Рекомендации по созданию задач, формирующих математическую грамотность
Составила:
учитель начальных классов
Садовская Ольга Павловна
Май 2022
Структура задачи:
введение в проблематику
для создания мотивации,
показа важности решения
проблемы
2) Задание
описание ситуации, которая возникла в реальной жизни
3) Вопрос
описание проблемы, которую нужно решить средствами математики
Выбираем объект интересный ребенку
Описание объекта по форме, характеристикам, с деталями
Формулируем задачу в виде рассказа о том, как объект взаимодействует с третьими лицами
Формулируем вопрос к задаче с математической точки зрения
Перефразируем вопрос таким образом, чтобы это был будничный вопрос. Вопрос, который может волновать ребенка в реальной жизни.
Соединяем в одно целое. Объект. Что он делает. Кто с ним и как взаимодействует. Вопросы
Задача
- Задание1. Трое друзей, учеников 3а класса Вася, Толя и Сережа сумели сэкономить на карманных деньгах и скопили некоторую сумму к концу 2019года. Причем, денег у каждого оказалось поровну. Мальчики решили деньги не тратить, а копить до весенних каникул, чтобы вместе развлечься в Самаре. Но к концу февраль ребята поняли, что их затея провалилась. Один из мальчиков потратил часть денег на подарок маме на день рождения. Другой и сам не заметил, как в копилке остались только монеты. И только один мальчик не потратил ни одной копейки.
- Рассмотрите таблицу. Ответьте на вопросы:
- -Кто оказался самим экономным?
- -Кто очень любит маму?
- -Кто не умеет обращаться с деньгами?
- - Сколько денег было у каждого мальчика после Нового года?
Мальчики
Остаток
Вася
Количество денег (выполните вычисления)
4монеты по 10руб
Толя
4 купюра по 100руб
10+10+10+10=40(рублей)
Серёжа
100+100+100+100=400(рублей)
4 купюры по 200руб
200+200+200+200=800(рублей)
- Сергей понял, что ему уже не надо копить деньги и решил их потратить. Тем более, что мама предложила на последние зимние выходные съездить в Самару, проведать бабушку и дедушку. Сергей был мальчик разумный и любящий внук. Он решил часть накопленных денег потратить на развлечения, а часть на подарки дедушке и бабушке.
- Посмотрите внимательно на диаграмму. Что вы поняли? Как мальчик потратит деньги ?
- Как узнать, сколько денег Сергей планирует потратить на подарки?
- Задание 3
- - Мама попросила Сергея рассчитать, сколько ей надо дать ему денег на дорогу. Вам надо помочь Сергею с расчетами.
- -Какой информации вам не хватает? ( Как будет добираться? С кем? На каком виде транспорта? Сколько стоит билет?)
- - На некоторые вопросы вы найдете ответ в тексте, что-то вам предстоит выяснить самим.
- Текст: Сергей поедет на электричке вместе с сестрой Светланой. Сестра студентка Технологического техникума. На вокзал их отвезёт папа. В Самаре их встретит дедушка. Обратно они поедут на электричке. На обратном пути в Светлом папа их встретить не сможет, поэтому с вокзала до дома ребята доберутся на такси.
- Остальную информацию вы найдете на сайте РЖД
РАЗОВЫЕ ТАРИФЫ
Полный тариф
*Льгота предоставляется учащимся и воспитанникам общеобразовательных учреждения старше 7 лет (от 5 лет до наступления 7-летнего возраста оформляется детский билет), студентам.
160р
льготный тариф*
80р
детский тариф
40р
провоз живности
40р
- Сергей решил купить подарки заранее в Светлом.
- Помогите ему выбрать подарки в магазинах «Универмаг», «Магнит», «Хозяюшка»
-Учтите, что Сергей просил потратить все деньги, не экономить на подарках любимым родственникам. ( детям предлагается презентация. «Магазины в Светлом», где они узнают стоимость товаров.)
Результаты поиска вставьте в таблицу.
Кому?
Что?
Цена
Кол-во
Стоимость
Стоимость всех подарков:
…… ..руб
Папа приготовил для Сергея несколько вариантов развлечений в Самаре. Вам надо подобрать программу. Будьте внимательны, т.к. папа допустил ошибки. Вспомните, какую сумму может расходовать Сергей? (400руб.) Постарайтесь израсходовать их все.
(На слайдах картинки с рекламными проспектами: цирк, кинотеатр, Макдональдс, выставка)
Ученики вписывают расходы в таблицу.
№
1.
Вид развлечения
стоимость
2.
Общая сумма расходов:
Задание 1.
- Попробуйте составить текст задачи по теме «Действия с натуральными числами» с помощью предложенных предметов:
1) Книга, книжная полка, рулетка.
2) Слова-помощники: том, купили
Модельный ответ:
Мама купила энциклопедию «Всё обо всем», состоящую из 12 томов. Какого размера нужно заказать книжную полку в мебельном салоне, чтобы разместить все книги на ней?
Задание 2.
- Попробуйте составить текст задачи по теме «Действия с натуральными числами» с помощью предложенных предметов:
1)План комнаты и рулон обоев, малярная кисть.
2)Слова-помощники: клей, периметр
Модельный ответ:
Родители ученика 4а Серёжи Петрова решили оклеить его комнату новыми обоями. Периметр комнаты12м. Высота потолков 2.5 м. Сколько рулонов обоев по 10м и обойного клея им понадобиться?
Попробуйте составить текст задачи по теме «Действия с натуральными числами» с помощью предложенных предметов:
1) Стол, новогодняя елка, кошелек.
2) Слова-помощники: рекламный журнал магазина «Абсолют»
Модельный ответ:
Маме надо закупить продукты к новогоднему столу на семью из 4 человек. Помогите маме собрать новогодний стол на 5000р.
Задание 4.
- Попробуйте составить текст задачи по теме «Действия с натуральными числами» с помощью предложенных предметов:
1) Электропоезд, фото семьи их 4 человек, попкорн)
2) Слова-помощники: сайт РЖД, кошелек
Модельный ответ:
Семья Ивановых, состоящая из 4 человек на зимние каникулы решила съездить в Самару в развлекательный центр «Гудок». Рассчитайте стоимость поездки для всей семьи ( информацию о стоимости билетов берут на сайте РЖД)