Рекомендации по развитию связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием сюжетно-ролевой игры
Особенности развития связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) обуславливает поиск новых направлений совершенствования коррекционно-развивающей работы с этими детьми.
При работе по формированию связной речи, необходимо опираться на принципы, которые направляют и регулируют коррекционно-образовательный процесс:
принцип систематичности – непрерывность, регулярность коррекционного процесса;
принцип взаимообусловленности развития речи и мышления, ориентирующий на адекватное усвоение и порождение речи в единстве формы и содержания;
принцип индивидуализации – учет возрастных возможностей и особенностей детей с речевым недоразвитием;
принцип развития динамичности восприятия – построение обучения на занятиях на достаточно высоком уровне трудности, преодоление которых будет способствовать развитию детей, раскрытию их возможностей;
принцип продуктивной обработки информации – организовать обучение так, чтобы у детей развивался навык переноса обработки информации, механизм самостоятельного поиска, выбора и принятия решения;
принцип постепенного повышения требований – определяет постановку перед детьми все более трудных новых заданий при условии доступности учебного материала;
принцип наглядности – практический показ, демонстрация необходимого действия;
принцип развития и коррекции высших психических функций – включение в содержание занятий специальных коррекционных упражнений, направленных на развитие внимания, памяти, мышления, воображения;
принцип мотивации к учению – организация обучения должна быть организована так, чтобы ребенок был заинтересован процессом обучения.
Важность отметить, что успешность сюжетно-ролевой игры зависит от организационной деятельности педагога.
Во-первых, педагогу необходимы условия для развития игрового сюжета, создания предметно-игровой среды происходит с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников с ОНР.
Атрибутами для сюжетно-ролевых игр должны быть красочными и эстетическими, так как именно с ними будет взаимодействовать ребенок.
Во-вторых, сюжетно-ролевая игра будет успешной только в том случае, если педагог будет организовывать и осуществлять игровую деятельность детей последовательно и систематически, а не от случая, к случаю. Умение педагога наблюдать педагога за детьми дает ему материал для раздумий, умения понимать их игровые замыслы и переживания, исходя из этого, планировать игровую деятельность с дошкольниками этой категории.
В-третьих, организуя сюжетно-ролевую игру с детьми, педагог должен активно использовать методы и приемы обучения детей игровым действиям, а в старшем дошкольном возрасте игровой цепочкой, согласно выбранной роли или игровому сюжету. Влияние педагога на выбор игры, игровые действия заключается в том, что он поддерживает интерес к игре, развивает инициативы детей, приучая их задумываться над темой игры, самостоятельно выбирать наиболее интересную. Если игра становится детям неинтересной, педагог разнообразит ее новыми персонажами или игровыми действиями. Опытный педагог нередко сам встает на позицию ребенка и участвует в игровой деятельности на равных с участниками игры. Это сближает педагога с детьми, и позволят ему реализовать поставленные задачи.
Таким образом, успешное осуществление игровой деятельности возможно при умелом руководстве педагога, который способен сделать сюжетно-ролевую игру увлекательным процессом, в ходе которого, происходит полноценное развитие дошкольника с нарушением речи.
Педагогами МБДОУ «Ясли-сад № 386 г. Донецка» определена система логопедической работы по развитию связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием сюжетно-ролевой игры (см. табл. 1).
Таблица 1. Система логопедической работы по развитию связной речи у старших дошкольников с ОНР с использованием сюжетно-ролевой игры
Этап | Цель | Сюжетно-ролевые игры |
Подготовительный | Знакомство и установление эмоционального контакта с детьми. Подготовка детей к использованию связных высказываний в сюжетно- ролевых играх. | «Угощение» «Медвежата» |
Основной | Способствовать развитию связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием сюжетно-ролевой игры (под руководством педагога) | «Супермаркет» «Строители» «Пароход» «Прачечная» «Гараж» «Столовая» «Ветеринарная клиника» «Зоопарк» «Кукольный театр» «Кругосветное путешествие» |
Заключительный | Закреплять навыки использования связных высказываний у старших дошкольников с общим недоразвитием речи, соответствующих ситуации в сюжетно-ролевой игре (самостоятельная игра) | «Семья» «Автобус» «Больница-поликлиника-аптека» «Салон красоты» «Детский сад» «В кафе» «Телевидение» |
Работа по развитию связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи проводится в тесной взаимосвязи с воспитателями и родителями детей.
Совместная деятельность логопеда и воспитателя организуется в соответствии со следующими целями:
Повышение эффективности коррекционно-образовательной работы.
Исключение дублирования воспитателем занятий логопеда.
Оптимизация организационных и содержательных аспектов коррекционно-педагогической деятельности логопеда и воспитателей.
Так, мы составили план взаимодействия логопеда и воспитателей по проблеме развития связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием сюжетно-ролевой игры (см. табл. 2).
Таблица 2. План взаимодействия логопеда и воспитателей по проблеме развития связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием сюжетно-ролевой игры
Направления работы | Форма организации | Цели |
Проведение предшествующей логопедическим занятиям работы по развитию связной речи дошкольников с ОНР средствами сюжетно-ролевой игры. | Использование сюжетно-ролевых игр на занятиях и в режимных моментах. | Способствовать развитию связной речи дошкольников с ОНР с помощью сюжетно-ролевой игры. |
Проведение работы по развитию связной речи дошкольников с ОНР средствами сюжетно-ролевой игры после проведенных логопедических занятий. | Использование сюжетно-ролевых игр на занятиях и в режимных моментах. | Содействовать закреплению знаний, полученных на логопедических занятиях. |
«Возможности сюжетно- ролевой игры для развития связной речи дошкольников». | Консультация | Расширять представления воспитателей о возможностях сюжетно-ролевой игры для развития связной речи дошкольников. |
Создание в группе условий, способствующих развитию связной речи детей. | Обогащение развивающей предметно- пространственной среды (приобретение нужного материала (слесарь, автомойка, механик и др.), создание альбома с описанием профессий, инструментов для этих профессий и пр.) | Обогатить развивающую предметно-пространственную среду группы созданием новых сюжетно-ролевых игр. |
Работа с родителями по заданиям логопеда (при необходимости) | Индивидуальные консультации с родителями | Объяснение заданий логопеда родителям для закрепления пройденного материала во время домашних занятий. |
С целью закрепления умений и навыков связной речи привлекаются родители детей к участию в коррекционно-образовательном процессе. Обученные игровым приемам по развитию связной речи и методам их применения в самостоятельной деятельности ребенка, родители должны вести непрерывную работу по развитию связной речи в свободном речевом общении.
Педагогами дошкольного учреждения составлен план взаимодействия логопеда и родителей по проблеме развития связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием сюжетно-ролевой игры (см. табл. 3).
Таблица 3 План взаимодействия логопеда и родителей по проблеме развития связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием сюжетно-ролевой игры
Направления работы | Форма организации | Цели |
Особенности дошкольника с общим недоразвитием речи | Индивидуальные беседы | Помощь родителям в интересующих их вопросах. |
Создание книги с описанием сюжетно-ролевых игр | Книга игр | Приобщить родителей к совместной работе с детьми. |
«Роль сюжетно-ролевых игр в развитии связной речи дошкольников» | Консультация | Дать представления родителям о важности использования сюжетно- ролевых игр в старшем дошкольном возрасте. |
«Играем вместе» | Круглый стол | Сформировать у родителей представления о необходимости использования сюжетно-ролевой игры для развития связной речи дошкольников. |
Работа с родителями по домашним заданиям (при необходимости) | Индивидуальные консультации с родителями | Объяснение заданий родителям для закрепления пройденного материала во время домашних занятий. |
Таким образом, логопедическая работа по развитию связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием сюжетно-ролевой игры должна быть четко спланирована и организована. Эффективность логопедической работы будет при комплексном воздействии на ребенка, т.е. при участии в коррекционно-образовательном процессе всех субъектов образовательного процесса (воспитатели, логопед, родители и др. специалисты).