СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рекомендации психолога педагогам по работе с «трудными» подростками».

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рекомендации психолога педагогам по работе с «трудными» подростками».

Просмотр содержимого документа
«Рекомендации психолога педагогам по работе с «трудными» подростками».»

Рекомендации психолога педагогам по работе с «трудными» подростками».

Прежде всего, в каждом конкретном случае следует выявить причины трудновоспитуемости учащегося по следующей схеме:

  1. что искажено в духовном мире подростка в наибольшей мере;

  2. какие неблагоприятные условия существуют в данный момент;

  3. с какими отрицательными обстоятельствами может справиться сам ученик, а какие следует устранить с помощью семьи и школы;

  4. были ли допущены педагогические ошибки по отношению к подростку и как их исправить.

Для осуществления педагогической профилактики и коррекции поведения трудного подростка рекомендуется:

  1. Найти сильные стороны, качества подростка, опираться на них в деле воспитания.

  2. Не оставлять без похвалы любое положительное проявление подростка.

  3. Стараться не сравнивать ученика с другими, особенно если это сравнение не в его пользу.

  4. Говорить с учащимися тактично, избегать резких выражений. В общении с подростками не должен присутствовать поучительный уничижающий тон. Ни в коем случае не допускать публичных порицаний.

  5. Контролировать свои эмоции, сдерживать гнев или негодование.

  6. Уметь признавать свои ошибки и просить прощения.

  7. Не позволять себе оскорбить учащегося. Исключить угрозы и шантаж.

  8. Выказывать отношение только к поступкам, а не к личности учащегося (не «ты грубиян», а «ты проявил грубость»).

  9. Найти повод похвалить ребенка, особенно спустя некоторое время после наказания. Он убедится, что претензии были к его поступку, а не к личности в целом.

  10. Чаще давать понять подростку, что он вправе сам решать и нести ответственность за свои решения и поступки.

  11. Концентрировать внимание подростка на уже достигнутых в прошлом успехах и вселять в него веру в будущие успехи.

  12. Показать подростку, что он вам небезразличен, что его поступки и личностные качества замечают, что позитивные изменения радуют, а срывы огорчают.

  13. Предоставлять возможность высказать свое мнение, предложить пути выхода из ситуации.

  14. Действовать терпеливо и последовательно, поскольку в данной работе не может быть быстрых положительных результатов.

  15. Совершенствовать работу по формированию классного коллектива, не допускать в нем изолированности трудного подростка.

Целесообразно использовать следующие группы педагогических приемов:

  1. Проявление доброты, внимания, заботы. Сочувствие.

  2. Просьба.

  3. Поощрение в виде одобрения, похвалы, награды, выражения доверия.

  4. «Авансирование личности» - предоставление определенного блага, высказывание положительного мнения о подростке, даже если он этого еще пока не заслужил в полной мере. Аванс побуждает к проявлению лучших качеств.

  5. Дать понять подростку, что неблаговидный поступок – досадное недоразумение, случайность и больше не повториться, так как ошибки возможны, но нужно извлекать из них полезный опыт.

  6. Прощение подростка в конкретной ситуации, которая всегда есть только следствие, а не причина осложненного поведения.

В целях усиления положительного влияния на подростков через коллектив используются следующие приемы:

  1. прием доверия – подросток выполняет наиболее значимое общественное поручение коллектива, в котором он сможет проявить свои знания и умения;

  2. прием постепенного приручения к деятельности на общую пользу – поручения повторяются, усложняются и мотивируются их общественной значимостью;

  3. прием поддержки коллективистских проявлений – поощрение и одобрение коллективом, усилий подростка при выполнении общественной работы при доброжелательных отношений к нему окружающих;

  4. прием недоверия – коллектив высказывает сомнения в том, что поручать или нет какое-либо дело данному подростку из-за негативных его личных качеств, побуждая его тем самым к самокритике;

  5. прием осуждения безнравственности эгоистических установок и взглядов подростка;

  6. прием побуждения подростка к объективной оценке своего поступка;

  7. прием включения подростка в коллективные общественно-значимые виды деятельности, где он должен проявить свои отношения к совместным коллективным делам, умение сотрудничать с одноклассниками.