СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Условия выбора профессии

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок знакомит с тем, что такое профессия. В нём разбираются классификации профессий, а также рассказывается о характеристике труда. В конце урока предлагается практическое задание с элементами самостоятельной работы.

Просмотр содержимого документа
«Условия выбора профессии»

Понятие «Профессия»

Понятие «Профессия»

Профессии Среди необычных профессий  можно встретить, например такую,  как валяльщик валенок.

Профессии

Среди необычных профессий можно встретить, например такую, как валяльщик валенок.

Уникальные профессии Слушатель пармезана Ревизор водных горок Смотритель  панд ) Переворачиватель пингвинов

Уникальные профессии

Слушатель пармезана

Ревизор водных горок

Смотритель панд )

Переворачиватель пингвинов

Вопросы занятия 3 2 1 Классификация профессий. Характеристика  труда. Что такое  профессия?

Вопросы занятия

3

2

1

Классификация профессий.

Характеристика труда.

Что такое профессия?

Мир профессий Необходимо научиться разбираться  в специфике профессий, в основных понятиях, связанных с профессиональной и трудовой деятельностью.

Мир профессий

Необходимо научиться разбираться в специфике профессий, в основных понятиях, связанных с профессиональной и трудовой деятельностью.

Профессия – род трудовой деятельности человека, предмет его постоянных занятий, свидетельство наличия  у него знаний и умений, опыта, позволяющих квалифицированно выполнять данный вид работ.

Профессия –

род трудовой деятельности человека, предмет его постоянных занятий, свидетельство наличия у него знаний и умений, опыта, позволяющих квалифицированно выполнять данный вид работ.

Труд – это осознанная, энергозатратная, общепризнанная целесообразной деятельность человека, требующая приложения усилий для осуществления работы.

Труд –

это осознанная, энергозатратная, общепризнанная целесообразной деятельность человека, требующая приложения усилий для осуществления работы.

Трудовая деятельность Охарактеризовать любой профессиональный труд возможно при помощи обобщённых психологических признаков.

Трудовая деятельность

Охарактеризовать любой профессиональный труд возможно при помощи обобщённых психологических признаков.

Психологические признаки труда: предмет труда; цель труда; средства труда; проблемность трудовых ситуаций; коллективность трудового процесса; самостоятельность в труде; особенность деловых контактов; ответственность в профессиональной деятельности; условия труда.

Психологические признаки труда:

  • предмет труда;
  • цель труда;
  • средства труда;
  • проблемность трудовых ситуаций;
  • коллективность трудового процесса;
  • самостоятельность в труде;
  • особенность деловых контактов;
  • ответственность в профессиональной деятельности;
  • условия труда.

Предмет труда То, на что направлен труд человека. Предмет профессиональной деятельности. Предметы труда  организованы  по пяти группам. Предметы труда весьма разнообразны.

Предмет труда

То, на что направлен труд человека.

Предмет профессиональной деятельности.

Предметы труда организованы по пяти группам.

Предметы труда весьма разнообразны.

Группы предметов труда Природа. 1 1 Человек. 2 2 Техника. 3 3 Знаковые системы. 4 4 Художественный образ. 5 5

Группы предметов труда

Природа.

1

1

Человек.

2

2

Техника.

3

3

Знаковые системы.

4

4

Художественный образ.

5

5

Под целью труда принято понимать то, к чему человек стремится в процессе своей деятельности.

Под целью труда принято понимать то, к чему человек стремится в процессе своей деятельности.

Гностические Группы целей трудовой деятельности Преобразующие Изыскательские

Гностические

Группы целей трудовой деятельности

Преобразующие

Изыскательские

По названиям целей деятельности употребляются обобщённые названия профессий – гностические, преобразующие  и изыскательские.

По названиям целей деятельности употребляются обобщённые названия профессий – гностические, преобразующие и изыскательские.

Специалисты  из гностической  группы профессий Не участвуют в производстве новых продуктов, а оценивают уже имеющиеся, оценивают отдельные параметры каких-либо изделий.

Специалисты из гностической группы профессий

Не участвуют в производстве новых продуктов, а оценивают уже имеющиеся, оценивают отдельные параметры каких-либо изделий.

Примеры гностических профессий: контролёр-приёмщик  изготовленной продукции; критик; корректор; санитарный врач; товаровед; эксперт-криминалист.

Примеры гностических профессий:

  • контролёр-приёмщик изготовленной продукции;
  • критик;
  • корректор;
  • санитарный врач;
  • товаровед;
  • эксперт-криминалист.

Деятельность специалистов преобразующих профессий направлена на вещи, виды энергии, информацию, устройство социальной жизни.

Деятельность специалистов преобразующих профессий направлена на вещи, виды энергии, информацию, устройство социальной жизни.

Примеры преобразующих профессий Бухгалтер. 1 1 Диспетчер. 2 2 Адвокат. 3 3 Слесарь. 4 4 Повар. 5 5 Строитель. 6 6

Примеры преобразующих профессий

Бухгалтер.

1

1

Диспетчер.

2

2

Адвокат.

3

3

Слесарь.

4

4

Повар.

5

5

Строитель.

6

6

Специфика изыскательских профессий Специалист обязан находить наилучший вариант решения сложной практической задачи в ходе быстрого поиска. Это люди, чья работа связана с изобретением нового и преобразованием старого.

Специфика изыскательских профессий

Специалист обязан находить наилучший вариант решения сложной практической задачи в ходе быстрого поиска. Это люди, чья работа связана с изобретением нового и преобразованием старого.

Изыскательские профессии: селекционер; архитектор; сценарист; инженер-конструктор; программист.

Изыскательские профессии:

  • селекционер;
  • архитектор;
  • сценарист;
  • инженер-конструктор;
  • программист.

Средства труда – это орудия, с помощью  которых человек воздействует  на предмет труда.

Средства труда –

это орудия, с помощью которых человек воздействует на предмет труда.

Орудия труда можно разделить на две группы: вещественные и невещественные (или функциональные).

Орудия труда можно разделить на две группы: вещественные и невещественные (или функциональные).

Вещественные орудия труда Ручные и механизированные инструменты. Машины (механизмы). Приборы и измерительные устройства. Автоматы и автоматические средства.

Вещественные орудия труда

Ручные и механизированные инструменты.

Машины (механизмы).

Приборы и измерительные устройства.

Автоматы и автоматические средства.

Орудия труда На протяжении всей своей истории люди боролись не с ручным трудом, а с тяжёлым, требующим не особых умений и творческого подхода, а силовых затрат.

Орудия труда

На протяжении всей своей истории люди боролись не с ручным трудом, а с тяжёлым, требующим не особых умений и творческого подхода, а силовых затрат.

Профессии с ручным трудом Ювелир. Гитарист. Скульптор. Хирург.

Профессии с ручным трудом

Ювелир.

Гитарист.

Скульптор.

Хирург.

Машины (механизмы) – технические устройства, полностью или частично заменяющие человека по способам преобразования материалов, распределению  энергии или информации.

Машины (механизмы) –

технические устройства, полностью или частично заменяющие человека по способам преобразования материалов, распределению энергии или информации.

Водитель автомобиля Профессии  с механизи-рованным трудом Рабочий-станочник Машинист подъёмного крана

Водитель автомобиля

Профессии с механизи-рованным трудом

Рабочий-станочник

Машинист подъёмного крана

Автоматические средства труда – это такие средства, которые, будучи запущенными, выполняют работу  без вмешательства человека.

Автоматические средства труда –

это такие средства, которые, будучи запущенными, выполняют работу без вмешательства человека.

Профессии с автоматическими средствами труда Оператор ЭВМ. Оператор  станков с ПУ.

Профессии с автоматическими средствами труда

Оператор ЭВМ.

Оператор станков с ПУ.

Функциональные средства получили такое название, так как они связаны с проявлением человеческих функций.

Функциональные средства получили такое название, так как они связаны с проявлением человеческих функций.

Функциональные орудия (группа психологических признаков): внутренние, функциональные органы чувств, физиологические органы человека; простая речь; выразительная, эмоциональная речь; деловая, письменная речь; поведение в простых формах проявления; поведение в сложных формах проявления; поведение деловое, беспристрастное, внешне абсолютно незаметное; сложные интеллектуальные средства, используемые для решения  практических и теоретических задач.

Функциональные орудия (группа психологических признаков):

  • внутренние, функциональные органы чувств, физиологические органы человека;
  • простая речь;
  • выразительная, эмоциональная речь;
  • деловая, письменная речь;
  • поведение в простых формах проявления;
  • поведение в сложных формах проявления;
  • поведение деловое, беспристрастное, внешне абсолютно незаметное;
  • сложные интеллектуальные средства, используемые для решения практических и теоретических задач.

Уровни проблемности Низкий. Работа чёткая, определённая правилами, инструкциями. 1 1 Средний. Работа в основном чётко определена, но есть ситуации, требующие нестандартных решений. 2 2 Высокий. В работе часто встречаются сложные ситуации, требующие нестандартного подхода. 3 3

Уровни проблемности

Низкий. Работа чёткая, определённая правилами, инструкциями.

1

1

Средний. Работа в основном чётко определена, но есть ситуации, требующие нестандартных решений.

2

2

Высокий. В работе часто встречаются сложные ситуации, требующие нестандартного подхода.

3

3

Ответственность в профессиональной деятельности Повышенная материальная и моральная. Заведующий складом, сторож, адвокат, учитель. 1 1 За жизнь и здоровье людей, сохранность растений и животных. Агроном, пилот, водитель автобуса, лоцман. 2 2 Средняя. Не связана с каким-то последствием для окружающих, не требует принятия каких-либо нестандартных решений (лаборант, артист оркестра). 3 3

Ответственность в профессиональной деятельности

Повышенная материальная и моральная. Заведующий складом, сторож, адвокат, учитель.

1

1

За жизнь и здоровье людей, сохранность растений и животных. Агроном, пилот, водитель автобуса, лоцман.

2

2

Средняя. Не связана с каким-то последствием для окружающих, не требует принятия каких-либо нестандартных решений (лаборант, артист оркестра).

3

3

Виды условий профессионального труда Обычные Необычные В помещении, на  открытом воздухе). Вызывающие психо-физиологическую напряжённостью.

Виды условий профессионального труда

Обычные

Необычные

В помещении, на открытом воздухе).

Вызывающие психо-физиологическую напряжённостью.

Необычные условия профессионального  труда: риск для жизни;   сложные аварийные ситуации;   общение с правонарушителями, нездоровыми психически;   чётко заданный ритм и темп;   физические нагрузки;   длительное пребывание в одном  положении;   ночные смены;   специфические условия (температура, влажность, химическая вредность, шум).

Необычные условия профессионального труда:

риск для жизни;

сложные аварийные ситуации;

общение с правонарушителями, нездоровыми психически;

чётко заданный ритм и темп;

физические нагрузки;

длительное пребывание в одном положении;

ночные смены;

специфические условия (температура, влажность, химическая вредность, шум).

Понятие «Профессия» В конце нашего занятия попробуйте ответить на вопросы: 1 2 3 Какие примеры гностических, преобразующих  и изыскательских профессий  вам известны? Приведите свои  примеры профессий  с низким, средним и высоким уровнями самостоятельности. Попробуйте самостоятельно  привести примеры профессий  на каждый вид  условий труда.

Понятие «Профессия»

В конце нашего занятия попробуйте ответить на вопросы:

1

2

3

Какие примеры гностических, преобразующих и изыскательских профессий вам известны?

Приведите свои примеры профессий с низким, средним и высоким уровнями самостоятельности.

Попробуйте самостоятельно привести примеры профессий на каждый вид условий труда.