СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Рекомендации по составлению задач, формирующих математическую грамотность"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рекомендации по составлению задач, формирующих математическую грамотность младших школьников. Выступление на круглом столе.

Просмотр содержимого документа
«"Рекомендации по составлению задач, формирующих математическую грамотность"»

Рекомендации по созданию задач, формирующих математическую грамотность Составила: учитель начальных классов Садовская Ольга Павловна Май 2022

Рекомендации по созданию задач, формирующих математическую грамотность

Составила:

учитель начальных классов

Садовская Ольга Павловна

Май 2022

Структура задачи: Преамбула  введение в проблематику для создания мотивации, показа важности решения проблемы 2) Задание описание ситуации, которая возникла в реальной жизни 3) Вопрос описание проблемы, которую нужно решить средствами математики

Структура задачи:

  • Преамбула

введение в проблематику

для создания мотивации,

показа важности решения

проблемы

2) Задание

описание ситуации, которая возникла в реальной жизни

3) Вопрос

описание проблемы, которую нужно решить средствами математики

Выбираем объект интересный ребенку Описание объекта по форме, характеристикам, с деталями Формулируем задачу в виде рассказа о том, как объект взаимодействует с третьими лицами Формулируем вопрос к задаче с математической точки зрения Перефразируем вопрос таким образом, чтобы это был будничный вопрос. Вопрос, который может волновать ребенка в реальной жизни. Соединяем в одно целое. Объект. Что он делает. Кто с ним и как взаимодействует. Вопросы

Выбираем объект интересный ребенку

Описание объекта по форме, характеристикам, с деталями

Формулируем задачу в виде рассказа о том, как объект взаимодействует с третьими лицами

Формулируем вопрос к задаче с математической точки зрения

Перефразируем вопрос таким образом, чтобы это был будничный вопрос. Вопрос, который может волновать ребенка в реальной жизни.

Соединяем в одно целое. Объект. Что он делает. Кто с ним и как взаимодействует. Вопросы

Задача Задание1. Трое друзей, учеников 3а класса Вася, Толя и Сережа сумели сэкономить на карманных деньгах и скопили некоторую сумму к концу 2019года. Причем, денег у каждого оказалось поровну. Мальчики решили деньги не тратить, а копить до весенних каникул, чтобы вместе развлечься в Самаре. Но к концу февраль ребята поняли, что их затея провалилась. Один из мальчиков потратил часть денег на подарок маме на день рождения. Другой и сам не заметил, как в копилке остались только монеты. И только один мальчик не потратил ни одной копейки.

Задача

  • Задание1. Трое друзей, учеников 3а класса Вася, Толя и Сережа сумели сэкономить на карманных деньгах и скопили некоторую сумму к концу 2019года. Причем, денег у каждого оказалось поровну. Мальчики решили деньги не тратить, а копить до весенних каникул, чтобы вместе развлечься в Самаре. Но к концу февраль ребята поняли, что их затея провалилась. Один из мальчиков потратил часть денег на подарок маме на день рождения. Другой и сам не заметил, как в копилке остались только монеты. И только один мальчик не потратил ни одной копейки.
Рассмотрите таблицу. Ответьте на вопросы: -Кто оказался самим экономным? -Кто очень любит маму? -Кто не умеет обращаться с деньгами? - Сколько денег было у каждого мальчика после Нового года? Мальчики Остаток Вася Количество денег (выполните вычисления) 4монеты по 10руб Толя 4 купюра по 100руб 10+10+10+10=40(рублей) Серёжа 100+100+100+100=400(рублей) 4 купюры по 200руб 200+200+200+200=800(рублей)
  • Рассмотрите таблицу. Ответьте на вопросы:
  • -Кто оказался самим экономным?
  • -Кто очень любит маму?
  • -Кто не умеет обращаться с деньгами?
  • - Сколько денег было у каждого мальчика после Нового года?

Мальчики

Остаток

Вася

Количество денег (выполните вычисления)

4монеты по 10руб

Толя

4 купюра по 100руб

10+10+10+10=40(рублей)

Серёжа

100+100+100+100=400(рублей)

4 купюры по 200руб

200+200+200+200=800(рублей)

Задание 2 - Сергей понял, что ему уже не надо копить деньги и решил их потратить. Тем более, что мама предложила на последние зимние выходные съездить в Самару, проведать бабушку и дедушку. Сергей был мальчик разумный и любящий внук. Он решил часть накопленных денег потратить на развлечения, а часть на подарки дедушке и бабушке. - Посмотрите внимательно на диаграмму. Что вы поняли? Как мальчик потратит деньги ?   - Как узнать, сколько денег Сергей планирует потратить на подарки?
  • Задание 2

- Сергей понял, что ему уже не надо копить деньги и решил их потратить. Тем более, что мама предложила на последние зимние выходные съездить в Самару, проведать бабушку и дедушку. Сергей был мальчик разумный и любящий внук. Он решил часть накопленных денег потратить на развлечения, а часть на подарки дедушке и бабушке.

- Посмотрите внимательно на диаграмму. Что вы поняли? Как мальчик потратит деньги ?

 

- Как узнать, сколько денег Сергей планирует потратить на подарки?

Задание 3 - Мама попросила Сергея рассчитать, сколько ей надо дать ему денег на дорогу. Вам надо помочь Сергею с расчетами. -Какой информации вам не хватает? ( Как будет добираться? С кем? На каком виде транспорта? Сколько стоит билет?) - На некоторые вопросы вы найдете ответ в тексте, что-то вам предстоит выяснить самим. Текст: Сергей поедет на электричке вместе с сестрой Светланой. Сестра студентка Технологического техникума. На вокзал их отвезёт папа. В Самаре их встретит дедушка. Обратно они поедут на электричке. На обратном пути в Светлом папа их встретить не сможет, поэтому с вокзала до дома ребята доберутся на такси. Остальную информацию вы найдете на сайте РЖД РАЗОВЫЕ ТАРИФЫ Полный тариф *Льгота предоставляется учащимся и воспитанникам общеобразовательных учреждения старше 7 лет (от 5 лет до наступления 7-летнего возраста оформляется детский билет), студентам. 160р   льготный тариф* 80р детский тариф 40р провоз живности 40р
  • Задание 3
  • - Мама попросила Сергея рассчитать, сколько ей надо дать ему денег на дорогу. Вам надо помочь Сергею с расчетами.
  • -Какой информации вам не хватает? ( Как будет добираться? С кем? На каком виде транспорта? Сколько стоит билет?)
  • - На некоторые вопросы вы найдете ответ в тексте, что-то вам предстоит выяснить самим.
  • Текст: Сергей поедет на электричке вместе с сестрой Светланой. Сестра студентка Технологического техникума. На вокзал их отвезёт папа. В Самаре их встретит дедушка. Обратно они поедут на электричке. На обратном пути в Светлом папа их встретить не сможет, поэтому с вокзала до дома ребята доберутся на такси.
  • Остальную информацию вы найдете на сайте РЖД

РАЗОВЫЕ ТАРИФЫ

Полный тариф

*Льгота предоставляется учащимся и воспитанникам общеобразовательных учреждения старше 7 лет (от 5 лет до наступления 7-летнего возраста оформляется детский билет), студентам.

160р

 

льготный тариф*

80р

детский тариф

40р

провоз живности

40р

Задание 4 - Сергей решил купить подарки заранее в Светлом. - Помогите ему выбрать подарки в магазинах «Универмаг», «Магнит», «Хозяюшка» -Учтите, что Сергей просил потратить все деньги, не экономить на подарках любимым родственникам. ( детям предлагается презентация. «Магазины в Светлом», где они узнают стоимость товаров.) Результаты поиска вставьте в таблицу. Кому?   Что?   Цена     Кол-во         Стоимость           Стоимость всех подарков:               …… ..руб
  • Задание 4

- Сергей решил купить подарки заранее в Светлом.

- Помогите ему выбрать подарки в магазинах «Универмаг», «Магнит», «Хозяюшка»

-Учтите, что Сергей просил потратить все деньги, не экономить на подарках любимым родственникам. ( детям предлагается презентация. «Магазины в Светлом», где они узнают стоимость товаров.)

Результаты поиска вставьте в таблицу.

Кому?

 

Что?

 

Цена

 

 

Кол-во

 

 

 

 

Стоимость

 

 

 

 

 

Стоимость всех подарков:

 

 

 

 

 

 

 

…… ..руб

Задание 5 Папа приготовил для Сергея несколько вариантов развлечений в Самаре. Вам надо подобрать программу. Будьте внимательны, т.к. папа допустил ошибки. Вспомните, какую сумму может расходовать Сергей? (400руб.) Постарайтесь израсходовать их все. (На слайдах картинки с рекламными проспектами: цирк, кинотеатр, Макдональдс, выставка) Ученики вписывают расходы в таблицу. № 1. Вид развлечения стоимость   2.   Общая сумма расходов:      
  • Задание 5

Папа приготовил для Сергея несколько вариантов развлечений в Самаре. Вам надо подобрать программу. Будьте внимательны, т.к. папа допустил ошибки. Вспомните, какую сумму может расходовать Сергей? (400руб.) Постарайтесь израсходовать их все.

(На слайдах картинки с рекламными проспектами: цирк, кинотеатр, Макдональдс, выставка)

Ученики вписывают расходы в таблицу.

1.

Вид развлечения

стоимость

 

2.

 

Общая сумма расходов:

 

 

 

Задание 1. Попробуйте составить текст задачи по теме «Действия с натуральными числами» с помощью предложенных предметов: 1) Книга, книжная полка, рулетка. 2) Слова-помощники: том, купили Модельный ответ: Мама купила энциклопедию «Всё обо всем», состоящую из 12 томов. Какого размера нужно заказать книжную полку в мебельном салоне, чтобы разместить все книги на ней?

Задание 1.

  • Попробуйте составить текст задачи по теме «Действия с натуральными числами» с помощью предложенных предметов:

1) Книга, книжная полка, рулетка.

2) Слова-помощники: том, купили

Модельный ответ:

Мама купила энциклопедию «Всё обо всем», состоящую из 12 томов. Какого размера нужно заказать книжную полку в мебельном салоне, чтобы разместить все книги на ней?

Задание 2. Попробуйте составить текст задачи по теме «Действия с натуральными числами» с помощью предложенных предметов: 1)План комнаты и рулон обоев, малярная кисть. 2)Слова-помощники: клей, периметр Модельный ответ: Родители ученика 4а Серёжи Петрова решили оклеить его комнату новыми обоями. Периметр комнаты12м. Высота потолков 2.5 м. Сколько рулонов обоев по 10м и обойного клея им понадобиться?

Задание 2.

  • Попробуйте составить текст задачи по теме «Действия с натуральными числами» с помощью предложенных предметов:

1)План комнаты и рулон обоев, малярная кисть.

2)Слова-помощники: клей, периметр

Модельный ответ:

Родители ученика 4а Серёжи Петрова решили оклеить его комнату новыми обоями. Периметр комнаты12м. Высота потолков 2.5 м. Сколько рулонов обоев по 10м и обойного клея им понадобиться?

Задание 3. Попробуйте составить текст задачи по теме «Действия с натуральными числами» с помощью предложенных предметов: 1) Стол, новогодняя елка, кошелек. 2) Слова-помощники: рекламный журнал магазина «Абсолют» Модельный ответ: Маме надо закупить продукты к новогоднему столу на семью из 4 человек. Помогите маме собрать новогодний стол на 5000р.
  • Задание 3.

Попробуйте составить текст задачи по теме «Действия с натуральными числами» с помощью предложенных предметов:

1) Стол, новогодняя елка, кошелек.

2) Слова-помощники: рекламный журнал магазина «Абсолют»

Модельный ответ:

Маме надо закупить продукты к новогоднему столу на семью из 4 человек. Помогите маме собрать новогодний стол на 5000р.

Задание 4. Попробуйте составить текст задачи по теме «Действия с натуральными числами» с помощью предложенных предметов: 1) Электропоезд, фото семьи их 4 человек, попкорн) 2) Слова-помощники: сайт РЖД, кошелек Модельный ответ: Семья Ивановых, состоящая из 4 человек на зимние каникулы решила съездить в Самару в развлекательный центр «Гудок». Рассчитайте стоимость поездки для всей семьи ( информацию о стоимости билетов берут на сайте РЖД)

Задание 4.

  • Попробуйте составить текст задачи по теме «Действия с натуральными числами» с помощью предложенных предметов:

1) Электропоезд, фото семьи их 4 человек, попкорн)

2) Слова-помощники: сайт РЖД, кошелек

Модельный ответ:

Семья Ивановых, состоящая из 4 человек на зимние каникулы решила съездить в Самару в развлекательный центр «Гудок». Рассчитайте стоимость поездки для всей семьи ( информацию о стоимости билетов берут на сайте РЖД)