СОВЕТЫ по подготовке к ЕГЭ по русскому языку
Разделите все 26 заданий на блоки. Для себя я выделила 6 блоков. В каждом есть задания, которые связаны с собой одним правилом. Блоки могут быть и другие. например: эти задания легкие, а вот эти сложные. Или: эти можно зазубрить, а вот эти нужно понимать.
Если не получается найти верный ответ, постарайтесь исключить точно те, которые не подходят. Иногда это здорово помогает, когда на бумаге постепенно зачеркиваются неподходящие варианты ответов.
В первом задании необходимо выбрать два ответа, которые отражают суть текста. Совет: выбирайте (как ни странно) два наиболее похожих на друг друга ответа. Обычно они написаны примерно так: Мальчик был богат и купил себе дорогую машину — Дорогая машина была приобретена мальчиком, так как он был богат. Зеркальные ответы.
В задании 4 нет секретного способа найти верный ответ. Извините, но в этот раз без магии. Здесь необходима только зубрежка и повторение ударений слов. Конечно, есть часто встречающиеся слова, но надеется на судьбу в этом случае было бы совсем неправильно.
8 задание самое громоздкое и за него дают целых 5 баллов, поэтому при его выполнении нельзя ошибиться. Обычно в этом задании просят найти предложения с нарушением или ошибкой, например: несогласованность между существительным и предлогом, неправильное построение предложения с косвенной речью. Здесь загвоздка в том, что предложений 9, а вот в ответ пойдет всего 5 вариантов. И секрет есть: нужно найти парные предложения. Например, два предложения, в которых есть причастный оборот. Затем постарайтесь выявить ошибку в одном из них (да, базовые знания правил никто не отменял). Когда ошибка найдена, то второе предложение с причастным оборотом в ответ точно не пойдет. Соответственно, у вас минус два предложения, о которых можно забыть и идти дальше.
Задания 9, 10, 11 и 12 самые сложные. По крайней мере так говорит статистика. На них спотыкается большая часть учеников. Эти задания посвящены корням с чередованиям, знанию словарных слов, а также словарному запасу, так как требуется подобрать проверочное слово. Здесь важно помнить, что лимита правильных вариантов нет. Поэтому, не бойтесь, если вам кажется, что из пяти — четыре варианта верные. Это вполне может быть. Если вас просят выбрать слова с безударной проверяемой гласной или непроверяемой гласной — исключайте сразу те варианты, где видите корни с чередованиями (гор-гар, мок-мак, кос-кас и.т.д). Так же поступайте в обратной ситуации. Желательно выучить сложные написания причастий (например, жалЯщий, борЮщийся, стелЮщийся, колЮщий и.т.д). Это метод для тех, кто не хочет учить правила и использует метод зубрежки и повторения.
В 13 задании проверяют знания слитного и раздельного написания «не» с разными частями речи. Обращайте внимания на то, что стоит перед «не». Очень любят давать примеры: отнюдь не, вовсе не, ничуть не, нисколько не и.т.д. Эти слова — спасение. Ведь они точно указывают на раздельное написание «не» со словом. Достаточно редко, но бывают варианты с противопоставлением: «Он был не холодный, а теплый». Если оно есть — будет раздельное написание.
В 15 задании просят найти слова с одной Н или двумя НН. Здесь часто пытаются подловить на причастиях. Поэтому обращайте на зависимые слова. Если они есть — НН, а если нет — Н.
В 16 задании есть только два правильных ответа. Обращайте внимание на сложные предложения с союзом И между двумя грамматическими основами. Если в начале есть общий второстепенный член (обычно отвечает на вопрос куда? зачем? почему?) имеет обстоятельственное значение, то запятая ставится не будет. Это классический вариант, однако встречается он часто. Сравните: «Весной появляются листочки на деревьях и солнце светит ярче — Весна. Появляются листочки на деревьях, и солнце светит ярче.»
19 задание на пунктуацию Почти всегда дается пример с определительным придаточным (человек, который изменил все; солнце, которое светило ярко). Запятая никогда не будет стоять возле слова КОТОРЫЙ(ОЕ, АЯ и.т.д). Никогда. Например: Мы обсуждали с ним фильм, сюжет которого заставил задуматься каждого.
Задание 20 тоже на пунктуацию. Здесь часто хотят подловить на постановке запятой перед сложным союзом (если, когда). Обращайте внимание на то, что союз может быть парным: «если...то». Если есть ТО, то запятой не будет. Например: Он долго думал, что если он это сделает, то будет хорошо — Он долго думал, что, если он это сделает, будет хорошо. Важно: ТО обязательно должно быть написано. Если оно всего лишь подразумевается — запятая ставится.
22 задание нужно выполнить по тексту. Нужно найти описание, повествование и т.д. Часто путают повествование с рассуждением. Отличительная черта — это глаголы, смена действий. Если есть «движение» — это повествование. Например: «Он встал, прошелся по дому, открыл холодильник, достал мороженое…». Но если это не помогает, то есть другой метод. Представьте, что вы актер. Если вы можете сыграть то, что написано, то это повествование, а если нет — рассуждение.
В 26 задании проверяют знания тропов, лексических и синтаксических средств. Все, что имеет особое слово, то обычно будет тропом (эпитет, метаформа, метанимия). Обычно там, где есть прилагательные — это эпитет. Если нужно найти синтаксическое средство, и даны номера предложений, которые идут подряд (9,10,11) — это парцелляция. Будьте осторожны, если предложения стоят не рядом (3,10, 32), но предложения короткие — вас хотят подловить, это точно не парцелляция.