Рекомендации по созданию офтальмоэргономических условий на самоподготовке
Самоподготовка - одна из важнейших форм организации учебного процесса в школе - интернате. Это обязательные ежедневные занятия, на которых школьники самостоятельно выполняют домашнее задание в строго отведенное время под руководством педагога – воспитателя.
В нашей школе обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья:
Поэтому при проведении самоподготовки с детьми с нарушениями зрения важно создать офтальмоэргономические условия
Офтальмоэргономические условия – это специальные условия, направленные на адаптацию органа зрения к выполнению определенной работы. Они помогают повысить эффективность трудового процесса и исключить отрицательное воздействие на органы зрения.
Для того, чтобы обеспечить офтальмоэргономические условия на самоподготовке и любых других занятиях, педагог должен знать офтальмологическую характеристику каждого ребенка с нарушением зрения, с которым он работает (диагноз, остроту зрения, противопоказания).
Вспомним, что же относится к специальным условиям?
Размещение в классе
Освещение
Использование тифлотехнических средств
Использование наглядности и работа на доске
Проведение физкультминутки, гимнастики для глаз
Кратко рассмотрим каждый из этих пунктов.
Особенности размещения детей с нарушениями зрения в классе:
Детям с нарушением зрения при различных патологиях необходимо выделить определённое место посадки в классе. Размещая детей в классе, необходимо учитывать зрительный диагноз, а также остроту зрения. Так, например,
при косоглазии без амблиопии следует сидеть в среднем ряду за партой в соответствии с видом косоглазия (у нас среднего ряда нет, поэтому ближе к середине);
при сходящемся – настолько далеко от доски, насколько позволяет острота зрения;
при расходящемся косоглазии – как можно ближе к доске, несмотря на остроту зрения. Некосящий глаз должен быть направлен прямо на доску.
при косоглазии с амблиопией – в среднем ряду на первой парте (чем ниже острота зрения, тем ближе к доске);
детям с диагнозом астигматизм – показан для рассаживания средний ряд. Парта зависит от остроты зрения.
при светобоязни, а это явление наблюдается при альбинизме, аниридии, катаракте, дистрофии сетчатки, глаукоме — показано рассаживание дальше от окон, использование штор для защиты от прямых солнечных лучей.
при атрофии зрительного нерва, близорукости; требуется большей освещенности при зрительной работе. Этим детям нужна парта у окна.
Немаловажное значение для комфортности зрительной работы имеет правильная посадка учащегося, требующая соответствия размеров школьной мебели его росту. Существует определенный ГОСТ. Размер парт и стульев в соответствии с ростом детей представлен на слайде.Все парты и стулья в школе регулируются. Педагог обязан следить за соответствием размера парт росту учащихся. Это одно из важнейших гигиенических условий зрительной работы. При отсутствии парт требуемого размера следует посадить ученика за парту большого размера, при этом снабдить рабочее место подставкой для ног.
Кроме этого не забываем постоянно следить за осанкой и чтобы дети ноги ставили на всю ступню и под прямым углом.
2. Освещение
Использование дневного света должно быть максимальным. Наилучшее естественное освещение в учебных помещениях - боковое левостороннее с применением солнцезащитных устройств. Искусственное освещение обеспечивается светодиодными лампами. Освещенность в учебных помещениях должна быть не менее 500 лк. При работе с мелкой деталировкой 1500лк. Применение дополнительного освещения на рабочем столе приветствуется, для этого используем настольные лампы, причем если ребенок правша лампу ставим с левой стороны, если левша, то с правой стороны. Настольные лампы необходимы всем детям у кого есть миопия, кроме детей у кого есть светобоязнь.
Необходимо избегать тени при работе в тетради.
Кроме этого необходимо следить за чистотой стекол на окнах. Нельзя также заслонять окна цветами, наглядными пособиями, чтобы не было никаких препятствий для света.
Для Слабовидящих:
Очки (Необходимо следить за ношением очков. Если офтальмолог прописал очки, то нужно их носить и бережно к ним относиться, правильно класть их на стол, протирать линзы очков)
Подставка для чтения, которая позволяет держать книгу ближе к глазам. Подставки сейчас самые разнообразные. (Они необходимы детям с миопией и сходящимся косоглазием)
различные лупы (у нас в школе есть обычные ручные лупы, есть электронные лупы в библиотеке и у меня в 301 кабинете, детям, кому это необходимо лупы нужно приобретать)
тетради для слабовидящих в крупную клетка или линейку, с четкими линиями, если ребенок очень плохо видит.
ручка с черной пастой для письма и ручка с зеленой пастой для черчения и подчёркивания, выделения орфограмм
Для Незрячих:
прибор и грифель, тетрадь для слепых
аудиокниги, также на телефоне ребята могут прослушать информацию, на тифлофлешплеере,
линейки, транспортир с тактильными метками,
прибор для рисования и черчения «Школьник»
универсальный цифровой планшет, предназначен в качестве средства обучения на уроках математики,
Для того, чтобы незрячим ребятам сделать наглядное пособие, дидактический материал в школе имеется брайлевский принтер и термопечь.
4. Использование наглядности
В обучении детей с нарушением зрения используется наглядный материал разных видов. Детям на самоподготовке может понадобиться наглядность. Вспомним какая она бывает.
1.Естественная наглядность (Натуральные наглядные пособия): предметы ближайшего окружения, животные, растения, овощи, фрукты и т.д., которые специально подбираются для занятия или наблюдаются в ходе прогулок, экскурсий. (при использовании натуральной наглядности дети с нарушениями зрения приобретают реалистичные представления, более полную информацию)
Объемная наглядность: муляжи, чучела животных и птиц, модели, макеты, геометрические тела, дидактические игрушки: куклы, кукольная мебель, посуда, игрушки, изображающие животных, птиц, насекомых и т.д. (требования: четко выделены детали, правильно пропорциональны все части тела)
Экспериментальная наглядность (опыты, эксперименты)
Для слабовидящих изобразительная наглядность: иллюстрации, репродукции картин, фото. Графические наглядные пособия: таблицы, схемы, планы. Символические наглядные пособия: различные карты.
Материал должен быть четким, точным, ярким и красочным, без излишней детализации.
Нельзя использовать пособия с блестящей поверхностью (глянцевый поверхностью, глянцевое ламинирование, под стеклом)
Иллюстративный материал должен быть максимально приближен к реальности, иметь четкую форму, цвет, соразмерное соотношение.
Наглядные пособия должны быть с повышенной насыщенностью (оранжевого, красного, зеленого цветов). Демонстративный материал нужно показывать на контрастном с цветом фоне,
Следует избегать излишнего загромождения картины или карты деталями, затрудняющими их обозрение и понимания.
Некоторые рисунки требуют специального приспособления, доработки их для применения. (Если на рисунке на фоне снега изображен белый медведь, то детям трудно его различить. Чтобы приспособить для восприятия такой рисунок для школьника со слабым зрение, следует обвести контуры изображения медведя черным маркером.)
Шрифт брусковый 16 – 18 кегль Arial, Verdana, расстояние между строчками 1,5 кегля
Звуко – изобразительная наглядность (презентации, видеоролики, фильмы с тифлокомментированием) Длительность непрерывного применения на занятиях, уроках также регламентируется гигиеническими нормами. Так, в зависимости от возраста и характера нарушения зрения рекомендуемая длительность просмотра составляет от 7 до 30 минут (1—2 классы: 7—10 минут, 3—4 классы: 10—15 минут, 5—11 классы: 15—30 минут).
Для слепых рельефная наглядность включает в себя иллюстративную, графическую и символическую наглядность: рельефно-точечные и барельефные предметные и сюжетные изображения, а также схемы, планы, таблицы, выполненные в рельефном изображении.
Необходимо помнить о классных досках
Хочется остановится на работе с доской. Здесь нужно придерживаться некоторых правил:
Доска должна быть тщательно вымыта.
Необходимо писать крупно и разборчиво - высота буквы 10-12см.
Необходимо проговаривать всё написанное на доске!
Многим ученикам необходимо время для того, чтобы прочитать написанное на доске - прежде чем стереть написанное убедитесь, все ли успели прочитать и переписать написанный на доске материал.
Если отдельным ученикам сложно разобрать написанный на доске материал, дайте им возможность подойти к доске и рассмотреть (этот совет относится и к любой наглядной информации расположенной на доске - плакаты, репродукции картин, схемы, таблицы).
5.Проведение физкультминутки, гимнастики для глаз
Физкультминутка – комплекс физических упражнений, направленный на снятие усталости. Состоит примерно из 4 - 5 упражнений и выполняется на середине самоподготовки. Это различные упражнения на все части тела, это и пальчиковая гимнастика, упражнения на осанку, нейрогимнастика, лимфодренажная гимнастика и т.д.
Очень важна особенно для наших детей гимнастика для глаз - это одна из форм работы по профилактике и коррекции нарушений зрения, переутомления зрительного аппарата.
Виды гимнастик.
По использованию художественного слова:
со стихотворным сопровождением (чаще всего в начальной школе используются);
без стихотворного сопровождения.
По использованию дополнительных атрибутов
- с предметами (картинки, мячики массажные, указки лазерные (проследить луч указки);
- без атрибутов (пальминг);
- с использованием специальных полей (тренажер Базарного, лабиринты, дорожки (проследить глазами);
- с использованием ИКТ (компьютерные зрительные гимнастики, которые можно найти в интернете или сделать самим с помощью программы PowerPoint, с помощью анимаций)
Но необходимо знать, что есть противопоказания.
Отслойка сетчатки – приток крови к глазам может ухудшить состояние и спровоцировать разрыв сетчатки.
Воспаления и инфекционные заболевания глаз – во время проведения гимнастики могут повыситься болевые ощущения.
Восстановительный период после операции на глаза – во время реабилитации нельзя тереть глаза, нагрузки замедляют процесс заживления.
При косоглазии (сходящемся и расходящемся) необходимо исключить упражнения вправо – влево.
При миопии важное упражнение "Объект на оконном стекле - дальний объект" («Метка на стекле»). Ученик в очках для дали встает на расстоянии 30-35 см от оконного стекла. На стекле на уровне глаз прикрепляют метку 3-5 мм диаметром. Вдали на линии взора, проходящей через эту метку, намечает какой-нибудь постоянный предмет для фиксации (дом, дерево и т.п.). Поочередно взгляд переводится с метки на далекий предмет.
Распространенное упражнение «Пальминг». (Происходит от слова «пальм», в переводе на русский означает ладонь) Применяется, чтобы снять усталость, напряжение глаз, дать отдых мозгу. Бейтс (американский врач – офтальмолог) пишет о том, что «Пальминг в детском возрасте должен стать чем-то вроде мытья рук. Его не бывает много». Смысл пальминга состоит в том, чтобы изолировать глаза от внешних зрительных впечатлений и погрузить их в темноту. Это упражнение на 1-3 мин. Метод привлекает своей простотой, не требует никаких затрат, технических средств, и применим в любой момент на уроках и занятиях, в различные режимные моменты.
Начинаем пальминг: снимаем очки, бережно кладем их на стол.
Садимся удобно, локти кладем на стол.
Готовим ладони к упражнению, потирая их, друг о друга, чтобы они были теплыми, мягкими.
Складываем ладони полумесяцем и плотно закрываем глаза. Важно, чтобы они не сдавливали орган зрения, но хорошо перекрывали свет.
Для окончания упражнения нужно несколько раз моргнуть, отвести ладони от лица и повертеть головой несколько раз в разные стороны.
Отсутствие света во время пальминга, покой и тепло рук успокаивает. В результате усталость быстро проходит.
На каждого ребенка с нарушением зрения я подготовлю в течение недели офтальмоэргономические рекомендации, также там будет информация о зрительном диагнозе ребенка, расшифровка диагноза. Распечатайте их и положите в общую папку. Кроме этого подготовила более подробную информацию по подготовке презентаций и проведению гимнастики для глаз. Все это можно будет найти на рабочем столе в папке «Коррекционная работа».
Все эти сведения помогут организовать индивидуальный подход к учащимся и дифференцированное обучение, определить время и порядок смены различных видов деятельности на уроке, создать эргономически правильные условия учебно-познавательной деятельности ребенка с нарушением зрения и тем самым повысить эффективность его работоспособности.
Пожалуй, главной нашей задачей является научить слабовидящих учеников правильно пользоваться своим зрением.
Сформированная в раннем возрасте привычка бережно относиться к каждой крупице своего зрения остаётся на всю жизнь.
5