку или поделку,мысленно представляют, и заранее планируют, как их будут выполнять и в какой последовательности.
Конструирование также способствует познанию свойств геометрических тел на практике; речь детей обогащается новыми понятиями (брусок, куб, пирамида, высокий – низкий, узкий – широкий, длинный – короткий, большой – маленький). Конструктивная деятельность является средством нравственного воспитания детей, т.к. в процессе этой деятельности формируется такие качества как самостоятельность, трудолюбие, инициатива, упорство при достижении цели, организованность. Коллективные постройки играют большую роль в воспитании первоначальных навыков работы в коллективе – умение договариваться и работать дружно, не мешая друг другу.
В области детского конструирования существуют программы, разработанные Л.А. Парамоновой, Л.В. Куцаковой, Н.Ф. Тарловской, Л.А. Топорковой, предусматривающие развитие конструктивных способностей у детей.
Исследованием проблемы обучения конструированию из строительного материала детей раннего возраста занимались А.Р. Лурия, Н.Н. Поддьяков, В.Г. Нечаева, З.В. Лиштван, А.Н. Давидчук, В.В. Холмовская и другие.
Они рассматривали конструирование как универсальную деятельность по созданию построек различного типа. На такое понимание конструирования мы опирались в своем исследовании на примере организации работы по обучению конструированию из строительного материала детей раннего возраста.
Материал используемый для конструирования
1.Деревянный настольный конструктор – самый распространенный материал для настольного конструирования. Он удобен в использовании, экологичный, имеет привлекательный эстетичный вид, в основном имеет спокойные и естественные цвета окраски. В новых и современных конструкторах («Томик», «Конструктор») цвет более сочный, яркий. Из этого конструктора мы обучаем детей большинству построек.
2.Крупный конструктор для напольного и настольного конструирования из пластика. Удобен для детей раннего возраста: детали довольно крупные, естественных цветов, безопасен при падении. Дети более старшего возраста выполняют из него коллективные постройки, обыгрывание проходит с крупными игрушками.
3.Крупные мягкие модули для напольного конструирования. Чаще используется для коллективного конструирования. Обыгрывание можно проводить с самими детьми, что им очень нравится.
4.Конструкторы «Лего». «Лего» в переводе с датского языка означает «умная игра». Наши дети любят играть с этим конструктором. У конструктора «лего» широкие возможности: можно конструировать на полу, на столе; постройки можно переносить и без труда видоизменять, использовать в играх.
Для «лего» характерны высокое качество, эстетичность, необычная прочность (одна деталь «лего» предназначена на 50000 сцеплений), безопасность.
5. Плоские геометрические фигуры из картона, из пластика (для плоскостного конструирования).
Конструирование проходит на столе, чаще используется данный материал для закрепления изученного материала.
6.Другой разнообразный материал:
- картонные коробки;
- счетные палочки;
- природный материал;
- шары воздушные (к шарам приклеивается кусочки двухстороннего скотча для скрепления их между собой);
- пластиковые детали от пирамидок, вкладышей и т.д.
Для конструирования можно использовать различные материалы, все зависит от поставленной задачи на занятии и от нашей фантазии.
Работа строится по единому тематическому принципу во всех возрастных группах. В годовом перспективном плане определены темы занятий со строительным материалом и конструированию, основные задачи. Первые занятия по теме являются опорными, последующие занятия нацелены на совершенствование полученных конструктивных умений и содержательное насыщение деятельности.
В процессе игр необходимо учить детей использовать полученные знания и умения в самостоятельных постройках, поощрять стремление к конструктивной деятельности, отмечать тех, кто старается проявлять инициативу, творчество.
Необходимо формировать у детей умение аккуратно разбирать сконструированные постройки, раскладывать детали конструктора по виду и цвету, убирать на место.
Задачи конструирования:
1.Содействовать возникновению и развитию положительных эмоций и интереса к играм со строительным материалом.
2. Обогащать представления детей о цвете и форме.
3. Развивать пространственную ориентацию детей.
4. Учить рассматривать и анализировать образец.
Цели:
Формировать интерес к самостоятельному созданию и обыгрыванию построек, развивать сюжетно-игровой замысел.
Задачи на год:
1. Продолжать знакомить детей с деталями (кубик, кирпичик, трехгранная призма, пластина, цилиндр), с вариантами расположения строительных форм на плоскости.
2. Продолжать учить детей сооружать элементарные постройки по образцу, поддерживать желание строить что-то самостоятельно.
3. Способствовать пониманию пространственных соотношений.
4. Учить пользоваться дополнительными сюжетными игрушками, соразмерными масштабам построек (маленькие машинки для маленьких гаражей).
5. Учить совместно со взрослыми конструировать башенки, домики, машины.
6. Поддерживать желание детей строить самостоятельно.
7. В летнее время способствовать строительным играм с использованием природного материала (песок, вода, желуди, камешки).
Промежуточные результаты :
1. Различать основные формы деталей строительного материала.
2. С помощью взрослого сооружать разнообразные постройки, используя большинство форм.
3. Разворачивать игру вокруг собственной постройки.